Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях (Часть 1)
Наталья Токарь

Первая мысль моих клиентов, когда они получают приглашение на собеседование: «Мне нужно срочно подтянуть свой английский!». Люди начинают судорожно искать интенсивные курсы или готовиться к собеседованию – часто с теми, кто сам никогда в жизни его не проходил. И это при том, что я помогаю получить работу или повышение в иностранных компаниях тем, кто уже достаточно хорошо говорит на английском.

Не призываю следовать моим советам, но могу дать рекомендацию: всегда спрашивайте преподавателей английского, которые вызываются помочь вам подготовиться к собеседованию, сколько собеседований они сами прошли и сколько предложений о работе получили их студенты. Это поможет тратить деньги более разумно.

11 этапов собеседования – это не предел

Если вам воздалось за все ваши старания, и вас пригласили побеседовать на английском в компанию, где вы мечтаете работать, вместо возобновления гонки по бесконечным страницам английской грамматики или заучивания новых слов, которые «точно пригодятся», попробуйте: 1. Понять ожидания компании. 2. Разобраться, с кем именно будет собеседование. 3. Посвятить время до встречи практике самопрезентации на английском языке.

Не стану утверждать, что уровень английского не важен, но вы вряд ли сможете его значительно улучшить за пару дней, которые у вас есть до собеседования. Следует сфокусироваться НЕ на закрашивании ваших ПРОБЕЛОВ в языке, а на изучении информации о компании на языке оригинала и подготовке ответов на предположительные вопросы. И читать о компании, и готовиться лучше сразу на английском. Во-первых, вы сможете оперировать словами, которые использует сама компания на своем сайте или в описании вакансии, а не будете в ответственный момент долго искать перевод в голове.

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях (Часть 1)

Один мой клиент задался целью получить работу в AirBnB, и его пригласил на собеседование Берлинский офис. Там 11 (одиннадцать!) этапов собеседований. Другая моя клиентка переехала из Москвы в Санкт-Петербург, получив предложение от шведской компании, и ей тоже пришлось пройти шесть этапов собеседования, где финальным был разговор с генеральным директором. Если вы претендуете на высокую должность, или это большая корпорация, скорее всего, вас ждет похожая процедура. Все собеседования будут с разными людьми, поэтому имеет смысл заранее узнать, кто эти люди. Посмотрите их профиль в LinkedIn (если вы собираетесь работать в иностранной компании, у вас он тоже должен быть). Прочитайте интервью с этими людьми или их публикации. Внимательно изучите сайт компании и обратите особое внимание на ее ценности. Это поможет предугадать вопросы и понять, какие ответы важны.

Диалог с HR

Их может быть несколько, и первое собеседование с представителем отдела HR часто скрининговое (screening interview). Если вы проходите, то затем встречаетесь с HR-менеджером, который отвечает за ваше направление. Здесь важно понимать несколько моментов.

Формат. Обычно скрининговые собеседования проходят по телефону (хотя вас могут пригласить на личную встречу) и длятся 20-30 минут, в зависимости от вашего опыта и вакансии.

Цель такого собеседования. Важно убедиться, что вы понимаете суть вакансии (многие после детального разъяснения понимают: «не моё»), что вы не лжете в своем резюме (поверьте, таких случаев много), что вы разделяете ценности компании, и что вы «в бюджете». Да, о деньгах могут спросить сразу на первом собеседовании, чтобы дальнейшие переговоры имели смысл.

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях (Часть 1)

Рекомендации. Помните содержание вашего резюме – именно на нем будут основываться вопросы. Подготовьте стандартные ответы на стандартные вопросы на английском языке и обязательно проговорите их вслух. Не просто заучите, а именно порепетируйте – как вы будете отвечать на них вслух, и с какой интонацией. Лучше записать свои ответы на диктофон, чтобы можно было проанализировать и понять, что нужно улучшить. Поверьте, вы сами прекрасно поймете, что и где сказали не так – и в плане языковых ошибок, и в плане того, насколько убедительно звучат ваши слова. Цель этого упражнения – добавить вам уверенности. Если хотите железно перестраховаться – запишите ответы на вопросы и потом проговорите их вслух. Я понимаю, что это нудно и сложно, но пока вы пишете, ответы отпечатываются в голове, и вы больше запоминаете. Я рекомендую ознакомиться с подборкой от Forbes (Ten Smart Answers To Dumb Interview Questions), чтобы у вас были хорошие примеры ответов на «глупые вопросы». При этом, пожалуйста, не копируйте чужие ответы слово в слово. Они должны быть вашими – соответствовать вашему типу личности и вашему опыту, несоответствие всегда очевидно для того, кто собеседует. В лучшем случае вы будете звучать как робот. А чтобы говорить спонтанно и естественно, нужно репетировать. Я уделяю таким репетициям большое внимание.

Собеседования бывают разные. Если это ваша первая встреча с компанией, скорее всего, вам стоит готовиться к беседе с HR-менеджером. Если компания небольшая, вполне вероятно, вы сразу встретитесь со своим непосредственным руководителем. Меня несколько раз собеседовали по Skype представители англоязычных рекрутинговых агентств, которые подбирают персонал в компанию, и это немного другая история. Эти люди не являются представителями компании, не обязательно разделяют ее ценности. Они беспристрастны, так как собеседуют много людей, и сверяют кандидата с невидимым «списком». Если вы знаете, кто вас собеседует, гораздо легче подготовиться, ведь вы понимаете ожидания человека, сидящего напротив.

Важный момент, о котором многие забывают

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях (Часть 1)

HR-специалист, который проводит первое собеседование, не владеет вашими компетенциями и не может обсуждать с вами глубину предстоящих задач. Поэтому ваша задача – это не столько рассказывать о ваших достижениях в мельчайших деталях (оставьте это на следующие собеседования), сколько понравиться человеку напротив, как бы банально это ни звучало. Тренируйте навыки общения, нетворкинга, установления контакта на английском языке. Вам это пригодится.

Если вы претендуете на роль главного разработчика, вам не стоит готовиться к техническим вопросам: на этом этапе их просто некому будет задавать. Если вы претендуете на роль коммерческого директора, вас могут спросить о предыдущем опыте, но не будут просить посчитать воображаемый бюджет и объяснить, почему вы так им распорядились. Скорее, вам будут задавать вопросы о вас, а не о вакансии, чтобы определить, насколько вы впишетесь в команду и найдете общий язык с руководством. Если это роль персонального ассистента одного из ТОП-руководителей, на первом собеседовании вас также не будут просить написать драфт письма с приглашением на важную конференцию, но могут задавать каверзные личные вопросы, чтобы проверить на стрессоустойчивость и понять, насколько легко будущему руководителю удастся найти с вами общий язык.

Я однажды наблюдала, как первичное собеседование именно на позицию персонального ассистента проводили HR и потенциальный руководитель одновременно. Первый задавал вопросы по делу, а второй все время шутил и смотрел, как кандидаты реагируют на его юмор. Ему было важно, чтобы человек понимал его шутки, а не таращился в недоумении с немым вопросом «Да как можно в рабочее время!».

Особенно сегодня и особенно в иностранных компаниях ценятся личные качества, которые вы можете использовать, чтобы лучше выполнять свою работу. Профессиональные навыки – это то, чему можно научиться, а характер – это то, что в вас уже сформировано. Я рекомендую учиться рассказывать на собеседованиях и об одном, и о другом, а также подтверждать свои слова примерами.

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях (Часть 1)

Готовим ответы на глупые вопросы. Без обид.

Многие кандидаты обижаются, когда HR, который не может адекватно оценить их профессиональные качества, задает «глупые» поведенческие вопросы вроде «Если бы вы были сэндвичем, с чем был бы этот сэндвич?» или «Каким словом вас могли бы описать три последних руководителя?», или «Опишите случай, когда вы имели дело с трудностью на работе». Обижаются, потому что их «отсеивают», основываясь на ответах, которые не имеют ничего общего с реальностью компании и их профессиональными компетенциями.

С одной стороны, я бы рекомендовала все же заранее продумать ответы на подобные вопросы, потому что сложно изменить тенденцию: многие считают нужным их задавать. С другой стороны, как пишет Liz Ryan, автор Forbes, которого я безмерно уважаю: эпоха таких вопросов пришлась на 2012-2016 годы. После 2016 вопросы чаще звучат так: «У нас в компании сейчас такая сложность (описание проблемы). Ваши мысли?» Западные компании, особенно в США, очень ценят конкретику и готовность принимать решения. Этот вопрос может задать как HR, так и ваш потенциальный руководитель, правда, во втором случае вопросы будут куда детальнее и глубже.

Об авторе:
Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях (Часть 1)

Наталья Токарь – создатель тренингового центра UpSkillMe Business English for Ambitious Minds, автор методики обучения деловому английскому, upskillme.ru

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб