Наталья Альбрехт: «Ценю готовность работать в непредсказуемой среде»

[@Work] [Истории успеха]
12066
Вице-президент «Билайн» Наталья Альбрехт рассказала Светлане Кольчик о новых карьерах в digital-сфере, о том, почему важно начинать рабочий день в 8 утра, всегда брать трубку, когда звонят близкие, и делегировать все, что можно делегировать.
Жакет, Max Mara (собственность Натальи); серьги и кольцо, Louis Vuitton

Наталья Альбрехт - исполнительный вице-президент по организационному развитию и работе с персоналом, член правления ПАО «ВымпелКом»
Возраст: 42 года
Город: Москва
Семья: Замужем, сыну 15 лет
Образование: МГТУ им. Н. Э. Баумана
Карьера: Банк ВТБ, старший вице-президент по организационному развитию и управлению персоналом «Ростелеком», вице-президент «СТС Медиа», заместитель гендиректора по организационному развитию, управлению персоналом и административным вопросам «Росгосстрах», топ-менеджер.
Любимый город: Рим
Любимые духи: Clive Christian
Косметика: La Prairie
Бренд: Chanel, Miu Miu
Автомобиль: Range Rover Vogue
Хобби: Путешествия, кулинария

Я вышагиваю по бесконечно длинным коридорам центрального офиса «Билайн» на Садовом кольце. Большинство офисов – open space, многие почему-то практически пустые, хотя на часах только около шести вечера. Оказывается, в «Билайн» сейчас активно внедряют опцию home office – удаленной работы. На полу – ковер в фирменную черную и желтую полоску. Женщина с красивой фамилией Альбрехт, у которой я собираюсь брать интервью, уже около трех лет руководит блоком по организационному развитию и работе с персоналом в «ВымпелКоме». Гендиректор компании «ВымпелКом» и активный блогер Михаил Слободин недавно в своем ЖЖ назвал Наталью «лучшим HR всех времен и народов». У Натальи Альбрехт, которая вдобавок еще и красавица, действительно за плечами карьера с солидно звучащими должностями. Она – образцово-показательный пример self-made: выпускница «Бауманки», пришла еще студенткой по объявлению в компанию Mary Kay (там же, кстати, начинала нынешняя гендиректор Google Russia – и подруга Натальи – Юлия Соловьева), а через год уже возглавила Customer Care.

Пока я жду Наталью, прошу чашку чая с бергамотом. Мне приносят наполненный до краев большой стеклянный чайник, а через пару минут появляется сама Наталья – с таким же полным чайником зеленого чая. И у нее сразу же начинает звонить iPhone – сын. На протяжении беседы сын звонил еще несколько раз, и Альбрехт всегда брала трубку. Ее личное правило, которое она пытается сделать корпоративным: когда звонят близкие, брать трубку при любых обстоятельствах. 

Блузка, Sportmax; брюки, Sportmax Code; серьги, кольца, туфли – собственность Натальи

Мама, сорян дикий

МС: Наталья, вы – один из топ-специалистов по управлению персоналом в России. Скажите, кого бы вы взяли на работу прямо сейчас?

Наталья Альбрехт: Очень важна мотивация человека – почему он приходит? Если только из-за зарплаты на 10 тысяч рублей больше, чем на предыдущем месте, у кандидата мало шансов. Ценю готовность работать в непредсказуемой среде. Важны ориентация на результат и способность привнести что-то новое. Необходимо, чтобы человек справлялся с мультизадачностью. Еще одно ценное качество, которое сейчас востребовано, – умение работать дистанционно.

МС: У вас в «Билайн» уже такое практикуется?

Н.А.: Да, мы сейчас запускаем проект по удаленной работе BeeFree. Хотим уйти от оценки результативности сотрудников по количеству часов, проведенных в офисе. Надеюсь, в ближайшие несколько лет это поможет нам выиграть битву за таланты. Ведь люди в сфере digital, инновационного маркетинга, IT не хотят приходить на работу с 9 до 18, а это будут одни из самых востребованных кандидатов – по крайней мере для телекома. И мы должны быть готовы работать с ними на их условиях.

МС: Человек, которому уже за 30 или даже за 40, имеет шансы получить перспективную работу в вашей компании?

Н.А.: У нас нет эйджизма. Можно в 27 лет выглядеть на 40 и быть уставшей от жизни. А можно в 40 выглядеть на 30 и иметь помимо профессионального опыта невероятный драйв. У нас, например, есть пилотный проект для контактных центров, куда мы планируем набирать более взрослых сотрудников. Человек в 20 лет может прийти на два месяца, заработать на мобильный телефон и уволиться. А женщина 40 лет с двумя детьми будет максимально лояльным сотрудником. Люди, у которых есть обязательства, обладают другой мотивацией.

МС: Как вы находите общий язык с представителями поколения миллениалов?

Н.А.: У нас Y (это миллениалы) и Z (те, кому двадцать, они совсем юные) в основном работают в контакт-центрах и в офисах продаж. Для них важна быстрая коммуникация и удобная подача информации. Поэтому у нас внутри компании есть своя социальная сеть, называется «Улей». Это как бы Facebook для внутреннего пользования, где мы общаемся, обсуждаем рабочие вопросы. А еще стараемся шире использовать digital-ресурсы. Например, на крупные мероприятия создаем приложения для смартфонов. Всегда удобнее и быстрее в два клика найти адрес, программу и другую полезную информацию, чем искать приглашение в почте. А вообще я ведь мама пятнадцатилетнего сына...

МС: Он помогает вам ориентироваться?

Н.А.: Да, и обучает забавным выражениям.

МС: Например?

Н.А.: Из последнего – он мне недавно говорит: «Мамулечка, сорян дикий». Это означает «извини, пожалуйста». «Сорян» – это от «sorry», «дикий» – «очень».

МС: С какого возраста у вашего сына мобильный телефон­?

Н.А.: С первого класса, с шести лет.

МС: Вы как-то это контролируете?

Н.А.: Безусловно! У сына целая линейка смартфонов от самого крутого до простого кнопочного телефона, где почти нет функций. Как только не выполняются какие-либо наши договоренности, Саша переходит на пользование аппаратом более низкого уровня. Для него это некая система мотивации. Мы давно проговорили правила игры, и мне даже не приходится ничего отбирать. А Интернета дома у нас нет.

МС: Правда?! И даже Wi-Fi нет?

Наталья Альбрехт: Нет. Раньше был, но в какой-то момент произошел технический сбой, я не смогла сразу решить проблему, и вдруг мы в семье заметили, что чаще видим друг друга. Дальше это переросло в осознанное решение: нам не нужен Wi-Fi. Вообще я и муж (Сергей – финансист, мы вместе практически со школы) стараемся минимизировать в присутствии друг друга телефонные разговоры по работе. Я всегда говорю команде: если вопрос возник поздним вечером, но он несрочный, давайте решим его завтра. Люди должны быть счастливы дома, чтобы полностью отдаваться работе.

МС: То есть вы хотите сказать, что у вас вообще нет зависимости от смартфона? А как насчет социальных сетей? Я вот, например, недавно удалила Facebook почти со всех носителей, кроме компьютера, потому что открывала его по сто раз на дню и теряла на этом массу времени.

Н.А.: Наверное, нет. Хотя иногда ловлю себя на том, что бесполезно тыкаю пальцем на разные иконки – то погоду посмотрела, то новости почитала. А из соцсетей я использую профессиональные – такие как LinkedIn. 

1/3
C мужем Сергеем, Швейцария, Церматт
Наталья с сыном Сашей, Испания
Cо всей семьей, Испания, Ронда

Мобильный ренгтен

МС: Давайте поговорим про будущее. Как в ближайшие 5–10 лет поменяется связь?

Наталья Альбрехт: Сейчас люди меньше звонят, меньше разговаривают. Идет рост интернет-трафика. Трафик – это точка развития для всех телеком-компаний. Я, знаете, себя тут недавно поймала на том, что, копаясь в телефоне, кое-что скопировала и уже на другой телефон этим же пальцем тыкаю и не понимаю – а почему у меня не переносится-то? Думаю, через два-три года нам некоторые девайсы будут имплантировать в руки, в пальцы. И вообще биотехнологии – все, что касается сращивания человеческого организма с IT-технологиями – это сейчас самая перспективная область. Мы раз в квартал проводим digital-дни для детей наших сотрудников. И вот был вопрос к ребятам на одном из мероприятий: для чего телефон станут использовать в будущем? Один мальчик предположил, что туда будет встроен рентген. То есть человек, например, сломал руку, сразу сделал скан и тут же, из телефона, получил обезболивание.

МС: Тогда почему, скажите, связь до сих пор такая дорогая?

Н.А.: Мне кажется, мы стали очень избалованными пользователями. Например, роуминг у «ВымпелКома» заметно дешевле, чем у конкурентов.

МС: Честно говоря, я пока этого не заметила. Недавно после поездки за границу мне пришлось – в очередной раз – оплатить счет на 10 тысяч рублей! А я, кстати, клиент «Билайна» уже 17 лет.

Н.А.: А вы пробовали позвонить нашим менеджерам и оптимизировать затраты? Возможно, пора подобрать вам другой тариф. Если вы стали абонентом любого сотового оператора 5–10 лет назад и с тех пор не меняли тариф, вы зачастую переплачиваете. Вполне вероятно, что после смены тарифа счет ваш останется прежним, но услуг за эту сумму вы получите гораздо больше.

МС: Часто можно слышать разговоры о том, что мобильные телефоны опасны для здоровья. Как вы к этому относитесь?

Наталья Альбрехт: Я стараюсь об этом не думать, потому что мысли материальны. На крыше нашего офиса, кстати, стоит огромное количество антенн, базовых станций и так далее. В прошлом году наш гендиректор вместе с сотрудниками технической службы и журналистами измеряли там радиационный фон. Все оказалось в порядке. Полагаю, что мы находимся на таком уровне развития гаджетов, что те, кто их создают, думают и о себе тоже. Так что все это достаточно безопасно. Но если 100% доверия гаджетам все же нет, то можно воспользоваться наушниками или handsfree. 

Жертвы карьеристки

МС: Расскажите о вашей корпоративной культуре. В «Билайне» есть дресс-код?

Наталья Альбрехт: Если только кеды в полоску. Шучу. У нас нет дресс-кода. Наш генеральный директор, например, ходит в кедах, джинсах и толстовке. Мы не ограничиваем людей. Даже наоборот, продвигаем свободный стиль. Свободный – то есть комфортный. Кстати, несколько недель назад мы совместно с Marie Claire провели лекцию для наших сотрудников на тему дресс-кода digital-компании: какой мейк, прическа, одежда в свободном стиле уместны, что сейчас модно. Было интересно и полезно.

МС: Вам часто приходится увольнять людей? Как вы при этом договариваетесь с самой собой?

Н.А.: Здесь самое главное – абстрагироваться от личного отношения. Есть руководитель HR-блока, а есть Наталья Альбрехт, живой человек. Нельзя смешивать эти два состояния. Много раз было так, что я увольняла людей и при этом оставалась с ними в хороших, даже близких отношениях.

МС: Не вредно ли, на ваш взгляд, женщине быть топ-менеджером?

Н.А.: Мне кажется, не вредно. Надо только соблюдать баланс­ работы и личной жизни. Есть крупное исследование института McKinsey – они много лет анализировали деятельность тысяч успешных компаний. И пришли к однозначному выводу, что предприятия, где среди топ-менеджеров больше женщин, эффективнее. И у них выше рыночная капитализация. Женщины на руководящих позициях более ответственны и зачастую более эффективны.

МС: Это понятно – компания выигрывает. Но не кажется ли вам, что сама женщина часто платит за карьеру высокую цену? Например, жертвуя здоровьем или частью личной жизни.

Н.А.: Можно быть неработающей мамой, ходить по салонам красоты, но при этом не знать, как зовут классную руководительницу твоего сына. И можно быть абсолютно несчастливой, не будучи топ-менеджером, а скромно работая с девяти до шести. Мне кажется, неправильно проводить такие параллели.

МС: Какие советы дадите амбициозным девушкам?

Н.А.: Всегда делать чуть больше, чем от вас ожидают. Искать нестандартные решения. В этом случае вас обязательно заметят. Залог успеха – это все равно труд. Труд над собой, труд вместе с командой. Часто проще все сделать самой. Но это путь в никуда. Надо учить и развивать сотрудников, хотя так гораздо сложнее.

МС: Но как людей мотивировать хорошо работать, особенно в кризис?

Н.А.: Только результатом и амбициозными задачами. Денежная мотивация действует очень краткосрочно. Сотрудники должны чувствовать личную ответственность за большие проекты. Это все банальные и простые вещи. Но многие руководители так же банально забывают об этом.

МС: Ваше ноу-хау решения сложных проблем?

Наталья Альбрехт:  Главное – проблему идентифицировать, а дальше ее просто декомпозировать. Когда у тебя не одна нерешаемая проблема, а много мелких задач, то картина выглядит совершенно по-другому. Мне в этом очень помогает базовое техническое образование, нас в «Бауманке» учили думать. Такой вот вдумчивый логический подход можно применять абсолютно в любой сфере.

5 правил тайм-менеджмента от Натальи Альбрехт

1. Начинайте рабочий день в 8 утра.

2. Ежедневно ведите to-do list, лучше – от руки.

3. Раз в неделю проводите ревизию собственной продуктивности – анализируйте полезность и эффективность встреч, динамику выполнения проектов и т. п.

4. Если не можете сами ответить на email  в течение пяти минут, – делегируйте.

5. Старайтесь не работать после 20:00.

Фото: Анастасия Хавжу

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйАвгуст 2017
Top Level