Как начать карьеру в провинции и стать успешным топ-менеджером в Москве

[@Work] [От первого лица]
2997
О провинциалах в Москве рекрутеры всех уровней и мастей, кажется, готовы слагать легенды. Некоторые компании даже всерьез просят хэдхантеров подбирать на свои вакансии только людей из «замкадья». Мол, именно из «понаехавших» в итоге получаются самые хорошие работники. Так это или нет — статистику оставим специализированным агентствам, а сами обратимся к личному опыту Анны Русиновой.

Анна начинала свою карьеру простым продавцом-консультантом в Перми, а теперь занимает пост директора по торговым операциям федеральной розничной сети «Связной» в Москве и Московской области. Как ей это удалось и какие подводные камни ждут провинциала, мечтающего о высокой должности в столице, – она рассказала Marie Claire.

«Моя карьерная история началась с переезда в Пермь. Родом я из маленького города в Пермском крае, и переезд в столицу региона был для меня тогда настоящим вызовом. Ведь там не было мам-пап-бабушек-дедушек, гарантированного жилья и домашних обедов – я ехала в пустоту и очень волновалась. Но, наверное, именно с этого смелого решения и началась моя карьера. Первый рубеж был пройден, мосты сожжены, обратно домой возвращаться было уже нельзя.

Переехав в Пермь, я поступила в колледж и довольно долго жила в общежитии. Это тоже своеобразная школа жизни, благодаря которой потом легко адаптируешься к практически любой ситуации. Денег катастрофически не хватало ни на что, поэтому я быстро смекнула, что пора искать хоть какую-нибудь работу, чтобы сводить концы с концами. Так началась вереница недолгих работ, шабашек и подработок – от сетевого маркетинга и раздачи листовок до работы официантом и продавцом в продуктовом магазине. Совмещать работу и учебу, конечно, было сложно, но я понимала, что хочу несколько другого качества жизни, чем можно позволить себе на стипендию.

И вот, в 2005 году произошел переломный для меня момент. На вахте я увидела объявление о приёме на работу продавцов-консультантов в салон связи. Тогда «Связной» только выходил в Пермь, ну и, конечно, у всех был большой интерес к мобильным телефонам и подобным гаджетам. Ведь тогда мобильник был далеко не у всех. Меня вакансия заинтриговала. Собеседование и дальнейшее обучение были какими-то неожиданно сложными, но в итоге я всё удачно прошла и вышла на работу.

Наверное, многие студенты думают, что вся работа в студенческое время – временная и только из-за заработка. Но на самом деле никогда не знаешь, чем обернется каждое место работы. Для меня в итоге именно «временная» работа в «Связном» стала стартом большого карьерного пути. Буквально через пару месяцев работы продавцом-консультантом меня сделали старшим продавцом (фактически это главный человек в салоне), а потом в течение двух лет под моим руководством в Перми открылось несколько торговых точек. Уже в 2007 году меня серьезно повысили до операционного менеджера региона – в подчинении у меня было уже 15 магазинов.

Трудно сказать, что так впечатлило руководство в моей работе. С одной стороны, я всегда была уверена, что надо просто хорошо и ответственно делать то, что тебе поручили. К тому же, когда ты продавец, у тебя есть реальные, измеримые результаты твоей работы – продажи. Когда ты стабильно добиваешься высоких результатов, то, во-первых, понимаешь для себя методики, которые работают, а во-вторых – демонстрируешь, что поставленная планка для тебя низковата и ты бы мог делать ещё больше. Вменяемое руководство, как правило, этот сигнал не игнорирует.

На данном этапе мне было очень важно (как бы банально это не прозвучало) оправдать надежды мамы: когда я руководила всего одной торговой точкой, она уже всем рассказывала, что я директор. Я не могла не оправдать ожидания.

Потом в моей карьере началась череда переездов. Вообще, умение быстро собраться и переехать в другой город мне не раз помогало в работе. Думаю, лучший совет для человека, который хочет построить карьеру в крупной компании и высоко метит – быть готовым к перемене мест.

Сначала меня перевели в Челябинск на аналогичную должность, а потом, через несколько месяцев, назначили управляющим менеджером по целому региону, куда входили Свердловская, Тюменская области, а также Ханты-Манскийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Через два года меня перевели на аналогичную позицию в регион Поволжье, а потом вернули на Урал. В общей сложности управляющим менеджером в разных регионах я проработала 5 лет. А затем меня сделали директором по торговым операциям в Санкт-Петербурге и после полутора лет успешной работы перевели на аналогичную должность в Москву. Теперь у меня в подчинении почти 500 торговых точек, и можно с уверенностью сказать, что моя карьера удалась.

Когда делаешь карьеру с нуля, это интересно, но вместе с тем боишься – а вдруг не получится? Но в этом есть и положительный момент – тебе нечего терять.

Как начать свою карьеру

Если говорить о каких-то универсальных советах по построению карьеры, то, конечно, их нет!  Но, может быть, вам пригодятся уроки из моей карьерной истории:

  • Пока мы еще учимся, мы мало что понимаем в себе, и часто даже не представляем, чем хотим заниматься в жизни. И это совершенно нормально. Но если вы хочешь стать успешным человеком, стоит начать формулировать свои «хотелки» и желания хотя бы на краткосрочную перспективу. Если вы понимаете, что текущая работа с достижением этих карьерных «хотелок» вам никак не поможет, не надо бояться менять работу на более перспективную.
  • Обязательно нужно думать про деньги. Если вам надо снимать квартиру и вы хотите купить машину, нужно четко понимать, какой достаток вам для этого нужен. Но тем не менее нельзя зеленым и без опыта приходить к работодателю и сразу требовать большую зарплату и высокую должность. Важно знать себе цену, но как должность, так и приличную зарплату нужно заслужить.
  • Не надо бояться брать на себя ответственность и проявлять инициативу – таких людей, как правило, очень мало, и в любой компании их рады видеть.
  • Высшее образование – это, конечно, хорошо. Но заканчивать обучение, чтобы всего лишь получить «корочку», и еще ограничиваться на этом сегодня уже нельзя. Мир не стоит на месте, а классическое образование часто отстает от того, с чем вам приходится сталкиваться в реальной жизни. Поэтому нужно постоянно искать источники для получения новой информации – книги, СМИ, передачи, тренинги, дополнительное образование, да даже просто общение с людьми, которые знают что-то, чего не знаете вы. Самообразование дает действительно хорошее конкурентное преимущество, особенно когда вы начинаете в регионе – там почти никто не может этим похвастаться. Надо понимать, что нет единственно возможного сценария вашей карьеры. Не все станут большими начальниками, не все попадут в Forbes. Может получиться так, что ваш вариант карьеры – это развиваться линейно в рамках одной узкой специализации и стать, например, классным программистом или мастером по маникюру. Приоритеты, карьеры и жизненные пути у всех очень разные. Если ваш путь чем-то отличается, не стоит этого бояться».

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2016
Dream