Звезда Иман, или Как супермодель сделала Африку модной

[Мода] [Легенды моды]
6327
Рассказываем о карьере, собственном бизнесе и любви одной из самых красивых женщин XX столетия.
Иман

Африка проникла в моду в середине 60-х годов благодаря Иву Сен-Лорану. Первая коллекция, вдохновленная обитательницами Черного континента, появилась в 1967 году и состояла из нескольких платьев из рафии, украшенных деревянными бусами. Через год мир увидел знаменитый жакет-сафари, а после — еще и туники, джеллабы и тюрбаны, созданные под впечатлением от стиля африканок. Кроме того, именно Сен-Лорану принадлежит звание первого дизайнера, выпустившего на подиум темнокожих моделей. Музами дизайнера были Ребекка Айоко, Хадиджа Адам, Катуша Найан и другие красотки эпохи, но главной среди них была, разумеется, Иман.

Своим появлением в модном фокусе Иман обязана фотографу Питеру Берду, сочинившему для нее эффектную легенду. Питер утверждал, что Иман, настоящее имя которой Зара Мохамед Абдулмаджид, была неграмотной африканской аборигенкой, выросшей в одном из местных племен, а он якобы нашел ее прямо посреди пустыни Сахары (что именно он там делал — история умалчивает). На самом деле Иман родилась в Сомали в очень успешной во всех отношениях семье врача и посла, поэтому говорить о неграмотности, конечно, не приходится.

С американским фотографом будущая звезда подиума познакомилась, когда училась политологии в университете Найроби. И знакомство оказалось судьбоносным: в Нью-Йорке экзотическую красотку уже в первый год ждали контракт с Wilhelmina Models и разворот в Vogue. Для девочки из Сомали, пусть даже из такой интеллигентной семьи, это было невероятно. «Я никогда в жизни не видела глянцевых журналов», — вспоминала она.

Иман и Питер Берд

Успех Иман, с одной стороны, был предопределен модной конъюнктурой того времени. Высокий спрос на темнокожих моделей был логичным шагом в борьбе за равноправие и разнообразие, а их популярность — следствием популярности других темнокожих активистов эпохи — правозащитника Мартина Лютера Кинга, президента ЮАР и борца против апартеида Нельсона Манделы, боксера Мухаммеда Али и многих других. С другой стороны, он был бы совершенно невозможен без ее природной красоты и главного таланта любой модели — быть естественной и вдохновляющей в любом образе. «Ив Сен-Лоран попросил меня быть музой для его коллекции Высокой моды в 1985 году. И я понятия не имела, что это значит, и что я должна была делать», — вспоминала Иман в интервью журналу Love.

Иман и Ив Сен-Лоран, 1982 год

Позже биография модели пополнилась страницами, отмеченными сотрудничеством с другими модными Домами — Thierry Mugler, Gianni Versace, Issey Miyake. Снимали темнокожую модель лучшие фотографы эпохи — Хельмут Ньютон, Ирвинг Пенн и Энн Лейбовиц. Всех их Иман привлекала способностью перевоплощаться: в сети и в тоннах подшивок глянцевых журналов без проблем можно найти кадры совершенно разных образов модели — от обычной американки, спешащей на работу в душный июльский офис, до укротительницы африканской фауны.

Позже на этот талант сомалийки обратили внимание в Голливуде. В 1987-м году Иман появляется в фильмах «Нет выхода» (No Way Out), «Сдавайтесь» (Surrender), в 1991-м году — в картине «Ложь близнецов» (Lies Of The Twins). Самой известной ролью африканской красотки стала роль пришельца-оборотня Мартии в фильме «Звездный путь VI: Неоткрытая страна» (Star Trek VI: The Undiscovered Country), а поклонники Майкла Джексона помнят Иман еще и по роли египетской царицы в клипе Майкла Джексона Remember The Time. В ее таланте вживаться в самые разные роли нет никаких сомнений — и совершенно не важно, о чем идет речь: о модной фотосессии у именитого фотографа или полноценной роли в голливудском блокбастере.

Иман знала, что ее красоте нужны особенные средства. Это сейчас декоративная и уходовая косметика для темнокожих клиенток есть у каждого бренда (да что там, чуть ли не у каждой звезды есть своя собственная линия). 25 лет назад подобрать тональный крем или, скажем, адекватный оттенок губной помады было не так-то уж и просто. В 1994 году, прекратив карьеру модели, Иман основала свою собственную косметическую компанию Iman Cosmetics. Ее особенностью стали продукты, подходящие для «цветных» женщин — таких, как основательница бренда. Успех был фантастическим: девушкам и женщинам, чей цвет кожи был даже на пару тонов темнее цвета альбомного листа, идея очень понравилась. В отстутствие конкурентов Iman Cosmetics быстро стал многомиллионным международным бизнесом — и живет до сих пор. Кроме того, на официальном сайте марки заказ могут сделать и жительницы Африки, что безусловно говорит о заботе и желании Иман сделать хорошую косметику доступной любой.

Иман в 1997 году
Иман в 2016 году

Говоря о биографии одной из самых популярных моделей XX столетия, мы не можем упустить из виду и любовь всей ее жизни. В 1992-м году темнокожая модель вышла замуж за Дэвида Боуи — музыканта, чье имя стало синонимом целой эпохи. Они были необычайно гармоничной парой: он — словно пришелец из самого дальнего угла Вселенной, способный своими песнями вводить в состояние транса; она — словно самая настоящая древняя царица, которой удалось изобрести машину времени и перенестись на ней на тысячи лет вперед. Как и многим другим ярким историям любви, ей было суждено оборваться: Боуи умер в январе 2016-го года, всего через два дня после своего 69-летия. После его кончины на шее Иман появилась небольшая золотая подвеска David, которую для модели сделал Эди Слиман. «Я буду носить ее до своей смерти», — сказала она однажды.  

Иман и Дэвид Боуи
Иман и Дэвид Боуи, 2010 год

Сегодняшняя мода медленно, но верно отказывается от европоцентризма — то есть ориентации исключительно на белокожее население Старого Света. Конечно, этот сдвиг начался не вчера: темнокожие модели ходят по подиуму и снимаются в рекламе уже с полвека. Правда, все эти 50 лет их красоту стараются «причесать», упростить, подвести под европейские стандарты. Разумеется, эти попытки выглядят довольно нелепо и даже скандально. В марте этого года нерадивые фоторедакторы уменьшили нос Наоми Кэмпбелл до такой степени, что ее поклонники (обоих цветов) пришли в негодование — предполагавшийся рекламным пост на странице модели в Instagram сработал антирекламой. Чуть больше двух лет назад Керри Вашингтон появилась на обложке Adweek — да так, что сама себя не узнала. «Странно смотреть на картинку, которая так разительно отличается от того, что я вижу в зеркале. Я просто устала», — писала она.

Да, проблемы все еще есть. Но и победы, впрочем, тоже: успехи Алек Уэк, Анаис Мали, Атауи Денг — моделей, чья красота далека от традиционной европейской — это доказывают. Не погрешим против истины, если скажем, что это успех был бы невозможен без Иман, одной из самых красивых моделей XX столетия.

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2018
Street de luxe