Королева сюра: Рей Кавакубо как главная причина следить за MET Gala 2017

[Мода] [Звездный стиль][Легенды моды]
1170
Меньше чем через месяц состоится, пожалуй, самое яркое событие в модной индустрии – Бал Института костюма. Его темой на этот раз стало творчество Рей Кавакубо – авангардной основательницы бренда Comme des Garçons. Это второй человек, после Ив Сен-Лорана, который удостаивается такой чести прижизненно. Почему – рассказываем на примере ее наиболее безумных идей. А заодно пытаемся представить себе, как все это будет смотреться на гостях MET Gala...
Commes Des Garcons FW 17/18

После того, как было официально объявлено, что темой Бала Института костюма в мае 2017 году станет творчество дизайнера Рей Кавакубо, реакция модной прессы была единодушна: звездным гостям придется туго. Чтобы соблюсти заявленный дресс-код, знаменитостям придется набраться храбрости. «Пост-ядерная мода», «нонсенс», «удар по штампам», «Хиросима-шик» – далеко не все эпитеты, которыми характеризуют стилистику Comme des Garçons. Большинству эта японская марка известна своими принтами-сердечками, «глазеющими» с оверсайз-футболок и белоснежных кед знаменитостей. 

Street style Commes Des Garcons

Однако они – лишь крошечная часть вселенной Рей Кавакубо, которая также делает вещи, менее применимые к реальной жизни и не поддающиеся описанию привычной терминологией. Коконы, позолоченные скафандры и перьевые короны, сошедшие из фантазий японской женщины на парижский подиум, переносят гостей с первого ряда модного шоу в театр абсурда, который действует вот уже почти 45 лет. 

Comme Des Garcons АW 16
Commes Des Garcons SS 2012
Commes Des Garcons SS 2008
Commes Des Garcons FW 17/18
Commes Des Garcons SS 2017

«Когда я создаю одежду, мои мысли крайне просты. Я думаю о том, насколько она красива или строга, а люди уже додумывают все остальное», – делилась Рей в интервью. Ее показы напоминают выставки современного искусства, где люди задумчиво прикладывают руку к подбородку, пытаясь найти скрытый смысл в полотнах Кандинского или фигурах Джеффа Кунса. Кавакубо, впрочем, и сама работает не как дизайнер, а как скульптор: не имея художественного образования и навыков швеи, она объясняет видение коллекции на пальцах и после контролирует работу своей команды.

Кавакубо работает больше не как дизайнер, а как скульптор: не имея художественного образования и навыков швеи, она объясняет видение коллекции на пальцах и после контролирует работу команды.
Comme des Garçons, FW 2013-14
и Леди Гага в платье из этой коллекции

Изначально Comme des Garçons был ориентирован только на женскую клиентуру, а о его направлении говорило само название – «Как мальчик», произошедшее от популярной в 60-х песни. В 1978 году открылась линия и для мужчин, которая сделала бренд известным не только в Японии, но и во всем мире, позволив тем самым перенести ателье в Европу. 

Commes Des Garcons SS 2011
Линда Евангелиста на показе Comme des Garçons, FW 1995/96
Commes Des Garcons SS 1993

В мужских коллекциях Рей была более или менее сдержана: классические брюки комбинировала одновременно с тремя пиджаками, под пальто надевала розовые колготки, а офисные рубашки дополняла кепкой с заячьими ушками. В женских же она устраивала совершенный хаос, уходя в асимметрию, гиперболизированные объемы и деконструктивизм.

Comme des Garçons, Men SS 2011
Comme Des Garcons Men SS 2008
Comme Des Garcons Men FW 13/14
Commes Des Garcons SS 17
Comme Des Garcons Men FW 17/18
Commes Des Garcons на улице (Paris Fashion Week SS 17)
Commes Des Garcons на улице (Paris Fashion Week SS 17)

В показах дизайнер играла не только с типичными силуэтами и фактурами, но и переосмысливала форму человеческого тела как такового. В 1997 году она выпустила на подиум девушек с горбами, вспухшими плечами и наростами, которые имитировали вшитые в одежду накладки. За эту коллекцию деятельность Кавакубо окончательно окрестили «антимодой», хотя сама она заявляет, что это просто «образы, которых никогда не существовало».

Commes Des Garcons, SS 97
Commes Des Garcons, SS 97
Commes Des Garcons, FW 11/12
Comme Des Garcons на подиуме (FW 16)
Commes Des Garcons на улице (Paris Fashion Week FW 16/17)

В отличие от Gucci или Hermes, из них сложно вытащить какой-то отдельный элемент  – будь то платье или туфли на высокой платформе. Ведь Comme des Garçons создают не одежду, а настоящие арт-объекты, которые при их расщеплении теряют смысл. 

Модель Али Майкл с сумкой Comme des Garcons

При всей странности творческих задумок Рей эксперты не могли не отметить ее вклад в развитие индустрии. Японка «взрастила» таких дизайнеров как Анн Демельмейстер, Мартин Марджела и Александр МакКуин, которые вслед за ней стали творить «моду для фриков». Однако в отличие от своих идеологических преемников, со временем поставивших продажи выше искусства, Кавакубо не стала переписывать ДНК детища и продолжила эпатировать публику тяжеловесными «неносибельными» конструкциями. «Рецессия не повлияет на Comme des Garçons так, как она бьет по большим компаниям, у которых одна цель – сделать то, что хорошо продается, – объясняла она. – Экономика никак не связана с творчеством, которое было и остается для меня самым главным. Я всегда шла туда, где еще не была, без оглядки на биржевые графики».

Рей Кавакубо

Членство в парижском Синдикате Высокой моды, степень доктора лондонского Королевского колледжа и титул Кавалера Ордена искусств и литературы поставили работы восточной эмигрантки на особую планку, к которой мечтал (и до сих пор мечтает) прикоснуться каждый. Например, Марк Джейкобс, которому удалось привлечь Comme des Garçons к сотрудничеству с Louis Vuitton, или Джунья Ватанабе, открывший под крылом бренда собственную линейку. Помимо коллабораций и сезонных коллекций, Рей с 90-х годов занимается графическим дизайном, ювелирным делом и изготовлением необычного парфюма, сочетающего запахи метала, жженой резины, песчаных дюн и лака для ногтей. Именно таким был аромат Odeur 53, появившийся на прилавках в 1998 году и поразивший публику не меньше ее подиумных перфомансов. 

«Запах, состоящий из 53 компонентов» ─ Odeur 53, Comme Des Garcons
Жемчужное колье авторского дизайна Рей Кавакубо, Comme Des Garcons

Во всем, за что бы ни бралась Кавакубо, прослеживается сюр, полное игнорирование трендов и новизна. Перед началом каждого рабочего процесса она обнуляет все, что делала раньше, и ищет вдохновение среди случайных вещей и ощущений. «На меня может повлиять любая фотография, человек на улице, выброшенный в мусорную корзину предмет  – все что угодно, – рассказывала Рей. – Начало, построение концепции  – самое сложное. А самое интересное  – это закончить коллекцию вовремя».

Commes Des Garcons SS 2016
Commes Des Garcons SS 2016
Commes Des Garcons FW 16/17
Commes Des Garcons FW 16/17
Commes Des Garcons FW 17/18
Commes Des Garcons FW 17/18

Как со всем этим «работать» звездам, которые собираются на MET Gala 1 мая, пока неясно. Еще сложнее представить, что испытывают сейчас их дизайнеры и стилисты, обязанные одеть своих подопечных в эстетике представленной в Метрополитен-музее выставки. В его стенах уже разместили экспонаты из особо сумасшедших коллекций Comme des Garçons, дающих весьма многочисленные, но невообразимые на Красной дорожке источники образов. Завсегдатаи Бала могут прийти в поролоновых оковах, термо-одеяле или платье, скроенном из одних рукавов, надеть на голову ботинок, а на ноги – наоборот, шляпу из пластика. Это мероприятие вряд ли будет таким же красивым, как «Оскар» или «Грэмми», но оно точно обещает стать самым безумным и красочным за последние полвека. 

На MET Gala-2015, темой которого был Китай, наряды Рианны (Guo Pei) и Сары Джессики Паркер (H&M) сравнили с гигантским омлетом и костром, на котором его приготовили.

Любопытно будет понаблюдать, как звезды разрешат нынешнюю щекотливую для себя ситуацию с выбором наряда и попытаются выйти из нее с громогласным модным триумфом. 

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйИюль 2017
Bright