Fashioning the future: люди моды, которым не все равно, что будет

[Мода] [Легенды моды]
200
Производство одежды уверенно держит второе место среди самых «экологически грязных», уступая только нефтедобыче. Но благодаря этим людям и их международному влиянию, у моды есть шанс «подружиться» с окружающей средой.

Кожа из листьев ананаса, одежда из переработанных бутылок и апельсиновой кожуры, «зеленая» упаковка и магазины на солнечных батареях ─ какие еще проекты предпринимают богатые и знаменитые, заботясь о нашем будущем, и кто они сами:

Стелла Маккартни: визионер

Кто: модельер
Превратила экомоду из тихого развлечения хиппи в признак высокого статуса

Эко-активы: Stella McCartney – один из первых eco-friendly-брендов в сфере высокой моды, созданный в 2001 году. Сама Стелла проповедует здоровый образ жизни, не носит натуральную кожу и мех. Из года в год ее компания представляет новые технологии безотходного и этичного производства, а часть доходов отправляет на озеленение монгольских лугов, вытоптанных кашемировыми козами. Лондонский бутик бренда Stella McCartney работает на ветряной энергии, остальные магазины – на солнечной или хотя бы частично на «зеленой» энергии. Компания Adidas, для которой Стелла с 2004 года регулярно создает коллекции Adidas by Stella McCartney, изготовила для нее органическую пару культовых кроссовок Stan Smith. Стелла поблагодарила за подарок и бросила вызов: предложила бренду тайком перестать использовать кожу во всей линейке Stan Smith и наблюдать за тем, как покупатели не замечают разницы, а доход компании растет. В июне этого года Стелла стала парт­нером Parley for the Oceans – общественной организации, привлекающей внимание к проблеме загрязнения океанов, и уже создала несколько вещей с использованием материалов из переработанного океанического мусора: кроссовки Ultra Boost x Parley в рамках осенне-зимней коллекции 2017 года для Adidas и лимитированную версию рюкзака Falabella Go.

«Каждый в состоянии делать простые вещи, которые будут менять жизнь» (Стелла Маккартни)

Модный вектор: «Мы обязаны делать больше – ради самих себя и ради индустрии. Речь не идет лишь о производстве одежды и аксессуаров. Мы должны мыслить шире, – говорит Стелла. – С началом каждого нового сезона мы должны задаваться вопросом – как сделать производство одежды более ответственным без снижения ее дизайнерской привлекательности? Я убеждена: моду тоже можно изменить в плане подхода к процессу».

Мантра: «Экологичность – это про отношение и образ мышления. Это не подход «все или ничего». Это про наши усилия. Каждый в состоянии делать простые вещи, которые будут менять жизнь».

Эмма Уотсон: икона

Кто: актриса
Главное, в чем убедила нас Эмма, ─ экологичная элегантность может быть красивой

Эко-активы: Коллаборация с одним из самых «зеленых» брендов People Tree, который работает по системе Fair trade («справедливая торговля» – общественное движение, отстаивающее справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования); черно-белое платье Calvin Klein из переработанных пластиковых бутылок на балу Института моды Met Ball в 2016-м – Эмма решительно пропагандирует экомоду и феми­нистские ценности на самом высоком уровне. Во время мирового промо-тура «Красавицы и чудовища» она появлялась исключительно в одежде экосознательных дизайнеров, а ее пресс-служба тщательно документировала эти выходы в Instagram-аккаунте @The_Press_Tour (там более 1 млн подписчиков). Киноманы от Лос-Анджелеса до Шанхая смогли существенно расширить свои представления об экомоде.

«Не выбрасывайте старую обувь!» (Эмма Уотсон)

Модный вектор: Приверженец правила #30Wears, гласящего: «Прежде чем что-то купить, спроси себя 30 раз, будешь ли ты это носить?», Эмма предпочитает регенерированный кашемир от таких признанных брендов, как Chinti & Parker; призывает не выбрасывать старую обувь, а делать набойки на подошвы; советует выбирать производителей, работающих по принципу безотходного производства и не загрязняющих воздух выбросами СО2. Звезда постоянно подчеркивает, что ей интересны дизайнеры-женщины, от Стеллы Маккартни и Габриэлы Хёрст до Филиппы К и Марии Грации Кьюри (Dior), – не случайно же она стала послом доброй воли «ООН-Женщины». Ее новый проект – партнерство с этическим производителем одежды Zady. В конце прошлого года Эмма и Zady выпустили капсульную коллекцию натуральной и нетоксичной одежды для современных работающих женщин.

Пол Диллинджер: рок-звезда

Кто: Вице-президент по глобальным инновациям Levi Strauss & Co.
Считает сохранение воды и энергии общим делом. Точен в выражениях 

Эко-активы: Диллинджер занимался разработкой коллекции Waste

Памятуя о миллиардах килограммов старой одежды, которая скап­ливается на американских свалках, компания начала принимать в своих бутиках вещи любых брендов и отправлять их на переработку. А головной офис Levi’s в Сан-Франциско использовал 25 000 пар старых джинсов для утепления помещений.

«Без эко-сознательности дизайнеры не выживут» (Пол Диллинджер)

Мантра: «Недавно на академической конференции коллега сослался на исследование, в котором спрашивали женщин, что они предпочли бы – одеваться экологически сознательно или сексуально привлекательно. Для меня это абсурдный вопрос. Принимая понятие «сексуальный» или «стильный» как нейтральное в той же плоскости, что и понятие «экологически сознательный», мы нарушаем логику. Реальная альтернатива этичной моде – это неэтичная мода. И это не равно выбору между «привлекательный – непривлекательный». Помните об этом, когда идете за покупками».

Что дальше: Диллинджер выступает экспертом «Проекта Жаккард» – проекта Google в области носимых технологий, сотрудничает с экспертами по переработанному волокну. «Мы спрашиваем себя, какие умения и технологии могут потребоваться в 2050 году, чтобы произвести пару джинсов? Могу уверенно сказать, что модная индустрия будущего будет сильно отличаться от сегодняшней. Без экосознательности и гибкого подхода дизайнеры не смогут выживать».

Аниса Камадоли Коста: хранительница

Кто: Директор по устойчивому развитию Tiffany & Co., председатель Tiffany Foundation
Учит бережному отношению к воде и земле

Эко-активы: Аниса еще ребенком поняла, что такое экологическая катастрофа: приехав в родной город своей мамы на индийском побережье Аравийского залива, она увидела покрытое мусором побережье. Эта картина осталась с ней на всю жизнь. В 2002 году Tiffany & Co. исключила кораллы из своих коллекций ювелирных изделий и домашнего декора. «Мы не могли отследить происхождение наших красных и розовых кораллов, поэтому прекратили их использовать. Точка». Ее любимый цвет, что неудивительно, – голубой, но она гордится тем, что ей удалось превратить знаменитую коробочку Tiffany мятно-голубого цвета в «зеленую» – картонная упаковка сейчас содержит 99% переработанных материалов. Еще одна победа, которая приносит плоды каждый день: 105 из 205 американских бутиков Tiffany используют экономичные LED-светильники.

«Сначала надо сократить потребление» (Аниса Камадоли Коста)

Мантра: «Любой может выступить от своего имени, но когда вы объединяетесь, сила возрастает в разы, – говорит Камадоли Коста, выступая лоббистом от Tiffany & Co. против новых шахт по добыче золота и меди в Йеллоустонском национальном парке и в заливе Бристоль на Аляске. – Местное население, ученые, представители НКО на Аляске – все они заверили, что для них экосистема и долгосрочные перспективы выживания рыбаков, которые занимаются ловлей лосося­, важнее, чем деньги. И мы поняли, что должны говорить об этом, даже если сами не ведем добычу золота в этих местах».

После работы: В свободное время Камадоли Коста занимается программой раздельного сбора мусора в своем жилом комплексе на Манхэттене. «Сначала надо сократить потребление, использовать мно­гие вещи повторно, затем отправлять их в переработку. Я объясняю своим детям, что мы не можем вечно тянуть ресурсы из нашей планеты».

Мирослава Дума: экспериментатор

Кто: CEO и основатель проекта Fashion Tech Lab
Основала компанию, работающую с материалами будущего 

Эко-активы: В мае этого года Мирослава запустила революционный проект Fashion Tech Lab, который назвала «гибридом» инвестиционного фонда, бизнес-инкубатора и экспериментальной лаборатории. Цель – изучение последних био- и наноразработок ученых и инженеров для производства «чистых» материалов и тканей с высокими эксплуатационными характеристиками. По сути FTL – это глобальная площадка, где компании смогут получать финансирование, обмениваться знаниями, получать доступ в закрытую индустрию моды, оборот которой – более двух триллионов долларов, и вместе разрабатывать технологии, делая моду инновационной и eco-friendly. Идею незамедлительно поддержали дизайнер Диана фон Фюрстенберг, бывший инвестор Net-a-Porter Кармен Баскет и основатель проекта Eco-Age Ливия Фёрт, которые вошли в консультационный совет FTL. А недавно в качестве главного креативного куратора к проекту присоединилась ювелир и наследница Дома Fendi Дельфина Делеттре-Фенди.

«Узнав, что производство одежды – второй загрязнитель окружающей среды после нефтяной промышленности, я была шокирована» (Мирослава Дума)

Инвестиции в будущее: Уже в первые месяцы работы FTL привлекли $50 млн на поддержку первых проектов. Как результат, в апреле бренд Salvatore Ferragamo в коллаборации с сицилийским стартапом Orange Fiber, который поддержал FTL, выпустил капсульную коллекцию одежды из переработанной кожуры апельсинов. «Интересно, что Orange Fiber работает с крупнейшими производителями соков в Италии, поэтому их сырье – это отходы сокопроизводства. Orange Fiber получают их бесплатно. Это беспроигрышный ход», – прокомментировала Мирослава Дума. В то же время вместе с Леонардо Ди Каприо FTL проинвестировали компанию из Сан-Франциско Diamond Foundry – она выращивает в лабораторных условиях бриллианты, которые по внешнему виду и характеристикам практически идентичны природным бриллиантам. Также часть инвестиций FTL пошла на развитие еще одного стартапа из Нью-Йорка – компании Dropel, специализирующейся на разработке водоотталкивающей обработки любых материалов.

Мантра: «Узнав, что производство одежды – второй загрязнитель окружающей среды после нефтяной промышленности, я была шокирована и стала думать, как я могу помочь индустрии, в которой работаю и которую люблю? – говорит Мирослава Дума. – Мой проект – это, прежде всего, инвестиции в нашу социальную ответственность. И только потом уже союз технологий и моды. Полагаясь на новое поколение талантливых молодых дизайнеров, creative minds – выпускников лучших университетов Европы, Америки и Азии, мы сможем с заботой об окружающей среде создавать вещи, которые будут решать проблемы покупателей и при этом выглядеть современно».

Тайсон Туссан: инноватор

Кто: сооснователь бренда Bionic Yarn
Делает Мировой океан чище

Эко-активы: Все мы слышали про острова пластика в Мировом океане. Без новых реформ и ограничений к 2050 году пластика в океане будет больше, чем рыбы. По меньшей мере 8 млн тонн пластика попадает в океан ежегодно – это как если бы туда каждую минуту разгружали мусоровоз. В 2009-м Туссан начал сотрудничать с Фарреллом Уильямсом. Вместе они запустили производство новой ткани из переработанного пластика – в ход шли пищевые контейнеры, пакеты, бутылки, то есть все то, что смывается­ в океан с наших берегов. Новаторское волокно стали использовать для производства одежды такие бренды, как Moncler, G-Star Raw for the Oceans, O’Neill и даже H&M – в вечерних платьях из коллекции Conscious Exclusive. «В мире моды сложно выжить, если ставить свои действия выше своих принципов, – говорит Туссан, – но мы стараемся строить прочное основание для того, что в будущем станет, надеюсь, новым стандартом для производства материалов».

«В мире моды трудно выжить, если ставить свои действия выше своих принципов» (Тайсон Туссан)

Мантра: «Экологичность для меня – гораздо более широкая идея, чем просто процессы и технологии. Это также про отношения, благодаря которым такие процессы внедряются в жизнь. Отношения с семьей, с обществом, с городом... Когда мы применяем принципы устойчивой экономики к нашей повседневной жизни, они глубоко укореняются в обществе. Тогда и происходят по-настоящему значимые перемены».

Ливия Фёрт: активист

Кто: эко-активистка, кинорежиссер и продюсер, жена актера Колина Фёрта
Подтверждает слова действиями

Эко-активы: В Instagram Фёрт – ее портреты в вещах, изготовленных из вторсырья, и винтажных платьях. Или в пальто от Max Mara из коллекции 25-летней давности, на которое она копила целый год. Или «в пиджаке Kami Organic, в котором вы видели меня миллион раз в течение нескольких лет». Эти фото перемешиваются с репортажами с модных показов, тест-драйвов электромобиля Tesla Model X и со статьями о праве на минимальную оплату труда. Кстати, в ее постах в соцсетях аббревиатура GOT обозначает Global Organic Textiles, а не Game of Thrones. Основательница компании Eco Age стала особенно внимательно относиться к своим выходам в свет в 2009 году, когда запустила инициативу «Зеленая ковровая дорожка». На церемонии вручения премии «Оскар» Фёрт появилась в платье, сделанном из остатков 11 других платьев, а на Каннском кинофестивале выходила в платьях, которые ее мама покупала в конце 1960-х. В 2015-м Ливия суммировала свои принципы в фильме The True Cost («Подлинная стоимость»), который сама же спродюсировала и срежиссировала. Ее цель – подружить фэшн-индустрию с экологией, а гламур – с этич­ностью по отношению к природе.

Эко-замена: Любимый материал – Pinatex, натуральный кожзаменитель из листьев ананаса. Волокна листьев – побочный продукт сбора урожая ананасов на Филиппинах, они не требуют дополнительных затрат воды, пестицидов или удобрений. Так, на Met Ball Ливия появилась в серебристом платье из Pinatex от итальянского дизайнера Лауры Страмби.

После работы: Фёрт не пользуется электрической сушкой для белья: она итальянка и приучена сушить белье на веревке, а также предпочитает инвестировать в хорошие туфли, потому что они носятся дольше.

Франсуа-Анри Пино: локомотив

Кто: CEO и председатель правления Kering
Верит, что экологическая сознательность помогает бизнесу

Эко-активы: В качестве главы Kering, французского концерна, собравшего такие бренды, как Stella McCartney, Bottega Veneta, Gucci, Alexander McQueen, Saint Laurent, Пино поставил перед брендами задачу сделать добычу сырья и производство экологически устойчивыми. К следующему году Пино обещает обеспечить отслеживаемость происхождения 95 % сырья, а к 2025 году – вдвое сократить углеводородные выбросы. В 2014 году компания приняла участие в программе Clean by Design: 24 ткацкие фабрики, с которыми работали модные бренды, прошли проверку экологической эффективности. После этого Kering внедрил более 150 инноваций, повышающих эффективность использования воды и энергии. Это позволило сократить выбросы CO2 в среднем на 12 % для каждой ткацкой фабрики.

«Для меня понятие экоустойчивости неотделимо от понятия роскоши» (Франсуа-Анри Пино)

Мантра: «Для меня понятие экоустойчивости неотделимо от понятия роскоши. Предмет роскоши должен быть совершенен во всех отношениях и производиться на основе ответственного и этичного подхода. Я убежден, что экоустойчивость изменит наш подход к ведению бизнеса. Экоустойчивость – это не просто ответственность. Это новые возможности. Также это мощный драйвер инноваций и единственный способ ответить на те вызовы, которые брошены нам в XXI веке».

Новому поколению: «Наш подход к ведению бизнеса и способы достижения целей так же важны, как и сами эти цели. Мы верим, что образование играет ключевую роль в этих переменах. Мы должны обучать новое поколение и давать им инструменты для развития».

Фрэнк Хенке: агент перемен

Кто: вице-президент по вопросам социальной политики и окружающей среды Adidas Group
Внедрил экосознательность в корпоративную культуру

Эко-активы: Для окрашивания одной футболки требуется 25 лит­ров воды – технология сухого окрашивания DryDye позволяет их сэко­номить. Еще одна инновация adidas – Primeknit, изготовление верха обуви из цельного куска вместо нескольких деталей, то есть безотходное производство. В сотрудничестве с некоммерческой организацией Parley for the Oceans компания научилась производить обувь из океанического мусора – таким образом уже переработано 11 млн пластиковых бутылок. Не обувью единой: adidas также обеспечил доступ к питьевой воде для 700 семей в Сирии в партнерстве с SOS Children’s Villages. В прошлом году компания полностью отказалась от пластиковых пакетов в своих магазинах – как результат, только за год в мире стало на 70 млн пластиковых пакетов меньше. Вскоре компания запускает глобальную программу переработки своей продукции: пункты приема откроются в магазинах Adidas в пяти крупнейших городах США.

Глобальная цель: К концу 2018 года Adidas планирует полностью перейти на использование экобезопасного хлопка, а к 2020-му – сократить потребление энергии и воды – на 20 % и 50 % соответственно.

Моник Пеан: волшебница

Кто: дизайнер ювелирных изделий
Превращает мусор в желанные сокровища

Эко-активы: После смены профессии в 2006 году бывший аналитик Goldman Sachs поставила себе задачу изменить представление о том, что роскошь и устойчивое развитие – взаимоисключающие понятия. «Добыча золота, необходимого для создания одного обручального кольца, влечет за собой последствия в виде 20 тонн отходов, – объясняет Пеан. – Поэтому с самого начала своей карьеры ювелира я работала с мыслями о нашей планете, стараясь использовать экологически безопасные материалы – переработанное золото и платину, повторно используемые бриллианты, драгоценные камни, добытые щадящими для окружающей среды методами. Кроме того, я использовала экологичную упаковку».

Глобальный подход: Пеан работает с мастерами из Гватемалы, Перу, Французской Полинезии и даже с Крайнего Севера, чтобы получать материалы, соответствующие стандартам Fair trade. Часть дохода компании она направляет благотворительным организациям, которые обеспечивают людей по всему миру питьевой водой.

Мантра: «Важно осознать, что каждый из нас может внести маленькие изменения и в конце концов сумма этих усилий принесет плоды, – говорит жительница Нью-Йорка Пеан. – Я покупаю продукты на фермерском рынке Union Square Greenmarket и поддерживаю местных производителей органических продуктов. Я также собираю антиквариат и поддерживаю ремесленные производства и этичные фэшн-бренды».

Ханна Джонс: иммиджмейкер

Кто: директор по устойчивому развитию и вице-президент по sustainability компании Nike
Сумела повернуть мирового гиганта в ЭКО-направлении

Предыстория: С момента своего назначения в 1998 году Джонс полностью изменила восприятие бренда Nike: компанию давно считают одним из лидеров индустрии с точки зрения экологичности и инноваций. «Моя история началась «не с той ноги», – вспоминает Ханна корпоративный кризис, в который она пришла. – Теперь я думаю, что это был один из лучших подарков судьбы». Когда на кону оказалась репутация бренда, именно она запустила цикл изменений.

Эко-активы: Под руководством Джонс команда Nike создала технологии, запустившие изменения мирового масштаба. Например, Flyknit – технологию вязки одной нитью, которая позволяет сократить отходы на 60 %. К 2020 году Ханна намерена полностью перевести компанию на возобновляемые источники энергии. «Наша программа-максимум – удвоить продажи и оставить след в умах людей, – объясняет она, добавляя, что 71 % одежды и обуви Nike сейчас содержит переработанные материалы.

Мантра: «Если мы сможем убедить людей покупать не ради себя, но и ради планеты, экологичность наконец сможет стать новой реальностью».

После работы: Джонс живет в Портленде – хипстерской и эко­со­знательной столице США. На ее доме установлены солнечные панели, она выращивает овощи в собственном огороде. «Моя дочь начала заниматься пчеловодством, у нас ульи на заднем дворе и скоро будет собственный мед. А мой сын присоединился к волонтерам, которые сажают деревья, – среди них, кстати, много симпатичных девушек».

Надя Сваровски: просветитель

Кто: член правления компании Swarovski
Пропагандирует концепцию «зеленой» энергии и бережет ее, как семейную ценность 

Эко-активы: «Зеленую» энергию получают из возобновляемых природных ресурсов – солнечного света, водных потоков, ветра, приливов и геотермального тепла. «Мы используем гидроэнергию в нашей штаб-квартире, расположенной в Тирольских Альпах, с 1907 года», – рассказывает Надя Сваровски, праправнучка основателя компании Даниэля Сваровски. Надя верна заветам деда: сегодня 70 % воды компания использует по принципу рециркулирования.

Кроме того, Надя разработала образовательную программу Swarovski Waterschool, благодаря которой более полумиллиона детей узнали о принципах сохранения и очистки воды, внедрила технологию производства хрусталя без добавления свинца, выступила спонсором Fashion Summit в Копенгагене – первой в мире конференции по экомоде.

«Мы используем гидроэнергию в нашей штаб-квартире, расположенной в Тирольских Альпах, с 1907 года» (Надя Сваровски)

Лаборатория роскоши: В этом году компания представила Swarovski Created Diamonds – выращенные в лаборатории алмазы, по составу и прозрачности идентичные натуральным. Украшения с этими камнями уже появлялись на красной ковровой дорожке: Эмма Робертс и индийская актриса Приянка Бозе выбрали их для церемонии вручения «Оскара».

Мантра: «Мы все плывем в одной лодке. Поэтому наша компания хочет помогать новым поколениям представителей творческих профессий находить решения в области ответственного потребления, – говорит Надя. – Наш бренд поддержал Youth Fashion Summit, проходившую в мае конференцию по молодежной моде, в рамках которой студенты должны были описать «модную миссию» нашей компании для представления в ООН».

Илья Лагутенко: амба

Кто: музыкант, лидер группы «Мумий Тролль»
Хранитель тайги и главный защитник исчезающих видов животных 

Эко-активы: Илья Лагутенко более 15 лет занимается проблемами сохранения популяции амурского тигра и дальневосточного леопарда. «Мы с амурским тигром земляки, – говорит музыкант. – Он наше «тотемное» животное и изображен на гербе Владивостока. Но громкими лозунгами тиграм не поможешь – важно делать и говорить что-то конкретное там, где тебя услышат». Так, в 2007 году Илья возглавил российскую делегацию на конференции World Bank по проблемам экологии, в 2011-м организовывал Тигриный саммит с участием глав правительств всех стран тигриного ареала. В этом году на летний музыкальный фестиваль V-ROX во Владивостоке (инициатором и куратором которого является Илья Лагутенко. – MC) «Мумий Тролль» пригласили южноафриканского художника Sonny. На одной из самых высоких точек центра города – Орлиной сопке – на стене теперь изображен огромный дальневосточный леопард. Экспозиция стала частью международного стрит-арт-проекта­ To the Bone, организованного совместно с Фондом защиты животных (IFAW) и телеканалом Dsicovery Channel.

Миссия: Без Лагутенко не обходится ни одно значимое «зеленое» событие последних лет. В их числе – масштабная акция, инициированная Гринпис России, за сохранение уникальной природы Байкала. Постоянно сотрудничая со Всемирным фондом дикой природы (WWF), музыкант поддержал программу Фонда этого года, записав видеообращение к «1 % россиян» (именно столько, согласно проведенным опросам, участвуют в защите окружающей среды в нашей стране), в котором уточнил: «В дикой природе осталось всего 540 редких хищников. В 2017 году мы вместе создадим охраняемые территории для амурского тигра».

«Лук-бук нашей модной коллекции снимался в самой естественной экологической среде, на берегу Японского моря» (Илья Лагутенко)

Новому поколению: «Один из наших альбомов называется «Амба», то есть «тигр» на языке удэге, коренного народа Приморья. А несколько лет назад совместно с Русским географическим обществом мы выпустили книгу-трилогию для самых маленьких «ТигрИные истории» – стилизованную фольклорную былину-сказание про амбу, хранителя тайги. Я считаю важным с детства воспитывать уважительное отношение к природе, перестать быть потребителями и завоевателями. Пока же люди все в толк не возьмут, что и они, и животные – равнозначные составляющие глобальной экосистемы».

После работы: В сентябре Илья Лагутенко в коллаборации с Гошей Рубчинским выпустил коллекцию свитшотов и футболок – к 20-летию альбома «Морская». «Кстати, лук-бук снимался в самой естественной экологической среде, на берегу Японского моря – собственно, там, где и поя­вилась группа «Мумий Тролль», – добавляет Илья.

Ивон Шуинар: первопроходец

Кто: основатель бренда Patagonia, альпинист, серфер
Оберегал планету до того, как это стало модным 

Эко-активы: Компания Шуинара Patagonia, выпускающая одежду для активного образа жизни, от пуховиков до брюк для йоги, была основана в 1973 году и стала пионером в области экологичной моды. Бренд Ивона первым начал производство одежды из органического хлопка – в 1996 году; первым вложил инвестиции в экологичное сельское хозяйство и стал сотрудничать с фермерами и учеными, которые разрабатывали технологии по восстановлению плодородного слоя земли. Patagonia также первой выпустила линию одежды из флиса, который получили из переработанного пластика, и первой же объявила о переводе 1 % с ежегодных продаж (так называемого «налога в пользу Земли») организациям, которые развивают локальные производства. Компания регулярно отчитывается о своей деятельности на благо экологии в разделе The Ecoprin Chronicles на корпоративном сайте. Головной офис в Калифорнии Patagonia превратила в передовую энергосистему, работающую на солнечной энергии по принципу «умных сетей электроснабжения» smart-grid. Запустила инициативу Worn Wear по ремонту испорченной одежды. Придумала программу поощрения сотрудников, которые для поездок на работу используют один автомобиль на несколько человек или ездят на общественном транспорте, велосипеде или скейте, – им назначается годовая стипендия.

Хобби: Ивон Шуинар заработал миллиарды долларов на снаряжении и одежде для активных видов спорта, но чаще всего во время отдыха его можно встретить на рыбалке, неподалеку от его небольшого дома, расположенного в живописном лесу в местечке Муз, штат Вайоминг.

Мантра: «Когда сегодня я смотрю на созданный мной бизнес, то понимаю, что самым большим вызовом для меня была борьба с сытым равнодушием и преступной беспечностью. Если мы не начнем действовать, у нас не будет планеты для жизни. В какой-то момент индивидуализм создал весь этот хаос, и мы сами должны с ним разобраться».

Фото: архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2017
2.0 лет в России