Двух зайцев: как стать хорошим боссом и остаться собой

[@Work] [карьера]
523
Как стать хорошим руководителем и при этом сохранить свою женскую суть и здоровье – тем более что правила карьерной игры постоянно меняются? Эксперты удивили Светлану Кольчик советами и опытом.

Начальниками рождаются или становятся? Раньше многие считали, что скорее первое. Либо ты ведущий, либо – ведомый. Но в последнее время все чаще говорят о «новых боссах» и новом стиле менеджмента. Прирожденные лидеры, привыкшие командовать и контролировать, сегодня гораздо менее востребованы. Командно-административный стиль управления тоже постепенно уходит в прошлое, а начальник/ца может в принципе быть и интровертом. Главное – насколько у вас развит эмоциональный интеллект. Который имеет мало общего с IQ – логико-математическим интеллектом, управляемым левым полушарием. «Чем выше находится человек на карьерной лестнице, тем более важным становится для него эмоциональный интеллект (и менее важными – технические навыки), – пишет доктор экономических наук, психолог Манфред Кетс де Врис в бестселлере “Мистика лидерства – развитие эмоционального интеллекта”. – Хотя людей чаще нанимают вначале ради их специфических технических навыков, на более высоких уровнях именно эмоциональный потенциал отличает успешную карьеру от карьерного застоя. Крушения вблизи от вершины организации чаще всего бывают вызваны недостатком эмоцио­нального развития. Сопереживание и самоанализ – важнейшие факторы, двигающие карьеру». Профессор де Врис в придачу к своим научным регалиям (он – зав. кафедрой управления кадрами в престижнейшей французской бизнес-школе INSEAD) – один из самых востребованных бизнес-коучей в мире. И своих многочисленных подопечных он в первую очередь призывает учиться эмпатии – то есть способности не только думать, но и чувствовать, а также смотреть на мир глазами других людей. Де Врис утверждает, что люди с высоким эмоциональным потенциалом строят более устойчивые отношения, лучше мотивируют себя и других, у них больше творческих, новаторских идей и вообще энергии, они более стрессо­устойчивы, гибки и терпеливы. И в целом – более гармоничны. Все перечисленное, кстати, весьма органично для женщины.

Лариса Ренар

психолог, ведущая тренингов, хозяйка «Академии частной жизни»

Женщина вдохновляет и ведет других, когда у нее есть ясное видение того, что она стремится создать. И это очень женская способность – видеть то, чего еще не существует. Она связана с шестым энергетическим центром – так называемым третьим глазом. В воображении рождаются яркие, объемные картины проектов и целей. Причем это не только цвета и краски, но и мельчайшие детали того, как это могло бы быть. Женщина вдохновляет других, когда верит, что в мире нет преград для задуманного. Ей не обязательно всегда быть правой. Она верит в тех, кто рядом. Источник этой веры – в сердце, в четвертом центре, который также является отдающим. Если при этом удается не уйти в сверхконтроль и не превратиться в мамочку, то, оставаясь боссом, она сохранит себя как женщину. Еще женщина вдохновляет, когда ее переполняет страсть к тому, что она делает. Вокруг нее создается мощное поле энергии, окружающие заряжаются и тоже хотят действовать. Здесь работает второй центр, на уровне матки, – центр творчества и страсти – он также отдающий. Приведу дыхательную практику, которая поможет развить внутреннюю силу. Представьте себе, что в каждом энергетическом центре раскрывается по очереди цветок.

1. Сексуальный центр (четыре пальца ниже пупка) – красный цветок. Подышите пять минут, на вдохе (через нос) лепестки открываются, на выдохе (через рот) – закрываются.

2. Сердечный центр – розовый цветок. Дышите точно так же пять минут.

3. В области третьего глаза – белый цветок. Дышите точно так же пять минут.

4. Все три цветка вместе: подышать пять минут, на вдохе лепестки открываются, на выдохе – закрываются. Поделайте эту практику в течение 28 дней и понаблюдайте, что и как начинает меняться в вашей жизни.

Елена Привалова

генеральный директор клуба инвесторов VentureClub

Каждая ли из нас может стать боссом? Да, можно воспитать в себе лидерские качества, но будьте готовы к тому, что затраченные на это ресурсы и время, а главное – сам результат могут быть не самыми эффективными. Мы часто сталкиваемся с этим в стартапах – когда из ученого-технолога или изобретателя хотят сделать лидера команды. Чаще всего попытки заканчиваются провалом.

Что делать, если вы интроверт, но стремитесь или должны руководить? Лидер – не столько харизматичная «говорилка», сколько человек с внутренним стержнем, идеей, энергетикой. Хорошая начальница слушает и спрашивает. Плохая – диктует и распоряжается. Женская роль – быть хозяйкой. Человеком, который делает среду – быт, бизнес – максимально комфортной, экономичной, эффективной. В бизнесе важно быть хозяйственным – это касается каждого руководителя. Именно потому на постах финансовых и исполнительных директоров очень много женщин – они естественным образом подходят на эту роль. Чтобы вырастить в себе босса, надо работать в первую очередь не над телом, а над своей внутренней организацией. Уверенная личность выстроит тело, походку, осанку, блеск глаз в нужный формат. Понятно, что придется много практиковать. Есть масса телесных техник, которые позволяют быть увереннее, но без внутренней работы это будет выглядеть наигранно – как улыбка страхового агента.

Мне, например, пришлось долго работать над собой. Я не любила выступать публично – считала себя недостаточно опытной, чтобы декларировать свои принципы в формате догмы. Но в последнее время публичные выступления стали даваться мне легче. Я видела, как мои слова меняют людей, увлекают их, и это самая главная радость лидера – положительная обратная связь. Видеть, что ты зажег. Это и двигает вперед.

Инга Исаева

клинический психолог, бизнес-коуч

Что такое харизма? Ощущение своей ценности. Оно дает наполненность, уверенность, чувственность и привлекательность. Как ее развить? Ребенок видит себя так, как его видят родители. А девочка приобретает уверенность во многом благодаря «взгляду» отца. Именно отец дает понять дочери, что она принцесса, которая впоследствии может стать королевой. Но мать, даже воспитывая дочь в одиночку, тоже может передать ей ощущение собственной ценности и уникальности. И если родители, в первую очередь мать, в контакте со своей чувственностью и эмоциями, дочь тоже будет способна обрести контакт и гармонию с собой. А это – путь к внутренней свободе, отсутствию страха проявлять себя и рождению харизмы.

Но начальнику мало иметь уверенность и быть профессионалом. Нужна энергетика – и энергия. И способность этим делиться, а также драйв и страсть – к профессии и к жизни. Эта энергия, впрочем, не всегда здоровая, она может и обжигать – как окружающих, так и вас самих. Хотите сохранить драйв и напор – стремитесь к балансу. Чем больше мы стараемся все контролировать, тем больше энергии расходуем, а это рано или поздно приводит к выгоранию. Научитесь восстанавливаться, освойте медитацию, дыхательные упражнения, практики заземления. Пока привычка все контролировать не достигла патологических масштабов, учитесь делегировать, отпускать себя и расслабляться. Помните, что абсолютный контроль – это иллюзия. 

Дэвид Алсема

эксперт по языку тела в бизнесе, австралийская консалтинговая компания Paramount Training & Development

Ваш внешний вид и то, как вы себя «несете», – в деловой среде очень важно. Все-таки мы привыкли встречать по одежке. Идите не спеша, не сутультесь, не машите руками, смотрите не в пол, а в глаза людям – и они будут верить вам и в вас. Разговаривая с коллегами, кивайте и вообще почаще зеркальте язык тела собеседников. Так подчиненные почувствуют, что вы их понимаете, и будут больше вам доверять. Когда вы проводите встречу или собрание, не играйте ручкой, телефоном или волосами – это будет отвлекать окружающих. Во многих бизнес-культурах мира принято при встрече и прощании пожимать друг другу руки. Есть такое понятие, как power handshake – «рукопожатие силы», – надо уметь им пользоваться. Крепкое рукопожатие – это хорошо, но еще лучше – подстроиться под собеседника и не пытаться его переплюнуть. Если тот пытается показать, что он круче, и хватает вашу руку или накрывает ее своей, сделайте пару шагов навстречу – так вы выровняете баланс силы.

Франк Марренбах

CEO сети luxury-отелей Oetker Collection

Для меня как начальника важен не столько ранг сотрудников, сколько их лояльность. В этом плане садовник, шеф-повар или консьерж, проработавший на нас много лет, пользуется таким же уважением, как я – СЕО. Мы называем их artisans of paradise – ведь именно они создают атмосферу, благодаря которой гостям хочется вернуться в наши отели. Взаимное уважение – это вообще ключевое качество для хорошего начальника и хорошей компании. У меня два сына, и я с детства им внушаю: уважайте чужой труд, даже самый непрестижный. Я сам когда-то начинал официантом – это лучшая школа жизни и отличный способ научиться выстраивать отношения с людьми.

А еще я как босс всегда толкаю людей двигаться вперед. Стараюсь мотивировать их быть лучше, быть первыми в том, чем они занимаются. Не вторыми, а именно первыми. Кто-то помнит имя человека, который вторым оказался на Луне? И еще – часто прошу их задуматься о том, какое наследие они после себя собираются оставить. Смысл работы и жизни в целом как раз в том и состоит, чтобы постоянно повышать планку и ставить перед собой и своей командой новые и новые вызовы.

Оксана Селендеева

начальник отдела маркетинга Московского банка Сбербанка России, основатель Школы программирования для детей CODDY

Хороший начальник обладает пятью качествами: эмоциональным интеллектом, опытом, умом, способностью логически мыслить и хорошим здоровьем. Еще он умеет брать на себя ответственность, обладает терпением, стратегическим взглядом, щедростью, постоянно развивается, имеет сильную эмпатию, дает людям то, в чем они нуждаются, ставит перед собой высокие цели, использует проблемы в качестве стимула для роста, является сам себе и начальником, и подчиненным, не боится критики. Короче, является Личностью.

Кому жить проще – ведущим или ведомым? Думаю, последним. У каждого из нас есть возможность выбора: стать тем или другим. На моих глазах ведомые превращались в ведущих. В одном случае расплатой будет всю жизнь заниматься одним и тем же делом, а в другом – по сути, обращенные в ведущих ведомые выберут себе нелегкий, но крайне интересный и насыщенный путь.

5 принципов хорошего босса

(от профессора Стэнфордского университета Роберта Саттона, автора бестселлера «Хороший босс, плохой босс: как стать лучшим, научившись на ошибках худших»)

1. Хороший босс соблюдает баланс между микроменеджментом и «недоменеджментом». Он чувствует и знает, когда ему стоит надавить на подчиненных, а когда – заткнуться и на время уйти в тень. А его сотрудники, в свою очередь, не боятся высказывать и отстаивать в его присутствии свое мнение. Я это называю возможностью «конструктивных конфликтов».

2. Менеджмент – марафон, а не бег на короткую дистанцию. Атмосфера вечного аврала до добра не доводит.

3. Хороший босс не только ставит команде амбициозные долгоиграющие цели, но и умеет видеть и ценить маленькие достижения подчиненных (и поощрять за них).

4. Хорошие начальники способны разбивать большие и трудные задачи на маленькие, более доступные для понимания командой.

5. Хороший босс по-настоящему лоялен к подчиненным: он готов их защищать и отстаивать их интересы.

Фото: Лена Сарапульцева

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйСентябрь 2017
Princess