Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях? (Часть 2)

В первой части этой статьи мы детально проговорили, как следует подготовиться к различным этапам собеседования с сотрудниками HR иностранной компании. Здесь предлагаю сосредоточиться на вопросах, которые могут быть вам заданы уже на самом собеседовании.

Неожиданные вопросы от HR

Помните о том, что говорит Leszlo Bock, экс-директор по персоналу Google: сегодня все собеседования сводятся к одному формату, и людям задают стандартные вопросы: «Назовите ваши сильные/слабые стороны», «Расскажите о себе» и «Почему вы хотите получить эту работу?». Это не самый идеальный метод найти лучшего сотрудника, но ваш бонус в том, что вы на 90% можете предугадать вопросы и хорошо подготовиться.

Почему вы хотите уйти с текущего места работы? Это очень важный вопрос. Ваш ответ говорит HR-менеджеру о ваших навыках коммуникации внутри компании, ваших ценностях, и HR сразу оценивает возможный поведенческий сценарий в будущем. Никогда не говорите плохо о вашем нынешнем или предыдущем работодателе. Возможно, у вас действительно не сложились отношения с боссом, но не говорите, что он «плохой». Скажите, что у вас возник “value clash”, то есть конфликт ценностей и объясните, каким ценностям вы остаетесь верны в любых ситуациях.

Что вы знаете о нашей компании? Я была свидетелем множества собеседований, которые длились ровно минуту, потому что человек не мог ответить на этот вопрос. Логика собеседующего проста и понятна: если вы хотите, чтобы мы инвестировали наше время в вашу кандидатуру, будьте добры сделать «домашнюю работу» – посвятите свое время изучению информации о компании. Не стоит просто перечислять факты, цифры и имена. Обязательно упомяните, как вы, с вашим набором компетенций, можете помочь компании больше заработать или решить конкретную проблему.

Расскажите немного о себе. Стандартный вопрос, на котором, тем не менее, «проваливаются» многие русскоговорящие кандидаты. Не нужно рассказывать, откуда вы, где родились, и что любите рисовать. Также не стоит пускаться в долгие и скучные описания вашей деятельности за последние 10 лет. Пересказ резюме – не совсем ответ на этот вопрос. Представьте, что вы собираетесь в кино. На афише 5 фильмов, которые идут в этом кинотеатре в одно и то же время. Вы ничего о них не знаете, кроме названия, но жанр вроде бы ваш. Какой фильм вы выберете? Скорее всего, вы посмотрите трейлер каждого, чтобы решить, на какой фильм пойти. Ответ на этот вопрос должен быть вашим «трейлером к фильму», который работодателю захочется посмотреть полностью со всеми заявленными спецэффектами. Он должен быть интересным и продолжаться примерно 1,5 минуты.

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях? (Часть 2)

Что вам не нравится на текущей позиции? Отвечайте по делу, но не задерживайтесь на этом вопросе. Не стоит упоминать личную неприязнь к людям или их грязным кружкам в раковине на кухне. Здесь HR пытается определить возможный «полигон» для конфликтов с вашими будущими коллегами и руководством. Имеет смысл говорить о том, что было бы для вас неприемлемо в профессиональном плане: невыполнение обязательств и договоренностей, отсутствие страховки и прочее.

Вы любите работать в команде или в одиночку? Если вы ответите, что любите работать одна, это будет означать, что вы, скорее всего, не поладите с командой. Если вы ответите, что охотнее работаете в команде, это может означать, что вы неспособны взять на себя ответственность и принимать решения самостоятельно. Чтобы избежать недоразумений, внимательно изучите вакансию: что требуется от идеального кандидата – самостоятельность или командная работа? И конечно, будьте честны с собой. Если вы привыкли решать и делать всё самостоятельно, если вы совершенно не переносите работу в большой команде, ненавидите оупенспейс, а вакансия подразумевает именно это, возможно, вам стоит рассмотреть другую должность.

Конечно, это не все вопросы, и одной статьи не хватит, чтобы разобраться во всех нюансах. Но основная идея состоит в том, что собеседование – это ДИАЛОГ. Это ни в коем случае не монолог, похожий на «топики», которые мы все учили раньше на уроках английского. Не стоит учить наизусть ответы на все вопросы. Я много раз видела, как все шло прахом, стоило человеку услышать вопрос, ответ на который он не выучил. Или его монолог неожиданно перебивали вопросом, а, возможно, просто обрывали на полуслове, ведь он рассказывал что-то нерелевантное, и человек забывал всё, что хотел сказать и так долго готовил. Все нервничают на собеседовании. А если это собеседование на другом языке, люди тем более нервничают. Им не хватает не столько знания языка, сколько уверенности в себе, а также навыков строить и поддерживать диалог на английском языке. Поэтому еще раз повторю: «репетируйте» вслух и учитесь на обратной связи, которую вам дает англоговорящий профессионал, или которую вы способны дать себе сами.

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях? (Часть 2)

Типичные ошибки русскоговорящих кандидатов

1. Люди не умеют рассказывать о себе. Мой совет – учитесь «хвастаться по делу», конструктивно рассказывать о своих достижениях, оперируя фактами. Составьте список ваших достижений, начиная каждый пункт с глагола, и внимательно посмотрите на него. Если из этих пунктов складывается понятная картина, вы все делаете верно. Зачитайте пункты человеку, который мало о вас знает. Если он поймет и сможет запомнить, в чем ваша профессиональная ценность, вы все делаете правильно. Если вам нужно еще 5-10 минут, чтобы объяснить ваши пункты и подпункты, меняйте текст. У вас не будет десяти минут. Как вы рассказываете – тоже важно. Пусть я буду занудой, но я повторю, что важно «репетировать» вслух с выражением. Очень часто люди не слышат себя, свой голос и манеру подачи информации. Можно перечислять факты, но запинаться на каждом слове и бубнить от неуверенности, а можно долго и на хорошем английском говорить ни о чём.

2. Люди очень долго говорят о себе. Одно из основополагающих правил коммуникации в международном бизнес-пространстве – «Не говорите дольше, чем они». Если HR задает вам короткий и конкретный вопрос, не стоит воспроизводить заученный дома отрывок с начала и до самого конца. Получается, ваш собеседник говорил 10 секунд, а вы – целых три минуты! Но испортить впечатление может не столько сам монолог, сколько то, что во время монолога люди смотрят не на собеседника, а часто – вверх и в сторону, вспоминая нужные английские слова, не дают второму человеку возможности согласиться, кивнуть или задать вопрос.

Попробуйте обратить на это внимание и на короткий вопрос отвечать коротким предложением, после которого посмотрите на реакцию собеседника и выдержите мини-паузу. Очень сложно постоянно диагностировать собеседника и участвовать в диалоге. Поэтому я придаю большое значение двум навыкам: спонтанности и уверенности. Их стоит развивать, когда вы совершенствуете свой английский. Мой совет – не учите ответы наизусть. Иначе один неожиданный вопрос или реплика полностью выбьет вас из колеи. Учитесь формулировать суть и четко отвечать на вопросы. Чем больше глаголов, тем понятнее ваше сообщение на английском. Кстати, намекну: если вы уже работаете в иностранной компании и намерены претендовать на повышение, учитесь кратко и емко формулировать свои идеи. Уметь объяснять важное и сложное простыми, понятными конструкциями – команде, руководству и партерам – важнейший бонус к вашим профессиональным навыкам.

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях? (Часть 2)

3. Люди перегибают палку, рассказывая, какие они классные. Я вынесу это отдельным пунктом, хотя он тесно связан с первым. Помните, что главный вопрос на собеседовании, который молчаливо кроется за всеми остальными, звучит так: «Как именно вы поможете нашей компании заработать больше денег?». Поэтому, если вы заметили, что увлеклись рассказами о том, какой вы классный профессионал, и сколько у вас есть важных сертификатов, смените вектор и начните рассказывать о том, как классно вы сможете решить проблемы компании. Заготовьте для каждого буллита в вашем резюме одну-две конкретных истории. Буллиты без доказательной истории – просто хвастовство.

4. Люди не задают вопросов. Представьте, что вас пригласили на собеседование, и у вас реально мало фактов о компании, или вас пригласили так срочно, что у вас не было времени подготовиться. Когда вас спрашивают: «Что вы знаете о нашей компании?», и вы честно отвечаете: «Пока еще очень мало», к вам в этом случае могут отнестись с пониманием. Но если в конце беседы вас спрашивают, есть ли у вас вопросы, а вы отвечаете: «Нет, ни одного», для HR это настораживающий «звоночек». Это может означать, что вам неинтересно, и что вы совершенно не готовы проявлять инициативу. Подготовьте ряд вопросов о компании, которые вы можете задать в конце собеседования. Ознакомьтесь с этой подборкой от Liz Ryan сразу на английском и порепетируйте вслух. 

5. Люди не благодарят. Обязательно напишите Follow-up thank you e-mail, чтобы поблагодарить человека за время, уделенное вам. В первую очередь, это правило хорошего тона. Кроме того, это хорошая возможность напомнить о себе (в больших компаниях поток кандидатов может быть большой), задать вопросы, которые вы забыли задать, и добавить пару деталей о себе, которые вы забыли упомянуть. Но если вы совсем ничего не написали и ждете приглашения, как принцесса, - во многих иностранных компаниях это рассматривается как потеря интереса и даже отсутствие хороших манер. 

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях? (Часть 2)

Разница в подходах Европы и США

В Европе компании чаще готовы инвестировать в обучение сотрудника и, соответственно, принято много лет работать в одной компании, постепенно двигаясь к следующему повышению. В Америке компании чаще готовы взять кандидата с готовым необходимым им набором навыков, чем ждать, пока их внутренний сотрудник дорастет до нужного уровня, поэтому люди чаще меняют работу и компании.

Я помню, как мое резюме рассматривали в Германии – долго, тщательно проверяя каждую букву. Собеседование там более формальное, нежели в Штатах, особенно, если речь идет о корпорации. В Штатах же на личной встрече мне сказали что-то вроде «Да ладно, это резюме мы уже читали. Расскажи лучше, чем ты занимаешься», здесь собеседование – не просто формальность, а решающий и основополагающий этап построения отношений с людьми. Важно не просто отвечать на вопросы по резюме, а строить диалог. Принимая во внимание то, что американские компании все же ищут «звезду», нужно прокачивать навык самопрезентации.

Приготовьтесь, что в Европе чаще всего собеседование будет длинным, проводить его будет высококвалифицированный HR по утвержденному в компании сценарию и не отпустит, пока не задаст все вопросы из списка. В Европе (особенно в Великобритании и Германии) чаще принято присылать не Resume (документ на 1-2 страницы, резюмирующий ваш опыт и отвечающий на вопрос «Почему именно вы – лучший кандидат?»), а именно CV – документ, где в хронологическом порядке вы перечисляете все, чем занимались со школы. Вам вполне могут задавать детальные вопросы про последние 10 лет вашего опыта работы. Распределение ролей очень четкое: вам задают вопросы, вы отвечаете, ваша позиция, как кандидата, которому «больше нужно», очевидна, и не стоит брать инициативу в свои руки на первом собеседовании. Скорее всего, вас спросят, где вы видите себя через 5 лет и где вы были 5 лет назад. Лучше, если ваши карьерные достижения и перемещения будут результатом тщательного планирования, а не импульсивных и нелогичных решений. Вас будут спрашивать, почему вы сменили ту или иную работу, для Европы норма – долгие отношения с одной компанией. Им важно понять, что вы довольно предсказуемы, и что у вас есть карьерный план на следующие 5-10 лет, которому вы намерены следовать.

Женщин могут спрашивать о планах забеременеть, и не нужно говорить, что вы не собираетесь заводить детей, если это неправда. Многие работодатели к этому относятся нормально, тем более что в Европе часто отцы уходят в родительский отпуск, а женщины продолжают работать. Вам, скорее всего, придется дополнительно прислать рекомендательные письма и много разных документов после собеседования. Ваше терпение, постоянство, лояльность и то, что вы вовремя отвечаете на письма и выполняете требования – тоже знак для компании, что вы стоящий кандидат.

Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях? (Часть 2)

В Штатах ситуация значительно отличается. Там больше внимание уделяется личностным качествам кандидата (хотя многие европейские компании сегодня тоже смещают фокус внимания в эту сторону). Даже то, что американцы предпочитают Resume, а не CV, говорит о многом. От вас ожидают, что вы умеете преподнести свой опыт и личные достижения в резюме так, чтобы они резонировали с вакансией, на которую вы претендуете. Так же стоит готовиться к собеседованию. Отсутствие опыта, особенно если вы хотите сменить род деятельности, может быть не критичным фактором, если вы сможете убедить HR менеджера, что вы как личность – редкая находка, вы быстро учитесь, и синтез вашего опыта из разных областей, наоборот, позволяет вам посмотреть на ситуацию в компании свежим взглядом и помочь в развитии их продукта. Также помните, что США – это мультинациональная страна. С одной стороны, там лояльно относятся ко всем национальностям. С другой – они, скорее всего, мало знают о географии или ценностях вашей страны, или о том, насколько престижный ВУЗ вы закончили. Для них это просто название. Убедить их в том, что вы хороший кандидат, нужно прямо здесь и сейчас – в процессе диалога.

Сама идея «продавать» себя родилась здесь, и лучше, если вы умеете это делать хорошо. Поэтому не извиняйтесь за прошлый опыт, не тушуйтесь, не принижайте свои достижения, но и не врите. Этого не прощают. Отвечайте честно, по сути вопроса. Вместо отрицательно опыта говорите о том, чему вы еще хотите научиться, и чего хотите достичь. Здесь вы на равных, и ваши вопросы в конце собеседования будут восприняты как очень хороший знак. Здесь ценят спонтанность. Маловероятно, что вам будут задавать очевидные вопросы и идти «по порядку». Скорее всего, тот, кто вас собеседует, будет «прыгать» с одного вопроса на другой и оценивать, как быстро вы отвечаете, и насколько гибким вы можете быть.

Pamela L. Leri, Вице-президент HR в Mellon Financial Corporation провела целое исследование, сравнивая «культуру» собеседований на разных континентах, и она утверждает, что в Америке от кандидата ждут быстрой реакции, в то время, как в Европе считается нормой выдержать паузу и подумать, прежде чем сформулировать свой ответ. «Если ты не можешь уместить свою мысль в 30 секунд, то не стоит об этом говорить» - лозунг одной очень крупной американской IT-компании, которой многие подражают.

Вас, скорее всего, спросят о ваших хобби и интересах, об опыте волонтерской деятельности. Последнее очень ценится, многие американцы с подросткового возраста участвуют в разных волонтерских проектах, и, если у вас есть похожий опыт, в вас будут видеть человека, который разделяет их ценности. Готовьтесь рассказать на английском историю о подобном опыте.

Об авторе:
Как «продавать» себя на собеседовании в иностранных компаниях? (Часть 2)

Наталья Токарь, создатель тренингового центра UpSkillMe Business English for Ambitious Minds, автор методики обучения деловому английскому, upskillme.ru

Фото: Getty Images