Женское лидерство: правда и вымысел

[@Work] [Карьера]
653
Действительно ли «стеклянный потолок» так непробиваем, как говорят? Правда ли, что женщины и мужчины – одинаковые руководители? И почему широкая репрезентативность дам в руководстве полезна для вашего бизнеса? Рассказываем.

Открывая программу практически любого бизнес-форума, мы обязательно найдем в ней тему женского предпринимательства или женского лидерства – сегодня многие обсуждают успешные кейсы с поправкой на гендерную составляющую. И это хорошо: благодаря новой тенденции, общество задается вопросами, почему женщины и мужчины получают разную зарплату за одинаковую работу, почему карьерный потолок у женщин ниже, чем у мужчин, почему мерилом успешности женщины до сих пор является наличие семьи и детей (читайте также: «Это сексизм: как современное общество унижает женщин»). Вокруг женского лидерства все еще много спорных утверждений, часть из которых – изжившие себя стереотипы. Вместе с экспертами из KFC мы выбрали пять наиболее ярких примеров и разобрались, что из них – правда, а что – миф.

Утверждение №1: До сих пор есть барьеры, мешающие женщинам продвигаться по карьерной лестнице

Это правда. Согласно исследованию Hays, 62% женщин в России отмечают наличие барьеров для карьерного роста. Среди основных препятствий –гендерные стереотипы, вынужденные перерывы в карьере из-за декрета, сложность в совмещении успешной карьеры и семейной жизни.

И, тем не менее, многие успешно преодолевают эти барьеры. Так, количество женщин в высшем руководстве компаний в России – одно из самых высоких в мире. Удивительно, но третий год подряд наша страна остается мировым лидером по этому показателю – 47% высших управленческих позиций занимают женщины, согласно данным исследования Grant Thornton International.

Утверждение №2: Женщины – более слабые руководители, чем мужчины

Это стереотип. Хотя подобное предубеждение действительно существует. По данным того же исследования Hays, 41% женщин считает, что в обществе существует предвзятое отношение к женщине-руководителю. Пожалуй, каждый из нас сталкивался со стереотипами о том, что женщины слишком эмоциональны, их настроение подчинено физиологическим процессам, и они не могут управлять собой. Якобы, так задумано природой, и женщины не могут быть хорошими лидерами.

Женский стиль руководства действительно отличается от мужского, но ни в коем случае не является менее успешным или менее эффективным: женщины чаще демонстрируют поведение, направленное на развитие сотрудников, чаще служат ролевой моделью, вдохновляют и вовлекают.

Эксперты считают, что такой тип лидерского поведения наиболее эффективен для решения проблем и вызовов будущего.

Так, опрос руководителей крупнейших корпораций определил четыре модели поведения, которые будут наиболее результативны для работы корпораций в течение пяти ближайших лет: стимулирование интеллектуальных процессов, вдохновение, вовлечение сотрудников в принятие решений и соответствие ожиданий вознаграждению. Три из этих моделей поведения наиболее характерны для женщин-руководителей, а четвертую мужчины и женщины применяют в равной пропорции.

Утверждение №3: Существуют сугубо мужские и женские профессии

Это правда, но лишь отчасти. Исследование Hays показало, что 59% женщин отмечают в своей жизни присутствие стереотипа о «типично мужских» позициях. Среди мужских сфер деятельности называют строительство, IT, нефтегазовый сектор, тяжелую промышленность и машиностроение, охрану и оборону, металлургию, хирургию, мореплавание и добычу ископаемых. Среди женских – управление персоналом, статистику, бухгалтерию, профессии, связанные с обучением и воспитанием детей, продажи, коммуникации, искусство, психологию, сферу обслуживания, СМИ.

Но, как мы видим, в случае «мужских позиций» речь идет не о руководящих/начинающих должностях, а о профессиях, связанных с физическим трудом либо с угрозой здоровью. Действительно, на работу машинистом метро до сих пор не берут женщин, как бы последним этого ни хотелось. Что же касается руководящих должностей, то тут ситуация иная. Например, по данным качественных интервью компании KFC, женщины отметили возможность карьерного роста в компании и отсутствие «закрытых» для них профессий или должностей.

Утверждение №4: Наличие женщин в руководстве не имеет никаких преимуществ

Это вымысел. Исследования подтверждают, что для финансовой эффективности необходим гендерный баланс в управлении бизнесом. Организации, которые включили в состав руководителей от трех и более женщин, демонстрируют лучшие результаты по девяти параметрам работы, среди которых: ответственность, координация и контроль, ориентация вовне, инновации, мотивация и другие.

Исследование финансовой группы MSCI, охватившее 4 200 компаний, также показало, что у компаний с сильным женским лидерством выше прибыль (+2,7% на акцию). Кроме того, эти компании меньше подвержены конфликтам и разногласиям в управлении.

Утверждение №5: Лидерство – мужская черта, и женщинам она не свойственна

Это стереотип. Хороший руководитель – понятие, зависящее не от гендера, но от набора компетенций. Конечно, идеал каждый человек видит по-своему, но можно сформировать перечень качеств, которые необходимы современному лидеру. Как правило, среди ключевых черт называются: способность мотивировать и вдохновлять других, способность принимать решения и нести за них ответственность, гибкость и открытость к инновациям, стратегическое мышление (читайте также: «Руководитель с большой буквы: кто такие супербоссы (и как ими становятся)»).

Согласно опросу, проведенному среди сотрудниц KFC, по их собственным оценкам, у них хорошо развита способность принимать решения и нести ответственность, но стратегическое мышление, умение вдохновлять людей, открытость к инновациям нуждаются в усилении. По следам этого исследования в компании KFC придумали программу Heart Led Women, которая помогает женщинам развивать нужные лидерские компетенции через добрые дела и волонтерство. Сотрудницы могут стать наставниками для подопечных из детских домов, организовывать волонтерские группы, инициировать и воплощать собственные проекты, проводить семинары и мастер-классы. Проект уже доказал свою эффективность: 78% участниц программы смогли получить продвижение на работе благодаря развитию новых навыков.

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2018
Street de luxe