Ксения «vilga» Клюенкова: геймер с доходом топ-менеджера

[@Work] [карьера][Истории успеха]
391
Семикратная чемпионка мира по Counter-Strike, киберспортсмен, зарабатывающий на уровне топ-менеджера нефтяной компании, рассказывает, как устроен мир киберспорта и каковы в нем шансы у девушек.

Звезда большого спорта

Конечно, киберспорт появился не вчера. В ноябре первой версии самой популярной «стрелялки» исполнится 18 лет. Приставка «кибер», кстати, обозначает принадлежность к миру digital. К середине нулевых компьютерные игры стали серьезным бизнесом не только для их производителей, но и для игроков – в Китае, Южной Корее и Америке. Но вокруг индустрии еще не было такого ажиотажа, как сейчас. Юные геймеры, часами пропадавшие у мониторов, даже не могли себе представить, что через 10 лет будут делать то же самое – но под рев фанатов на стадионах, с огромными призовыми. А университеты  задумаются о подготовке специалистов, которые будут обслуживать индустрию киберспорта.

– Я познакомилась с киберспортом в 2006-м, – вспоминает Ксения. – Тогда его еще не называли «работой мечты». Мы с азартом резались на паблик-серверах. В то время на ВДНХ был компьютерный клуб 4Game. Все играли в Counter-Strike 1.6 (суть игры в противостоянии двух команд 5 х 5 – террористов и спецназа). Там я познакомилась с командой «Мегаполис», единственной отечественной женской сборной, которая соревновалась на международных турнирах. Они производили фантастическое впечатление – такие красотки, и играли потрясающе! Захотелось быть, как они. Когда родители купили компьютер, я установила на него «контру» и начала играть. И через пару лет моя команда обошла девушек из «Мегаполиса».

Подсчитать доходы геймера не так-то просто. Заработки проигроков складываются из нескольких составляющих...

Средний возраст кибератлета – 18–28 лет. К тридцати, как правило, профессиональные игроки карьеру завершают. И что потом? Теперь, когда индустрия сформировалась, понимаешь, куда расти. Можно строить карьеру на базе игрока: от тренера до аналитика и организатора турниров. Пока еще доходы и возможности этого бизнеса ограничиваются только вашими амбициями. Все, кто блестяще играет, конечно же, давно заработали на квартиры в пределах Бульварного кольца. 

Сама Ксения еще недавно занималась экспортным контролем в госкорпорации. «Усидеть на двух стульях сложно», – признается она. В 2016-м, как раз когда Министерство спорта РФ признало соревнования по компьютерным играм видом спорта, Ксения подписала заявление по собственному желанию, решив уделять больше времени тренировкам. Сейчас 26-летняя экс-чиновница выступает за топовую европейскую команду Dynasty Gaming, которая, начиная с прошлого года, выигрывает все женские чемпионаты мира по Counter-Strike: Global Offensive (сокращенно CS:GO).

Андеграунд в прошлом

– Раньше играть приходилось ночами, – продолжает «vilga». Кстати, никнейм Ксюша выбрала себе еще в детстве, это производная от имени одной из героинь сериала «Баффи – истребительница вампиров». – Теперь сама регулирую график: примерно 4–5 часов в день тренируюсь с командой онлайн, остальное время – индивидуально. Одно из преимуществ нашего бизнеса ─ я могу работать из любой точки мира.

Индустрия компьютерных игр – это глобальная империя, где продумано все – от нон-стоп разработки игрового контента до экипировки игроков. Геймерские тусовки, которые еще 10 лет назад были андеграундом, перешли в категорию мейнстрима. Аналитическая компания New Zoo представила отчет об исследовании киберспортивного рынка за 2016 год, назвав космические цифры. Согласно данным, прибыль по всем дисциплинам (главные их них – Counter Strike: Global Offensive, Dota 2, League of Legends и World of Tanks) к концу 2017 года составит $696 млн, к 2020-му годовой оборот вырастет до $1,5 млрд. В докладе Tech & Media Outlook 2017 ставка делается на $5 млрд.

Российский рынок сделал настоящий прорыв, заручившись поддержкой миллиардера Алишера Усманова. Весной в Москве открылась Yota Arena площадью 5000 м2 – на данный момент это крупнейший киберстадион в мире. В строительство совладелец лондонского футбольного клуба «Арсенал» вложил $5 млн. Еще $100 млн Усманов отдал на развитие киберспорта. Прибылью он остался доволен и продолжает инвестировать.

Успеть за 60 секунд

– Чтобы стать успешным киберспортсменом, нужно быть геймером и болеть этим на 100%. Те, кто хочет выступать на уровне профессионалов, тренируются по 12 часов в день, но иногда и этого недостаточно, – продолжает Ксения. – У нас есть термин actions per minute – количество осмысленных действий за 60 секунд. Показатель обычного человека – 100–150. У проигрока скорость достигает в среднем 400 действий. Поэтому в «резюме» кибератлетов обязательно должны входить навыки быстрого принятия решений и работы в условиях многозадачности, а также умение трудиться в команде. Состав, которым мы играем уже полтора года: одна девушка из Курска, две из Швеции, одна из Дании плюс я. Удобнее тренироваться, когда твои тиммейты находятся в смежных часовых поясах. Команда сыграна, острые ситуации позади.

Танцы для интровертов

– Многие думают, что геймеры – интроверты, для которых существует лишь виртуальная реальность. Неправда, мы любим повеселиться, а танцы на afterparty после турнира – святое. Благодаря игре я познакомилась со своим молодым человеком. Он, кстати, уже не играет. Мы обычная пара: любим смотреть сериалы, встречаться с друзьями.

Правда, сейчас Клюенковой и ее тиммейтам не до отдыха. Девушки продумывают, каким образом смогут выступать на одном уровне с мужскими сборными.

– Киберспорт – это все еще «мужской клуб», на топовых соревнованиях мы, девушки, пока проигрываем, – говорит Ксения. – Считается, что физические различия не позволяют мужчинам и женщинам соревноваться на равных. Разумеется, это отражается на призовых и окладах. Например, зарплата игрока мужской российской сборной – от €5000 в месяц, у суперзвезд – еще выше. Женские гонорары пока ниже. Но, как в любом деле, важно ставить задачи и добиваться результата. Все просто: ты либо садишься в поезд, либо его пропускаешь. Я предпочитаю сесть и стать машинистом.

Миллион алых роз

Подсчитать доходы геймера не так-то просто. Заработки проигроков складываются из нескольких составляющих: во-первых, зарплата в рамках контракта со спонсором в лице крупных инвесторов и брендов, в том числе создателей игр. Во-вторых, призовые, которые делятся между игроками победившей команды. Например, в августе на самом престижном международном турнире по Dota 2 – The International 7, который прошел в Сиэтле, занявшая первое место команда Team Liquid увезла домой более $10 млн. За яркую игру в течение сезона организаторы нередко могут выписать игроку премию. Помимо этого многие киберспортсмены зарабатывают на онлайн-трансляциях: подключаются к главной стриминговой платформе Twitch и в режиме реального времени демонстрируют фанатам навыки прохождения максимального количества раундов.

– Ты играешь, это транслируется в Интернете, а у зрителя есть кнопка donation (пожертвование. – МС), – объясняет Ксения. – Например, один из игроков российской команды Virtus.Pro Паша Бицепс так получил от фолловера из Эмиратов 25 тысяч долларов. Конечно, это не стабильный доход, но такие примеры в нашем особенном бизнесе – не редкость. 

Сейчас Ксения намерена пройти отборочные на Major, которые проводит лидер разработчиков компьютерных игр компания Valve. Это соревнования первого класса, участие в которых – большая привилегия для любой команды. Они освещаются известными комментаторами и аналитиками, а прямые трансляции игр идут через Twitch, YouTube и другие стриминговые платформы, собирая миллионы просмотров в Интернете.

– У суперзвезд дотации от зрителей могут превосходить их зарплаты вдвое. А за фанатской любовью подтягиваются и бренды, предлагающие долгосрочные рекламные контракты. Увы, Valve женские турниры не устраивает. Но участие (женщинам оно, кстати, не запрещено. – MC) имеет смысл: чем сильнее соперник, тем сильнее ты становишься, – уверена Ксения. – Это помогает развиваться. Мы стали лучшими в женском киберспорте, теперь хотим биться на мужской арене. Если получится, это будет сенсация. Хотя и в женской лиге появляется положительная динамика: если раньше у нас был всего один чемпионат ESWC (Electronic Sports World Cup), то сегодня их уже пять, и у меня есть стойкое ощущение, что все самое интересное – включая олимпийское золото – впереди.

И это всё о ней:

Ксения Клюенкова: семикратная чемпионка мира по Counter-Strike: Global Offensive

Возраст: 26
Образование: окончила МИФИ (Международное научно-технологическое и промышленное сотрудничество)
Команда: Dynasty Gaming
Увлечение: большой теннис – физическая активность очень полезна, для мозга в том числе
Стиль одежды: практически весь мой гардероб – в стиле гранж и casual. Любимая марка – Mango. Из премиальных нравятся показы Saint Laurent
Ароматы: женственные и терпкие, такие как Blossom, Jimmy Choo, и Trésor, Lancôme
Путешествия: я много езжу по Европе с командой, но мечтаю побывать в Японии

Фото: Наталия Коган

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2017
Fantasy