Топ-менеджер в Сети: как не погубить карьеру неудачным комментарием в Facebook

[@Work] [карьера][Работа над собой]
1496
Все, что вы скажете в Сети, может и будет использовано против вас работодателем. Как этого избежать? Что ж, придется не на шутку поработать над собой и всерьез пересмотреть собственное интернет-поведение.

Социальные сети уже давно прочно вошли в нашу жизнь. Только вдумайтесь: на одной платформе могут размещаться более миллиона профилей, каждый из которых – это своего рода персональный дневник человека, по которому можно отследить его жизнь на протяжении нескольких лет: начиная с внешности и заканчивая личными интересами и успехами в карьере.

Опытному психологу достаточно полистать ваши странички в соцсетях, чтобы предположить, какие ментальные проблемы вы испытываете и с какими комплексами боретесь. Проще говоря, об анонимности и свободе слова можно забыть – все мы как на ладони, и информация о нас доступна и друзьям, и врагам. Как же наши данные из Facebook, VK и прочих платформ могут быть использованы рекрутером или работодателем и как приручить коварный Интернет себе на пользу, специально для Marie Claire рассказывает начальник отдела подбора компании Profgallery.ru Ирина Певная.

За вами следят

Facebook и VK уже давно перестали быть местом встречи старых добрых знакомых. Теперь это полноценные источники новостей, а также особые инструменты для нетворкинга, развития карьеры и поиска информации о конкретном человеке. Если раньше неудачный комментарий или фото с вечеринки могли вызвать лишь косой взгляд со стороны, то теперь, «провинившись», вы всерьез рискуете получить нагоняй от начальства и подмочить тем самым свою репутацию. И это не просто слова: в большинстве компаний службы безопасности не только ведут наблюдение и проверяют профили претендентов перед наймом на должность, часто они внимательно отслеживают вашу социальную активность в Сети уже в процессе работы. 

Какую информацию о компании вы распространяете? Какие посты комментируете? Высказываете ли политические или религиозные взгляды? Все грани вашей, казалось бы, частной жизни теперь будут находиться под пристальным вниманием.

Что уж говорить об HR–специалистах. Для них просмотр вашего профиля в социальных сетях – это такая же профессиональная обязанность, как и сбор рекомендаций с прошлых мест работы. Конечно, никто не делает выбор в пользу кандидата на основе его профиля в Facebook – в первую очередь оцениваются профессиональные навыки. Однако если есть сомнения, разрешить их вполне сможет анализ вашего поведения в Сети. Он наглядно расскажет вашим потенциальным работодателям о том, какой вы человек, чем занимаетесь в свободное время, насколько активно развиваете профессиональные знакомства, с каким успехом общаетесь в профессиональных группах. Профиль может подсказать даже то, насколько вы будете разделять корпоративную культуру будущей компании.

И тут возникает вопрос. Если все так опасно, может, и не стоит заводить профили в соцсетях? Или вообще удалить их?

Бросаться в крайности – не лучшее решение, ведь отсутствие информации о кандидате большинство людей, напротив, воспримет как излишнюю закрытость, скрытность, асоциальность. Отрицательно рекрутеры относятся и к пустым профилям, где кроме фамилии и старой фотографии нет никакой информации о вас. 

Вы можете не согласиться и сказать, что не хотите выставлять свою личную жизнь напоказ, что отсутствие в соцсетях никак не снижает эффективность вашей работы – наоборот, вы не тратите время на все эти бессмысленные комментарии, лайки, чтение постов и просмотр развлекательных роликов, а свободное время уделяете самообразованию и личностному развитию. И во многом вы будете правы. Но, увы, реалии современного мира таковы, что большая часть коммуникаций уходит в Интернет. Именно здесь успешные руководители занимаются пиаром компании, развивают личный бренд, ищут полезные связи, общаются с клиентами.

Лучше идти в ногу со временем и вместо ухода в оффлайн привести в порядок свои публичные профили и заняться созданием имиджа, который пойдет вам на пользу.

Правила игры

На сегодняшний день многие компании признали, что социальные сети – это мощный инструмент, который может как сработать на благо компании, так и наоборот создать массу проблем. Крупнейшие международные игроки уже начали активно регламентировать поведение сотрудников в социальных сетях. Microsoft, Citi, Intel, Cisco, IBM, – все эти гиганты всерьез требуют от своих работников соблюдения определенных правил при размещении информации о компании в Интернете и социальных сетях. На этой же почве уже было несколько громких увольнений.

Между тем, если соблюдать эти простые правила, участи неосмотрительных бедолаг вполне можно избежать.

Простите прошлые обиды. Прежде всего, если вы ищете новую работу, воздержитесь от того, чтобы активно бранить бывших коллег и начальство. Разумеется, ситуации бывают разные и правда может быть на вашей стороне, однако слишком истеричные замечания и критика могут охарактеризовать вас как человека, любящего поскандалить. Ни одному работодателю не захочется, чтобы вы оставляли нелестные отзывы о его методах работы и обстановке в компании в целом. Поэтому, если хотите оставить пару-тройку ласковых слов о предыдущем месте работы, сделайте это максимально тактично. Если же этот комментарий увидят, заранее будьте готовы объяснить, какая ситуация с вами приключилась, и почему вы решили перенести решение вопроса в открытые источники, а не ограничиться tet-a-tet.

К тому же, если уж вам все-таки вздумалось вылить негатив на прошлого работодателя, вы можете сделать это анонимно на специально отведенных для этого сайтов. Так вы и сохраните собственную репутацию, и выполните свой социальный долг!

Сто раз подумай – один раз размести – новая актуальная пословица для тех, кто выкладывает в социальные сети фото и видео без разбора. Удивительно, но некоторым даже удается совмещать несовместимое: фото любимого кота и фотографию с международной конференции, логотип компании и фото подшофе с корпоратива. С фотографиями «уличающего» характера могут столкнуться даже очень осторожные кандидаты, которые по большей часть стараются вести себя осмотрительно и осторожно (например, «компромат» может выложить нерадивый конкурент).

В наше время следить стоит не только за собственным контентом, но и за тем, кто, где и когда отмечает вас на сторонних фотографиях. Одно неудачное фото – и сокрушительный удар по вашей репутации вам обеспечен. То же касается и комментариев, которые вы оставляете в Сети. Стоит воздержаться от острых политических и религиозных высказываний, участия в компрометирующих дискуссиях, семейных разборках и скандалах, избегайте также большого количества развлекательного контента на своей странице. Ошибки, совершенные по неосторожности, как шлейф могут тянуться за вами целые месяцы и впоследствии отпугнуть потенциального работодателя.

Делу время – потехе час. Здраво подходите к выбору времени активности в социальных сетях. Бывают дни, когда работа валится из рук, голова не работает и так и тянет зайти в Facebook или Instagram и расслабиться, полистать фотографии, посмотреть, чем живут люди. Но главное здесь не увлекаться. Одно дело зайти на Facebook в обеденный перерыв или даже отвлечься на 5-10 минут в процессе работы, и совсем другое – просиживать там часами. Большинство работодателей готовы закрыть глаза на кратковременное времяпровождение своих сотрудников в социальных сетях, если это не сказывается на эффективности работы. А вот тех, кто не вылезает оттуда часами, ждет серьезный разговор с непосредственным руководителем или представителем службы персонала. 

Проверяйте ошибки. Казалось бы, мелочь, но все больше работодателей обращают внимание на грамотность своих сотрудников. В некоторых крупных компаниях одним из обязательных этапов отбора введен диктант по русскому языку. Его проходят в обязательном порядке как линейный персонал, так и управленцы, а двоечников и троечников без сожаления отсеивают. То же самое касается нецензурной лексики и прочих грубых выражений. Не к лицу менеджеру, представлявшему компанию в социальных сетях, допускать ошибки, особенно в официальных комментариях от лица организации. Разумеется, многие ляпы делаются по невнимательности или из-за спешки. Поэтому, прежде чем нажать кнопку «отправить», пару раз перечитайте подготовленный текст.

Жалобы оставьте для друзей. Последние несколько лет многие соискатели, столкнувшиеся с проблемами в поиске работы, начинают активно выливать свой негатив в социальных сетях. Под горячую руку попадает все и вся: рекрутеры, бывшие руководители, методы отбора персонала, экономическая ситуация и многие другие факторы, которые, по их мнению, мешают им найти работу. Подобные комментарии не будут работать вам на благо, а лишь посеют у рекрутера сомнения в целесообразности продвижения вашей кандидатуры дальше. Конечно, при поиске работы надо обязательно использовать социальные сети, но и тут нужно знать меру – ограничьтесь размещением своего резюме в профессиональных группах, напишите в профиле, что находитесь в поиске работы, но не опускайтесь до спама.   

Лжец лжец. Желая получить заветную должность, некоторые соискатели увлекаются и на собеседовании преувеличивают свои достижения или значительно приукрашивают резюме. Последнее должно максимально совпадать с данными на ваших страницах в социальных сетях. Например, если вы решили не указывать в резюме кратковременный опыт работы в компании «N», то стоит убрать ее и из профиля в Facebook. Часто встречается и другая хитрость, когда соискатели намеренно занижают возраст в резюме, но при этом забывают поменять цифры в интернет-профилях. Подобные ситуации лишь поставят вас в неловкое положение, когда придется краснеть и объяснять, зачем вы вдруг скрыли от потенциального работодателя подлинную информацию. 

Что делать: 5 шагов к созданию профиля, который будет работать на вас

Начните с чистки своего профиля. Удалите компрометирующие фото, комментарии и весь другой контент, который можно трактовать не в вашу пользу. Именно на этом этапе стоит подумать о коммуникационной стратегии – выбрать, какие темы вы готовы комментировать, какие фото выкладывать в открытый доступ. Полностью заполните свой профиль (не ограничиваясь датой рождения и школой), опишите свой профессиональный опыт, как минимум за последние 5 лет, добавьте дополнительное образование, выберите фото бизнес-формата для аватара. Важно помнить, что чем подробнее вы заполните опыт работы, тем больше шансов, что в будущем хедхантеры найдут ваш профиль по ключевым словам.

Разделите личное и профессиональное. Если вы используете профиль для личных и профессиональных целей одновременно, имеет смысл воспользоваться настройками приватности и скрыть фото и информацию, которая носит частный характер и никак не относится к вашей профессиональной деятельности. Некоторые руководители идут дальше и создают два профиля, закрытый для друзей и семьи и открытый для рабочих целей, где они описывают свой опыт работы, развивают профессиональные контакты и общаются с коллегами. Если же вы не считаете нужным скрывать свою личную жизнь, то старайтесь сделать контент сбалансированным, с упором на бизнес-тематику.

Скажи мне, кто твой друг. Количество контактов не означает качество, и если у вас 10 000 друзей в профиле, это совсем не значит, что вы обладаете большим количеством полезных для работы связей. Поэтому имеет смысл почистить контакт-лист – скорее всего, вы найдете многих людей, которых вы не только не знаете лично, но с которыми даже не общались.  В будущем старайтесь добавлять людей из вашей отрасли, близких вам по уровню должности и профессиональным интересам. Правильно составленная сеть контактов может помочь вам с решением многих бизнес-задач. 

На FB жизнь не заканчивается. Помимо Facebook и VK обратите внимание на другие профессиональные сети: например, Linkedn, Професссионалы.ру, Executive. К сожалению, Linkedin в России заблокирован, но сейчас несложно найти обходные пути для попадания на сайт. Несмотря на ограничение доступа, Linkedin остается самым популярным источником поиска менеджеров управленческого звена среди рекрутеров, а значит и ваше присутствие там просто обязательно. Все три сети заточены под развитие профессиональных связей и создание качественного делового образа. 

Личность разносторонняя. Обязательно вступайте в крупные профессиональные группы, в которых ведутся обсуждения тем из вашей экспертной области. Покажите свой профессионализм, комментируя важные отраслевые события, и это не останется незамеченным для вашего работодателя. Не будет лишним показать, что вы не ограничиваете свою жизнь работой и являетесь разносторонним человеком, увлекаетесь спортом, искусством или путешествиями. В социальных сетях масса тематических групп – выберите самые крупные и интересные с точки зрения контента. Только не переборщите с активностью, иначе работодатели подумают, что вы постоянно путешествуете или печете пироги, а работа для вас уходит на второй план.

Об авторе:

Ирина Певная – начальник отдела подбора компании Profgallery.ru. Проект собирает в одном месте управленцев независимо от их статуса поиска работы и позволяет самостоятельно планировать карьеру менеджерам управленческого звена. Сайт компании – profgallery.ru  

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2017
Fantasy