Что нужно знать о настоящих органических продуктах (и о том, как их вычислить)

[Еда] [Еда для красоты и здоровья] [Здоровье]
1279
Рассказываем, как не попадаться на маркетинговую удочку и питаться с исключительной пользой для здоровья.

ЗОЖ – абсолютный lifestyle-тренд последнего десятилетия, а здоровое питание уже давно стало панацеей обитателей мегаполисов. Однако органическое питание выделяют как особенно грамотное. Что это такое и что нужно знать про органические продукты – узнаем из этого материала.

Органика – что это?

Термин «органическое питание» появился в 40-х годах ХХ века. И за рубежом органическое производство и органическая продукция – дело давно привычное. На сегодняшний день они стали частью трендовой повестки питания и в наших широтах.

«Если в обычном индустриальном сельском хозяйстве используется химия, пестициды, антибиотики, консерванты и так далее, то в органике это строго запрещено, – рассказывает Надежда Степкина, ведущий специалист Национального органического союза. – Миссия органического производства – это защита окружающей среды, растений и животных и, конечно, самих потребителей.

Каковы главные принципы органического производства?

«Запрещено использовать химию, и не только в удобрениях, но и в кормах для животных. Животные пасутся свободно, а на пастбищах выращиваются только органические травы. Земля перед тем, как использоваться в органике, отдыхает, потому что из почвы нужно вывести остатки химических веществ. Лечить животных антибиотиками запрещено. Для растений – никаких стимуляторов роста. С сорняками и вредителями борются птицы или полезные насекомые, а также специальные биопрепараты. Все это, конечно, трудоемко, что влияет и на конечную цену органической продукции», – комментирует Надежда.

Чем отличаются «био», «эко» и «органик» продукты?

Долгое время в России не было закона об органическом производстве, что рождало хаос: покупатели не могли разобраться, что же считать органикой, а органическим производителям было трудно продвигать свой товар на магазинные полки. В 2018-м году наконец был принят закон об органике. К этому времени доверие потребителей к органической продукции в России уже существенно выросло.

«Сейчас на рынке часто встречается продукция с надписями «натуральный», «фермерский», «эко», «био». Но это не органическая продукция. Это явление так называемого «гринвошинга», экологического маркетинга. Мы призываем потребителей не вестись на уловки маркетологов. В некоторых европейских странах термин «био» действительно соответствует «органик». В Германии, например, официально признаны два термина – «био» и «эко». В российском законе зафиксирован только термин «органик» на русском языке, и он будет защищаться с 1 января 2020 года, когда закон вступит в силу».

Многие покупатели не могут остаться равнодушными при упоминании словосочетания «фермерские продукты»: прилавки с мясом, сыром, маслом, оформленные в стиле «прованс», действительно очаровывают и подкупают. «Да, фермерские продукты могут быть здоровыми и вкусными, однако это не органика. Для органики характерен строгий контроль со стороны сертификатора, а многие фермеры не хотят такого контроля или не готовы к нему.  Важно отметить, что и крупные компании, работающие на внутреннем рынке, тоже пока не занимаются органикой, так как переход на эти технологии кажется им финансово невыгодным. Исключением становятся лишь компании, занятые в сфере экспорта. Производством органических продуктов занимаются в основном малые или средние компании».

Что дает и защищает статус «органик»?

Производители органики обязаны подтверждать свой статус. И за рубежом, и в России такое производство должно пройти сертификацию, а это очень тщательная проверка: инспекторы проверяют документацию, почву, семена, которые используются, здоровье животных, наличие химических веществ в производстве, добавок и так далее (читайте также: «Что съесть, чтобы похудеть: гид по пищевым добавкам»). Процесс сертификации небыстр, а потом уже и в ходе деятельности компании инспекторы наведываются на производство и проводят проверки.

«Прошедшая проверку компания получает сертификат органического производителя, – рассказывает Татьяна Волкова, генеральный директор компании «Органик эксперт». – На территории России действует пока единственная сертификационная компания – «Органик эксперт». Любая сертифицированная органическая продукция имеет на упаковке графический знак. В России это в большинстве случаев европейский зеленый знак с листком, сформированным из 12 белых звёзд. Также существуют американские и японские графические знаки органики или российский зеленый листок, который используется Национальным органическим союзом».

«Таким образом, сертификация производства помогает обеспечить и защиту прав потребителя,  – комментирует Татьяна Волкова. – Ведь мы с вами хотим быть уверенными в качестве продукции, но не можем сами проверить производителя органики и его предприятие. Строгий контроль за органическим сельхозпроизводством ведут компании-сертификаторы, и наличие сертификата у продукта  – своеобразный «маячок» для покупателя, что это настоящая органика».

Какие опасности таят обычные продукты?

Мы уже привыкли к тому, что в составе продуктов, которые мы покупаем, часто содержатся такие компоненты, как глутамат натрия, ГМО, консерванты, красители, усилители вкуса, загустители и прочее. В итоге в наш организм попадают вредные вещества, а с овощами и фруктами – остатки используемых удобрений. Врачи уже отмечают снижение иммунитета современного человека и видят прямую связь с некачественным питанием. Давайте разберемся, что же вредного содержится в обычных продуктах.

Пестициды

Задача этих химических веществ – уничтожать на полях вредителей и сорняки, а еще – сохранять овощи и фрукты при хранении и перевозке. Пестициды часто токсичны для живых организмов. Вместе с вредителями они травят и окружающую среду – почву, воды, воздух. Остатки этих вредных веществ остаются в продуктах, а, значит, их-то мы и съедаем. Кстати, пестициды начали разрабатывать в тех компаниях, которые когда-то производили химическое оружие.

«Пестициды могут наносить вред центральной нервной системе, а также стать толчком к развитию раковых заболеваний, появлению различных патологий у детей, бесплодию», – комментирует Надежда Степкина.

«Химикаты нарушают, в частности, работу эндокринной системы у маленьких детей. Многие родители сейчас переходят на кормление детей только органическим питанием, и это настоящая забота об их здоровье», – отмечает Анна Ольговская, директор по маркетингу компании «Углече Поле».

Удобрения

Также в индустриальном сельском хозяйстве используют удобрения, чтобы восполнять недостаток различных веществ в почве. Например, это нитраты. Они попадают в грунтовые воды, а затем и в наш организм. «Нитраты превращаются в организме в нитриты и нитрозамины, канцерогенные соединения. Они влияют на развитие раковых заболеваний, появление аллергий, поражение внутренних органов», – говорит Надежда.

ГМО

В ХХ веке человечество начало активно использовать наработки генной инженерии. Появились генно-модифицированные продукты. Однако еще 10 лет назад ООН заявила, что ГМО не помогают преодолеть голод на планете (к слову, для этого технология и была разработана).

Зато от ГМО очень много вреда. «Например, генно-модифицированные растения могут опылять и немодифицированные. В итоге, появляются сорняки, которые уже привычны к воздействию химикатов». А химикам приходится создавать еще более ядовитые гербициды, что, соответственно, сказывается и на нашем здоровье.

ГМО-культуры используют  в кормах для сельскохозяйственых животных, а еще на их основе делают искусственные подсластители, а также некоторые продукты – чипсы и крекеры.

О пользе органики

«Органическая продукция эффективна для профилактики онкологических заболеваний, ведь в них много антиоксидантов и других полезных веществ. Например, органическое молоко содержит примерно в 1,5 раза больше полезных омега-3 жирных кислот (читайте также: «Химия красоты: 9 кисло, которые нужно знать»), чем обычное, а еще в нем больше железа, витамина Е, и на 40% больше линолевой кислоты, которая, между прочим, помогает держать мышцы в тонусе и сжигать лишний жир. А в органическом мясе гораздо меньше вредных насыщенных жиров, а значит, употребление такого мяса в пищу снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний», – комментирует Надежда.

Как сделать правильный выбор при покупке органических продуктов?

Внимательно рассмотрите упаковку

Наличие знака органической продукции подтверждает ее подлинность. Под знаком имеется надпись, которая грамотному потребителю может рассказать о продукте самую важную информацию. В ближайшее время для упрощения получения данных планируется появление на упаковке QR-кода, который можно будет сканировать смартфоном и проверять всю информацию о продукте и его производителе в интернете.

Обратите внимание на срок хранения продукта

Органическая продукция, так называемая «скоропорт», лишена консервантов, не проходит глубокую пастеризацию, поэтому редко может храниться более 10 дней. Настоящее органическое молоко проходит пастеризацию при температуре 68-72 градуса (не выше) и сохраняет все полезные вещества.

Посмотрите список ингредиентов

В органических продуктах не должно быть никаких искусственных пищевых добавок, генно-модифицированных продуктов, красителей, ароматизаторов. В переработке и производстве не применяются рафинирование, минерализация.

Сверкающие сочными лощеными боками яблоки, яркие овощи – это не органика. А вот органические овощи и фрукты часто неказисты с виду. «Химия придает продуктам товарный вид. В органике это невозможно. Овощи и фрукты могут быть разными по размеру, с бочками и так далее. Именно эти моменты скажут вам, что это – органическая продукция, в которой нет ничего искусственного», – отмечает Надежда.

Органические продукты и после покупки ведут себя по-настоящему. Молоко, кефир, другая молочка не будут долго храниться, в нужный срок они скисают и сворачиваются. Долька яблока окислится на воздухе и потемнеет.

«Самое главное – быть уверенным в том, что производитель купленных вами продуктов действительно сертифицирован официальной компанией-сертификатором. Со вступлением закона об органике в силу защитить рынок и потребителей от подделок станет легче».

Об экспертах

Надежда Степкина — ведущий специалист Национального органического союза.

Анна Ольговская — директор по маркетингу компании «Углече Поле».

Татьяна Волкова — генеральный директор компании «Органик эксперт». 

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйСентябрь 2019
Moneymaker