Катерина Ленгольд: как войти «с нуля» в многомиллионный бизнес

[@Work] [Интервью][Истории успеха]
4203
Самый молодой в индустрии вице-президент и основатель первого в мире маркетплейса спутниковых данных рассказала Marie Claire о секретах своего успеха.

На часах 11 утра. Мы встречаемся с Катериной Ленгольд за завтраком в центре Москвы – она предпочитает не тратить время на меню и сразу заказывает сырники и какао без сахара: «В США мне не удается насладиться подобной едой – там просто нет творога. Иногда приходится решать проблему «подручными способами», например готовить творог в домашних условиях. Поэтому никогда не отказываю себе в этом удовольствии здесь!»

В России Катерина бывает нечасто: последние 6 лет большую часть времени в году она находится в Америке. Первое, что меня в ней покорило, – скорость принятия решений в режиме «хочу, могу, делаю». Мы познакомились в социальных сетях – я написала ей, что у Marie Claire есть идея интервью и съемки. В течение суток Катерина внесла нашу встречу в свое «космическое» расписание – и через месяц, в назначенный день, по пути на важный meeting в Италии девушка прилетела в Москву специально для нашего­ проекта. Офис компании Astro Digital, где Катерина­ работает на позиции вице-президента по развитию бизнеса, расположен в исследовательском центре NASA в Калифорнии, в Силиконовой долине, в городе Маунтин-Вью по соседству с Google. На данный момент у нее в команде 30 человек – уникальный инновационный коллектив, который отвечает за производство и запуск спутников и за систему оперативного мониторинга земной поверхности в режиме non-stop (стоимость запуска одного сателлита – несколько миллионов долларов. – МC). 

«Начинать нужно всегда с проблемы. И мы с друзьями начали ее искать»

«Наш последний инвестиционный раунд составил $17 млн. В рублях это, кажется, чуть более миллиарда?» – улыбается Катерина Ленгольд. Ей всего 26 лет, за спиной – пять дипломов, полученных в России и США, и один успешный стартап – ImageAiry, который три года назад был приобретен Astro Digital и стал русской «дочкой» калифорнийской аэрокосмической компании, а сама Катерина – самым молодым в индустрии вице-президентом.

Marie Claire: Катерина, у меня к вам столько вопросов, что я разрываюсь, с какого начать. Начнем с того, как вы оказались в США.

Катерина Ленгольд: Я всю жизнь прожила в России. В 14 лет экстерном­ закончила московскую школу и сразу поступила в университет. После получения нескольких российских дипломов у меня появилась возможность продолжить обучение в MIT (Массачусетский технологический институт) в Кембридже. В тот год он был признан лучшим университетом мира. Так я оказалась в Бостоне.

Я хорошо знаю Бостон – это особенный город, он буквально кипит идеями...

Люди в Бостоне очень заряжены идеей, как изменить мир к лучшему. Оказаться в таком месте – уникальный опыт. В России, например, в кафе обычно обсуждают бытовые и личные вопросы, в Бостоне говорят о прогрессивных технологиях, ради которых готовы не спать ночами. Я была обескуражена этим в первое же утро, как только прилетела. Мой любимый пример: после самолета я зашла в ближайший «Старбакс» за порцией кофеина. Пока ждала заказ, стоящий рядом в очереди парень без доли смущения... презентовал мне свой проект. Прямо так: «Привет, я Том, у меня есть классная идея стартапа, хочешь, расскажу?» Когда ты «варишься» в этом с утра до вечера, остаться равнодушным невозможно. В Кембридже, например, есть район Kendall Square – там самая высокая концентрация перспективных старт­апов в мире, там их больше, чем в Силиконовой долине. Этот район еще называют «самой инновационной квадратной милей на планете».

В Бостоне, кстати, находятся два сильнейших вуза – не только MIT, но и Гарвард.

Мне посчастливилось учиться и там, и там. Я брала несколько курсов в гарвардской школе бизнеса. И меня очень быстро одолела «предпринимательская лихорадка», когда просто ходить на занятия уже недостаточно. Тогда я решила участвовать в знаменитом конкурсе MIT $100K, одном из самых серьезных соревнований инновационных проектов. Правда, я совершенно не знала, что делать. Проекта на тот момент у меня не было.

Но направление, в котором ваша команда двигалась, хотя бы существовало? Были «черновики» проекта?

Не было. Начинать нужно всегда с проблемы. И мы с друзьями начали ее искать. Часть из них училась на аэрокосмическом факультете MIT. Я спросила: «Что у вас не так? Какие ниши не закрыты?» Мы быстро уловили, что, несмотря на рост и развитие спутниковых компаний – удешевление, упрощение запуска, – о доступе к данным, которые эти спутники генерируют, все забыли. И я решила, что будет здорово предоставлять снимки поверхности земли существующих спутниковых операторов и создать маркетплейс, который даст возможность удобно, быстро и эффективно получать данные, анализировать их и использовать для бизнес-задач.

«Я не вкладывала деньги. Я инвестировала время»

Катерина, я накануне нашей встречи изучила цифры: объем мирового рынка космических услуг ежегодно растет на 5  % и сейчас составляет около $400 млрд. И это только старт. Говорят, инвесторы с большим азартом смотрят на коммерческий космос.

Несмотря на серьезные риски, коммерческий космос сегодня крайне интересен инвесторам, в числе крупнейших из них – Илон Маск и Ричард Брэнсон, но и россияне не отстают. Понимаете, долгое время космос был совсем не user-friendly и существовал как прерогатива государства. Спутниковые данные и их обработка еще десять лет назад были доступны исключительно военным ведомствам и крупнейшим компаниям. Причем поставлялись эти данные в «сыром» виде и в огромных объемах – работать с ними было очень непросто.

Помимо хорошей идеи для развития нужны деньги. Какую сумму вы вложили в бизнес на первой стадии?

Я не вкладывала свои деньги, у меня их просто не было. Я инвестировала время, работала 24/7. Благодаря конкурсу MIT $100K мы получили поддержку от MIT: смогли оплатить серверы и юристов, которые требовались для согласования сделок, подали Provisional Patent (предварительную заявку на изобретение в патентное ведомство США). В этом и заключалась помощь в начале нашего пути. Позже мы привлекли венчурные инвестиции и жили на это. Экономили, зарплату себе не платили. Было непросто, но очень интересно. Примерно три года назад я продала свой бизнес Astro Digital, которая на тот момент занималась строительством спутников. Сейчас помимо удобного интерфейса для доступа к различным спутниковым данным мы предоставляем инструменты обработки данных и удобный API, позволяющий строить приложения на базе нашей платформы.

Проще говоря, сегодня с помощью сервиса Astro Digital уже проанализированные спутниковые данные можно получить быстрее, чем мой айфон передаст сообщение по LTE, но предварительно оформив подписку?

Примерно так. Наши спутники снимают всю земную поверхность ежедневно. Каждые 90 минут мы получаем новые данные с аппаратов. Далее информация попадает в систему обработки и на аналитическую платформу, чтобы выявить важные для наших клиентов изменения и помочь им оперативно и точно принять бизнес-решения.

Пока не очень понимаю, какие именно данные о местности и каким образом помогают бизнесу?

Наши приоритетные направления – сельское хозяйство, мониторинг окружающей среды, городское планирование, бизнес-аналитика. Строители, ритейлеры с помощью спутников легко отслеживают динамику любых изменений на крупных объектах. Мы мониторим тысячи полей по всей России и смотрим, как меняется состояние посевов кукурузы, подсолнечника, пшеницы. С помощью спутниковых снимков можем узнать, как растет хлопок по всей Индии. Это важно, потому что благодаря этой информации мы предсказываем цены на сырье. А если что-то идет не так, у сельхозпроизводителей есть возможность решить проблему, спасти урожай. Наша платформа полезна страховым компаниям для оценки рисков, они могут оперативно увидеть последствия ураганов, погодных катаклизмов на огромных территориях.

«Среди наших крупнейших инвесторов ─ Илон Маск и Ричард Брэнсон»

То есть вы хотите сказать, что тосты, которые я сейчас заказала на завтрак, были сделаны из пшеницы, которую вы мониторили из космоса?

Да, это так! Скажу больше: корову, давшую молоко, которое вы только что добавили в ваш кофе, мы тоже могли мониторить из космоса. Я не шучу. Это, кстати, колоссальный рынок. Территории, о которых мы говорим, огромны. Например, самая большая ферма в Китае размером с Израиль по площади. Представьте: рогатый скот регулярно перегоняют для кормления с одного поля на другое: съели всю траву с одного, их отправляют на следующее. К моменту, когда круг замыкается и коров возвращают к первому полю, трава на нем уже должна подрасти. С помощью наших спутниковых данных можно оценить состояние вегетации и оптимально построить маршрут перегона скота, чтобы отправить его в нужную точку, когда трава точно вырастет.

Вы говорите о ферме в Китае, чуть выше упомянули про хлопковые поля в Индии. Получается, американская частная компания постоянно делает снимки их земель. Китай и Индия не против такого «вторжения»?

Безусловно, есть ограничения, без которых не обходится ни один бизнес. Они относятся как к безопасности государств, так и к безопасности людей. Наши спутники находятся на орбите, на высоте 600–650 км над землей, и они малогабаритные: «традиционные» аппараты, к примеру, размером с внедорожник, наши – как коробка для обуви. Каждый аппарат размером с коробку для обуви может делать снимки, состоящие из 210 мегапикселей (1 мегапиксель равен 1 млн пикселей). Для сравнения – суперпрофессиональная камера Canon имеет разрешение 30,4 мегапикселя. Научное качество данных в связке с высокой частотой съемки – это настоящий прорыв Astro Digital. Однако существуют ограничения – съемка с очень высоким разрешением, меньше 25 см (1 пиксель изображения равен 25 см поверхности земли), для коммерческих целей запрещена. Это значит, что коммерческие спутники не позволяют увидеть лица людей.

«Мой ежедневник называется «Космос». И он уже продается в книжных и on-line»

Обратила внимание в Facebook на шаблон планера вашего личного времени – система, скажу прямо, не для слабаков... Вы действительно по ней живете?

Я формировала этот метод несколько лет, заимствуя компоненты из разных методик. Полезный инструмент. Если коротко: система базируется на 9-недельных спринтах. Девяти недель достаточно, чтобы реализовать какой-то значимый проект, но нашему мозгу необходимо чувствовать «давление дедлайна», чтобы прекратить прокрастинировать и перейти к действиям. На старте я определяю три главные цели и придумываю себе награду за их успешное достижение (шопинг или поездка за город с друзьями). Каждый спринт, то есть каждую неделю, я определяю для себя пять полезных привычек, которые хочу сформировать (утренний фитнес, чтение литературы и т. д.). Тут важна регулярность, нельзя пропускать два дня подряд. И каждый вечер я составляю план на предстоящий день. Определяю три ключевые задачи, которым выделяю 3–4 часа в первой половине дня, когда мой уровень креативности на максимуме. Рутину планирую после обеда. Все задачи разбиваю на 25-минутные блоки с обязательным 5-минутным перерывом. Эта техника называется Pomodoro, кстати, я читала, в декабрьском номере вы подробно писали о ней. А перед сном я записываю свое главное достижение дня и кому и за что я благодарна. Эта практика очень эффективна, она делает нас счастливее.

Несколько месяцев назад, после того как я опубликовала этот метод в соцсетях, одно российское издательство предложило мне выпустить ежедневники – сейчас они уже есть в продаже в книжных магазинах и онлайн. Называется ежедневник «Космос» – он как классический Moleskine, только с моей «начинкой»: три спринта по девять недель, плюс привычки, плюс журнал достижений и благодарностей, плюс мои советы по продуктивности и личному развитию на каждую неделю.

Интересно попробовать, но не факт, что я выдержу такой детальный agile-марафон. Катерина, вы – эффектная девушка, вам это не мешает в бизнесе? Все-таки космос все еще принято считать мужской территорией...

Разве это важно? Гораздо важнее, чтобы как мужчины, так и женщины были способны сделать бизнес эффективным и коммерчески успешным.

Разница все-таки есть. Например, женщина, уходя в декрет, рискует взять слишком долгую паузу в бизнесе...

Ну, в Америке с этим все проще. В Калифорнии, например, декрет длится всего 6 недель. Поэтому у жен­щины мало шансов «выпасть» из бизнеса. К тому же я искренне думаю, что найти правильного мужа и будущего отца для детей – залог успеха. Адекватный и любящий мужчина берет на себя такую же ответственность за семью и работу, как и женщина.

Катерина Ленгольд

Возраст: 26 лет
Семейное положение: не замужем, влюблена, воспитываю щенка шнуделя (это помесь шнауцера и пуделя) по кличке Bubble-T
Образование: МИФИ – Кибернетика и защита информации; МИФИ – Экономико-аналитический факультет; Высшая школа экономики – Social and Economical Innovation; Skoltech – Data Science; MIT – Computer Science + MBA; сейчас пишу PhD (кандидатская диссертация)
Карьера: вице-президент по развитию бизнеса, Astro Digital
Любимая книга: Пол Каланити, «Когда дыхание растворяется в воздухе»
Любимая фраза: «Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас» (Лев Толстой)
Любимая марка одежды: ношу вещи, в которых хочется улыбаться: Calvin Klein (basics), Céline, Ralph Lauren, YSL
Любимый аромат: Flora by Gucci, запах мандаринов (особенно только что сорванных с ветки) и соленой морской пены (обожаю бывать у океана)
Любимый вид отдыха: прогулки по крошечным городам Европы, дайвинг, чтение

Автор: Кристина Гудихина
Фото: Marie Claire

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйМай 2018
Fun and Sun