Высший пилотаж: почему униформа «Сингапурских Авиалиний» не меняется больше 50 лет

Истории моды известно немало примеров, когда крупные модные дома создавали одежду для сотрудников авиакомпаний. Более того, разработка формы стала едва ли не самым захватывающим развлечением для дизайнеров: Кристиан Лакруа, например, создал форму для China Eastern Airlines и Air France, а Вивьен Вествуд — для Virgin Atlantic. Все униформы с течением времени подвергались изменениям в фасонах и цветовой палитре, однако «Сингапурским Авиалиниям» удалось сделать так, чтобы за 50 лет совершенные образы их бортпроводников практически не изменились. Это не удивительно: наряды для стюардесс разрабатывал французский кутюрье Пьер Бальмен, который смог учесть все нюансы работы стюардесс в воздухе, а к тому же не забыл про историю азиатского костюма и национальные традиции.

Высший пилотаж: почему униформа «Сингапурских Авиалиний» не меняется больше 50 лет
Бортпроводницы «Сингапурских Авиалиний»

Фирменные наряды бортпроводниц француз Пьер Бальмен создал еще в 1968 году. Тогда кутюрье решил отойти от общепринятых установок и создал нечто новое — образы европейских стюардесс, как правило, были сдержанными и строгими, в то время как сингапурские стюардессы выглядели нарядно и красочно. Униформа выполнена по мотивам традиционного национального костюма — sarong kebaya. За основу Пьер Бальмен взял малазийский батик с затейливыми национальными узорами Юго-Восточной Азии и Океании.

Моделью для первого sarong kebaya Бальмена стала стюардесса из экипажа «Сингапурских Авиалиний» — Си Биу Ва. «Мне позвонил менеджер экипажа и сказал, что нужно встретиться с дизайнером из Парижа. В Азии кутюр не был популярен, поэтому я не знала, кем был [Бальмен]. Сначала я очень нервничала, но потом сконцентрировалась на том, что это просто одно из моих заданий», — вспоминала стюардесса. Модель-бортпроводница отправилась в Париж, в Модный дом Бальмена, куда ей нужно было приходить каждый день в течение недели на примерки.

Высший пилотаж: почему униформа «Сингапурских Авиалиний» не меняется больше 50 лет
Си Биу Ва стала первой, кто смог примерить наряд Бальмена
Высший пилотаж: почему униформа «Сингапурских Авиалиний» не меняется больше 50 лет
Стюардесса Биу Ва позирует в новом sarong kebaya

Однако честью стать лицом sarong kebaya в XX веке удостоилась не только Си Биу Ва. Сингапурская униформа была также увековечена в Музее мадам Тюссо в Лондоне. А моделью для новой восковой фигуры стала стюардесса Лим Сует Кви, которая в то время работала на борту авиалиний. Все приготовления проходили в тайне даже для нее самой: обо всем бортпроводница узнала только после прибытия в Лондон. «Были сделаны сотни фотографий, и все это держалось в строгом секрете — я даже не могла сказать мужу!» — рассказывала стюардесса.

Высший пилотаж: почему униформа «Сингапурских Авиалиний» не меняется больше 50 лет
У Лим Сует Кви есть собственная восковая фигура в Музее мадам Тюссо
Высший пилотаж: почему униформа «Сингапурских Авиалиний» не меняется больше 50 лет
Стюардесса Лим Сует Кви (справа) вместе со своей восковой фигурой (слева)

По задумке дизайнера униформа должна была стать эталоном изящества, элегантности и главным символом азиатского гостеприимства. Образы разработаны в четырех цветах, и каждый определяет место в иерархии членов экипажа. Обычные стюардессы носят синее платье, старшие стюардессы — зелёное, шеф-стюардесса — красное. А для супервайзеров на рейсе и по совместительству инструкторов, которые имеют право преподавать в учебном центре «Сингапурских Авиалиний», предусмотрен саронг фиолетового цвета. Такое же деление есть и у мужской униформы: цвета полосок на галстуке стюарда свидетельствует об определенной позиции, которую он занимает.

Несмотря на внешнюю простоту, форма «Сингапурских девушек» полностью соответствует нормам техники безопасности. Облегающие силуэты не просто красивы: в чрезвычайной ситуации, когда мобильность становится особенно важной, специальные прорези спереди юбки делают движения легкими.

Большинство авиакомпаний имеют различные вариации образов: например, жакет комбинируется с разными по длине юбками или брюками. Это связано с тем, что традиции некоторых стран Ближнего Востока требуют, чтобы стюардессы полностью закрывали ноги. У формы «Сингапурских девушек» надобности в этом нет: sarong kebaya и так имеет длинные юбки, доходящие до щиколоток, поэтому бортпроводницам достаточно одного фасона униформы. Однако в каждый рейс (даже самый короткий) стюардесса обязана брать запасную униформу.

При посадке в холодную погоду девушки надевают теплое пальто темно-синего оттенка, перчатки и шарф с принтом, соответствующим узору на униформе. Основной обувью были выбраны открытые босоножки на небольшой платформе. Кроме того, для стюардесс предусмотрена вторая закрытая пара, которую они носят во время взлета и посадки.

Высший пилотаж: почему униформа «Сингапурских Авиалиний» не меняется больше 50 лет
Стюардессы «Сингапурских Авиалиний» позируют вместе с японскими девушками

В 1974 году образы претерпели незначительные изменения, однако в основе остались те костюмы, которые были созданы Пьером Бальменом в 1968-м. «Мне нравится sarong kebaya, я думаю, он очень изящен, и если что-то и должно быть изменено, то только для того, чтобы сделать платье легче», — считал дизайнер. И такая преданность традициям в течение полувека отлично работает на репутацию авиакомпании.

Фото: архив пресс-служб