Елена Латышева: «Прибыль не может быть целью. Прибыль ─ это следствие»

[@Work] [Интервью][От первого лица][Карьера]
2519
Финалистка премии Veuve Clicquot Business Woman Award Елена Латышева рассказала, как ведут бизнес близнецы и что такое сахарный «Оскар».
Елена Латышева

Marie Claire: Вы пришли в бизнес вместе с сестрой-близнецом Евгенией Уваркиной. Не было ли у вас внутренней конкуренции?

Елена Латышева: Вселенная так распорядилась, что мы с Евгенией почти все делаем вместе или синхронно. Несмотря на то что я вышла замуж на три года раньше, чем она, первых детей мы рожали с разницей в полтора месяца. Не зная, что меня номинировали на премию Veuve Clicquot, за две недели до церемонии Женя позвонила и спросила, смогу ли я поехать с ней на вручение награды «Меценат года», которое почти в то же самое время проходило в Петербурге. Даже премии нам вручают одновременно! Мы с Евгенией действительно как одно целое. Я не представляю жизни без нее, она – без меня, и каждая из нас считает другую своим лучшим изданием. У меня четыре дочери, и на их примере я вижу, что между обычными сестрами всегда есть конкуренция. Не вредная, добрая, но все равно есть. У нас с Женей никогда такого не было.

Хотя... надо отметить, что первые 10 лет в нашем семейном бизнесе первенство принадлежало сестре. В конце концов, она старше меня на целых 15 минут!

А сама идея совместного бизнеса принадлежала ей?

Мы начинали не с сельского хозяйства, которым занимаемся сейчас, а с торговли сахаром. Это действительно была идея Евгении. Она работала менеджером в информационном агентстве и занималась направлением сахара, и ей казалось глупым только давать информацию, где что купить, не занимаясь сопровождением сделок. Тогда, в 1996 году, я сидела с двумя маленькими дочками и прекрасно себя чувствовала в роли домохозяйки, но, конечно, предпринимательство всегда жило внутри меня... Мы взяли в аренду восьмимет­ровый офис, два компьютера и занялись трейдингом сахара. И уже за первый год объем продаж превысил план в 20 раз!

Мы быстро убедились в утверждении, что главным в бизнесе является вопрос «как?» – как делать и как подходить к делу.

Чему еще научили вас первые годы в бизнесе?

Осознанию роли, которую играют экспертиза, технологичность, стремление быть лучшими в своем деле. Когда накануне участия в премии VC BWA я читала историю вдовы Клико, я все это в ней увидела. И нашла сходство с еще одной передовой дамой того века – внучкой императора Николая I, принцессой Евгенией Ольденбургской. Получив в подарок от императора поместье Рамонь в Воронежской губернии, она превратила Рамонь в инновационный промышленный центр, где поя­вилась даже железная дорога, построила первый в России сахарный завод и крупнейшую в Европе кондитерскую фабрику, которая поставляла продукцию в 50 стран мира. А еще придумала маркетинговый ход: продавать в России большие конфеты с вкладышами. Для мальчиков на них изображали модели автомобилей и приемы борьбы, для девочек – модные платья. Это был новый инструмент продвижения, когда даже те, кто не мог покупать конфеты килограммами, каждый день приходили за одной конфетой, потому что было модно собирать вкладыши. Евгения, так же как и вдова Клико, в своем поместье выбирала фокус на экспертизу, лучшее качество, внедрение новых технологий, – и обе достигли мировой известности на века.

Меня восхищают компании с долгой историей. Мы с сестрой ездили в Германию знакомиться со 140-летней семейной фирмой Pfeifer & Langen – второй в Европе по сахарному производству. Принципы компании так и остались семейными. В России принято считать, что частные фирмы живут не больше 30–40 лет. А я уверена, что в стране есть все предпосылки, чтобы создать компании-долгожители. И верю, что наша компания станет одной из них.

Pfeifer & Langen Фотография Instagram @pickertland

Как вы считаете, можно ли, управляя империей, сохранить способность мечтать?

В конце 90-х, на этапе становления компании, мы выполняли все роли – и собствеников, и руководителей, и контролеров на местах. Я проводила много времени в производственных цехах и каблуки-платья надевала редко. Но принцесса внутри меня никуда не делась. В тот период я услышала о «сахарном ужине». Его учредила больше ста лет назад королевская семья Британии. На ужин приглашаются главы мировых компаний, которые занимаются сахаром: трейдеры, страховые компании, банки и производители. И попасть туда можно только по особому приглашению, если твоя компания добилась глобальных результатов. Наша компания тогда была очень маленькая, но я «замечтала» попасть на этот сахарный «Оскар». Мечта сбылась – в 2004 году пришло приглашение в Лондон.

Знаете, есть хорошая притча, которую я рекомендую читать прежде всего девочкам, – «Маша и мироздание». Надо мечтать и верить, что вселенная все устроит, и мечта сбудется. И если загадал, то теребить себя мыслями «а вдруг не получится» неконструктивно. Надо верить в мечту и, конечно, хорошо делать свое дело.

И в бизнесе так же: я всегда говорю, что прибыль не может быть целью. Прибыль – это следствие. И получит компания прибыль или нет, зависит от того, как люди работают и какие цели ставят!

На протяжении 23 лет мы думаем в том числе о том, на какие цели улучшения и развития направить прибыль.

Логика семейного бизнеса, наверное, предполагает раннее вовлечение в работу детей. Вы дочерей трудом воспитываете?

Обязательно!

Наши с Женей дети с 13 лет работали учетчиками на полях, чтобы понимать, что такое бизнес родителей и как мир устроен. Ведь нам с сестрой приходилось погружаться во все с нуля.

В 2002 году нам случайно предложили взять заброшенное сельхозпредприятие «Родина» в родной Липецкой области, где из 3000 га в обработке находилось меньше 20 %. Мы не представляли, за что беремся. Умели хорошо продавать сельхозпродукцию, но совершенно не понимали, как ее выращивать.

Лена, и как же вы решились?

Когда представляется случай, надо быть готовым взять на себя ответственность, пойти на риск. Когда глава района предложил нам забрать предприятие, второму ребенку Евгении было, по-моему, несколько месяцев. Но мы приняли серьезный вызов, потому что за два месяца нужно было сделать сев – в чистом поле, без опыта, техники и даже без толкового агронома. Мы поехали искать экспертизу и лучшие практики. И тех, кто готов делиться опытом.

Буквально? Сели в машину и поехали по соседним областям?

Именно. Проанализировали перечень лучших хозяйств и поехали в Белгород, оттуда – в Орловскую область, где был частный колхоз-миллиардер, 30 000 га, всегда в лидерах. Там произошла знаковая для нас встреча с их главным агрономом Александром Ивановичем Ретинским. Еще один ключ к успеху любого бизнеса – умение находить своих людей. С Ретинским у нас случилась любовь с первого взгляда.

Вы «увели» чужого агронома?

Мы с Женей его четыре года уводили, хотя проникся он к нам тоже с первого взгляда и поэтому щедро делился­ знаниями о новейших технологиях и, не работая у нас, всегда помогал с внедрением новых технологий. Он после работы приезжал к нам в хозяйство на рабочие совещания и не брал за это ни копейки, сколько ни уговаривали. Мы с Евгенией были убеждены, что Ретинский – наш человек и именно он нужен команде.

За четыре года мы «подросли» и в 2006 году, когда у нас уже было 8000 га, снова начали настаивать на его переходе к нам. И он не устоял, принял предложение.

С такой историей он уже, наверное, воспринимается как семья.

Александр Иванович и есть часть нашей большой семьи, потому что в прошлом году его сын Виктор и дочь Евгении стали мужем и женой. И вся наша семья помнит, как они познакомились, когда в детстве вместе ездили работать на практику «в поля». Им было по 14–15 лет, и тогда случилась любовь с первого взгляда. Витя в знак проявления чувств выложил из репейника на кресле автомобиля «буханочка» сердечко с именем «Люда». Потом они долгое время были хорошими друзьями, их пути разошлись. Витя поехал учиться в Тимирязевку, потом в Австрию на стажировку, но вернулся­ в Липецкую область, чтобы пойти по стопам отца и, начав профессиональный путь с помощника агронома, за четыре года вырасти до главного агронома нашего холдинга. А Людмила, закончив вуз в Воронеже, поехала в Москву работать. У него была невеста, у нее – жених, но мы всегда знали, что Витюха влюблен в нашу Люду. Два года назад, когда она рассталась с парнем, Витя пригласил Люду в Сочи прыгать с тарзанки. Сработало! 8 сентября прошлого года ребята поженились, и Александр Иванович официально стал нашим родственником.

Это мистика, понимаете? Все события и встречи взаимосвязаны.

Ваш медицинский бизнес – сеть МРТ-клиник «Эксперт» по всей стране – тоже имеет мистическую подоплеку?

Я этот бизнес называю знаком вселенной. В три с половиной года я перенесла серьезное заболевание, полгода провела в больнице. И потом еще долго нуждалась в сопровождении врачей, была на грани инвалидности. Врач, которая меня лечила и проводила со мной очень много времени, мечтала, что я пойду учиться на доктора. Но вышло даже лучше. В 2005 году я познакомилась с Андреем Коробовым (очередная судьбоносная встреча!). Он тогда работал врачом-рентгенологом в первом коммерческом центре МРТ-диагностики в Воронеже. И с первого дня встречи с Андреем у нас возникло доверие. Он начал подталкивать меня заняться медицинским направлением, постоянно рассказывал, что МРТ-диагностика – это отличная ниша. Мы не сразу согласились, так как сельхозбизнес находился в активной инвестиционной фазе, появилось новое направление – первые молочные фермы, – которое требовало погружения и активной поддержки. Но через несколько месяцев мы с сестрой все-таки приняли решение идти в медицинский бизнес.

Вы все решения принимаете вместе с сестрой?

Да. Даже когда вынуждена принимать одна из нас, вторая постфактум дает свою оценку. Например, мы долго искали руководителя сахарного направления. Я мечтала о менеджере, похожем на меня, чтобы любил продажи как отношения. И когда я поняла, что нашла того, кого искала (Артем Шумейко – наш человек по ценностям и принципам, он классный продажник), я, не медля, сделала ему предложение. А потом просто позвонила моей Уваркиной: «Женя, я нашла нам руководителя продаж. И пригласила его в компанию». Евгения ответила: «Если ты так чувствуешь, я одобряю».

Бизнес как одна большая семья – звучит красиво, но как быть с тем, что иногда люди и воруют, и обманывают, сегодня работают, завтра уже не хотят?

Мы не можем сказать человеку, что цель компании должна стать для него главной. Это же не его бизнес. Но это его компания.
И мы всегда должны помнить, что, развивая бизнес, создаем среду для развития людей в команде.

Вы уже 10 лет не занимаетесь операционным управлением «Трио», но знаю, что проведение праздника компании вы так и не смогли никому делегировать. Даже фильм снимаете к этой дате.

День компании мы отмечаем уже 22 года, несмотря на кризисы. Есть в мире «сахарный ужин», есть в России встречи зерновых и молочных союзов, а есть день компании «Трио», когда в Липецке собираются все: и молочники, и сахарники, и российские, и зарубежные партнеры. Я – бессменный организатор праздника. К 17-летию компании я опробовала новый жанр, подготовила сюрприз для Евгении – фильм о компании, главной героиней которого, конечно же, была она.

Сестра плакала, когда смотрела?

Мне кажется, плакал весь зал.

Сегодня я точно понимаю, что компания перешла на уровень, когда сотрудники разделяют общие ценности.

И это не просто слова. Вот вам пример в подтверждение – новогодний благотворительный марафон «Вместе делаем добро», рожденный удивительным образом.

Мы с Евгенией и наша компания давно уделяем внимание социальным проектам. В «Трио» действует программа помощи сотрудникам, в рамках которой мы ежегодно выделяем 20–25 сертификатов от 250 000 до 500 000 руб­лей на приобретение жилья. А еще поддерживаем рождаемость: выделяем по 25 000 рублей сотруднику, у которого пополнение в семье, независимо от того, кто работает в компании – мама или папа. Если оба, тогда сумма удваивается. Социальный бюджет компании «Трио» составляет не менее 100 миллионов в год.

Такая поддержка дает веру сотрудникам, что не только они на нас работают, но и мы для них. Я говорю про доверие, про крепкие отношения. Так вот, про марафон. В 2012-м вместо новогоднего корпоратива, который отменился по стечению обстоятельств, сотрудники компании решили собранные на корпоратив средства потратить на благотворительные цели. Узнав о такой инициативе, мы с сестрой поддержали идею и удвоили собранную сумму. Деньги пошли на нужды онкологического отделения областной детской больницы.

Это большое дело, которое мы сделали вместе, нас сильнее сплотило, объединило компанию. Конечно же, эта благотворительная акция стала доброй новогодней традицией для сотрудников. На следующий год к нам присоединились и другие организации Липецкой области, чтобы общими усилиями помочь еще большему количеству людей. Так и появился Новогодний благотворительный марафон «Вместе делаем добро». Цель марафона понятна каждому – помочь тем, кто в этом очень нуждается. Но, принимая решение участвовать, мы помогаем прежде всего себе – стать чуть лучше. Всегда есть куда расти и улучшаться.

И это все о ней

Елена Латышева
Председатель правления, соучредитель группы компаний «Эксперт» (федеральная медицинская сеть – 39 диагностических центров и 9 многопрофильных клиник); член совета директоров, соучредитель группы компаний «Трио» (крупнейший агропромышленный холдинг в Липецкой области, в состав которого входят Елецкий сахарный завод, две молочные фермы на 3600 коров, 86 000 га пашни и пять элеваторов)
Возраст: 43 года
Семья: замужем, четыре дочери
Любимая музыка: Адриано Челентано
Писатель: Эрих Мария Ремарк, Александр Куприн, Анна Гавальда
Спорт: виндсерфинг, треккинг, горные лыжи
Бренд одежды: Tom Ford, Paul Smith, Stella McCartney, Brunello Cucinelli

Фото: Илья Вартанян, Instagram

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйАпрель 2019
Beauty First