Дом 5 по авеню Марсо: путеводитель по первому музею Ива Сен-Лорана в Париже

[Мода] [Легенды моды]
292
Рассказываем, что посмотреть в первом парижском музее одного из величайших дизайнеров XX столетия.
Кабинет Ива Сен-Лорана

В парижском Музее декоративного искусства сейчас с блеском проходит ретроспективная выставка, посвященная 70-летию модного Дома Dior. На суд зрителям отданы более 300 платьев культового бренда за всю его историю: от первой кутюрной коллекции самого Кристиана Диора до последних модных изысканий Марии Грации Кьюри.

Но мало кто знает, что в это же самое время, во время Недели моды в Париже, открылся собственный музей одного из креативных директоров Dior и легендарного дизайнера Ива Сен-Лорана. В нем выставлены плоды трудов для собственной марки Yves Saint Laurent, на которую он работал 40 лет. Нам посчастливилось оказаться в числе первых посетителей музея — рассказываем, как это было!

Музей Ива Сен-Лорана в Париже
Музей Ива Сен-Лорана в Париже

Свой собственный Дом моды Ив Сен-Лоран вместе со своим партнером Пьером Берже открыл в 1962 году. Первым адресом для него стал 30 bis rue Spontini в 16-м округе Парижа, но спустя 12 лет Ив переехал в другое здание — на 5 avenue Marceau. Домом моды особняк эпохи Наполеона III был до 2002 года, где после показа последней кутюрной коллекции бренда был основан фонд Пьера Берже и Ива Сен-Лорана. Собственно, там теперь и располагается музей кутюрье, созданный Берже. К сожалению, он так и не увидел первых гостей: партнер и любовь всей жизни Сен-Лорана скончался 8 сентября, не дожив до открытия каких-то пару недель.

«Я хотел сделать его наследие доступным для широкой публики. Надеюсь, что музей позволит зрителям по-новому взглянуть на творчество Ива Сен-Лорана», — говорил Берже об этом проекте.

Ив Сен-Лоран и Пьер Берже в 1992 году

Музей имеет довольно скромные размеры: на двух этажах здания располагается всего 13 мини-экспозиций, причем в одном помещении их может быть сразу несколько. Начинается обзор с салона высокой моды, где Ив Сен-Лоран проводил примерки для своих клиентов. Кроме того, до 1976 года там же проходили и показы новых коллекций, которые после этой даты перебрались в отель Inter-Continental. Сейчас в этом салоне стоит большая плазменная панель, с помощью которой на повторе воспроизводятся коллекции Ива Сен-Лорана. Интерьер был сохранен практически без изменений.

Салон высокой моды в Доме моды Ива Сен-Лорана
Салон высокой моды в Доме моды Ива Сен-Лорана

На входе всех ожидает портрет Ива Сен-Лорана кисти Энди Уорхола, а следующая за ним первая секция называется «Стиль». Там выставлены разные ансамбли, объединенные общей идеей, ставшей одной из главных для всего творчеств Сен-Лорана: адаптированные к женской фигуре мужские наряды. Тут не только канонический Le Smoking 1966 года, но и укороченный тренч, «военизированный» кожаный плащ и другие предметы гардероба, ставшие «почерком» Сен-Лорана.

«Стиль»
Портрет Ива Сен-Лорана, 1964 год
Энди Уорхол, «Портрет Ива Сен-Лорана», 1974 год

Следом за «Стилем» идет «История коллекции». Она рассказывает о том, какой сложный технологический путь проделывает каждая вещь от эскиза на бумаге до отправления посылки клиенту. За ней располагается секция «Навыки», показывающая мастерство ателье под руководством модельера. Каждое изделие, выходящее из-под рук портных, действительно может претендовать на статус произведения искусства: вышивка, аппликации, технологии — все было на высочайшем уровне.

«История коллекции»

Особого внимания на первом этаже достойна секция «Экзотика». Ив Сен-Лоран много путешествовал (или представлял себе путешествия), черпая вдохновение в самых разных уголках планеты: Азия, Африка, Россия. Каждое платье в данном случае — результат такого путешествия, и в каждом из них — явно или не очень — прослеживается местный колорит. Аллюзии на творчество Леона Бакста для балетов Сергея Дягилева в 1976 году, коллекция «Chinoise et Opium» 1977 года — все это и выставлено здесь. 

«Русская тема» в творчестве Ива Сен-Лорана
«Экзотика»

На втором этаже, минуя секцию «Посвящение моде», где представлены опыты кутюрье с историческими костюмами, вы попадете в самую захватывающую часть экспозиции — кабинет самого Сен-Лорана. Он, естественно, остался практически в первозданном виде, сохранив ту атмосферу, что требовалась Сен-Лорану для творчества: большое пространство, яркий свет и зеркала от потолка до пола. Любая вещь сначала отшивалась в белом хлопке, чтобы дизайнер мог понимать, как она будет смотреться на теле. Такой макет назывался toile, и их Сен-Лоран разглядывал в эти самые зеркала, заставляя модель ходить взад и вперед по его кабинету. 

«Посвящение моде»
«Посвящение моде»
«Посвящение моде»
Кабинет Ива Сен-Лорана

В центре кабинета расположился рабочий стол дизайнера, где среди эскизов, книг и прочих вещей внимательный посетитель заметит фотографии любимых собак Ива Сен-Лорана — французских бульдогов. Все как один были похожи, и у всех них было одинаковое имя — русское слово Le Moujik.

Сен-Лоран любил окружать себя книгами: они не только давали ему дополнительный источник вдохновения, но иногда становились главной идеей коллекции. Так произошло с, пожалуй, самым знаменитым творением Сен-Лорана — платьем «Мондриан»: удрученный результатом своей работы над осенне-зимней коллекции 1965 года, Ив открыл мамин подарок — альбом с картинами голландского художника Пита Мондриана. Пластицизм и гармония абстрактных полотен и подсказали Сен-Лорану свежее решение для собственной коллекции, которая не только упрочила его позиции в мировой моде, но и практически вписала имя создателя в ее историю. Само платье представлено в самом конце экспозиции, соседствуя с не менее известным оммажем другому голландскому художнику — Винсенту ван Гогу и его «Подсолнухам» 1888 года. Эта картина получила воплощение в жакете, где мелким бисером и стеклярусом практически вышита эта картина.

Рабочий стол Ива Сен-Лорана
Платье «Мондриан», 1965 год
Жакет «Подсолнухи», 1988 год

Музей Ива Сен-Лорана в Париже насчитывает более пяти тысяч предметов одежды. Кроме них представлены более 15 тысяч украшений, эскизов и фотографий, сделанных в период с 1974 по 2002 год. Но и это еще не все: между первым и вторым этажами расположился миниатюрный кинозал, где идет фильм An Eagle With Two Heads. Он рассказывает историю жизни и любви Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, чьими совместными усилиями удалось вырастить из модного Дома в Париже настоящую модную империю с миллиардными активами. 

Часть экспозиции
Часть экспозиции

«Мода проходит, стиль остается», — говаривал дизайнер. Так что если окажетесь в Париже, не откажите себе в удовольствии прикоснуться к тому, что называется стилем Сен-Лорана — любовь к женщине и тонкая работа по созданию идеальных нарядов для нее. Теперь же у них появилась постоянная прописка в Париже: Ив Сен-Лоран был бы доволен.

Музей Ива Сен-Лорана

Фото: Marie Claire, архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2017
2.0 лет в России