«Балерины не едят пирожных» и другие мифы о балете глазами фотографа

[Life&Love]
7473
16 октября в Париже открывается выставка, которую нельзя пропустить: Диана Вишнева, Кимин Ким, Екатерина Шипулина и другие примы и премьеры высокого балета ─ в объективе одного из лучших фэшн и селебрити фотографов Олега Зотова. Накануне премьеры Олег рассказал Marie Claire о том, каково это ─ снимать людей с идеальным телом и потрясающей пластикой.
Мария Абашова, солистка балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

«Лет 10 назад произошла забавная история. Мне неожиданно позвонил секретарь господина Ходжи Ханаока, известного японского постановщика балета, танцора, и сказал, что Ходжи хочет снять у меня фэшн-историю. В назначенное время, в назначенный час останавливается такси, оттуда выходит красивый японский мужчина, достает невиданной красоты огромные чемоданы Louis Vuitton. Рядом с ним ─ очень красивая, высокая модель – русская девушка с белыми волосами. Я спрашиваю: «Что вы от меня ожидаете?». Он говорит: «Я хочу, чтобы ты снял нас в танце». Естественно, ничего не получалось. Модель не умела танцевать вообще. Я наблюдал минут десять, как оба страдают перед камерой. После предложил оставить танец и изменил концепцию. Получились совершенно неожиданные, интересные фотографии. Через месяц мне присылают японский журнал, где опубликована съемка. Уже в телефонном разговоре я интересуюсь у господина Ханаока: «Объясните, мне просто забавно, почему я?». Он отвечает: «Вы сделали то, что я очень хотел – неожиданно, удивительно. Понимаете, у нас в Японии есть люди, которые профессионально снимают балет. Все ракурсы предсказуемы и понятны. У всех получается одинаково прекрасно и скучно». К чему я рассказываю эту историю? К тому, что я не фотограф балета, я фэшн-фотограф, снимающий людей, звезд кино, театра, спорта. Но когда ты фэшн-фотограф, то ты должен придумать что-то необычное, может быть, странное, но точно не обыденное и скучное.  А уж если в твой объектив попадает артист балета, ты получаешь самый лучший инструмент для творчества».

Автор цикла Олег Зотов ─ фэшн и селебрити фотограф, амбассадор Nikon в России (его работы можно увидеть на страницах и обложках журналов, в том числе ELLE Spain и Vogue Italia).
Ирина Перрен и Марат Шемиунов, премьеры Михайловского театра.

«Когда перед камерой ─ модель или актриса, фотограф работает с человеком, который умеет управлять своими эмоциями. Когда перед камерой ─ танцор балета, фотограф работает с человеком, имеющим совершенное тело. Тело, обладающее сумасшедшей культурой движений, отточенной годами тренировок у станка. Любое движение, поза ─ это уже красиво. Неловкому, неуместному, некрасивому нет места. Там все выверено. Но иногда это мешает. Иногда танцора нужно «выбить» из этого идеального состояния».

Элиза Каррильо Кабрера, прима-балерина Государственного берлинского балета, посол культуры Мексики в мире, член Международного танцевального совета ЮНЕСКО. Афиша балета “Infinita Frida”, посвященного творчеству великой мексиканской художницы Фриды Кало.
Алена Ковалева, прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России.
Юрий Смекалов, солист Мариинского театра, режиссер, режиссер-постановщик, хореограф.

«Танцоров балета отличает сумасшедшая работоспособность. Например, мне нужно, чтобы модель в кадре прыгнула. Естественно, попросив модель три раза прыгнуть, я спрошу: «Как ты? У тебя не кружится ли голова? Хорошо ли ты себя чувствуешь?» Танцоры балета, наоборот, у тебя спросят: «Сколько нужно прыжков? 200-300 ─ достаточно?».

Ирина Голуб, ведущая солистка Мариинского театра.
Ирина Голуб, ведущая солистка Мариинского театра.

«Когда Кимин Ким обнажился по пояс и стал в шпагат, качки в спортивном зале ушли в сторону. И больше не появлялись»

Кимин Ким, премьер Мариинского театра.
Кимин Ким, премьер Мариинского театра.

«Премьера Мариинского театра Кимин Кима я снимал в спортивном зале. Было очень забавно. Несколько культуристов сразу стали выпячивать свои мышцы, подошли ко мне, надеясь, что они попадут в кадр. И тут в зал заходит стройный, одетый во все черное человек. Когда Кимин обнажился по пояс, качки напряглись. Идеальное тело. Когда стал в шпагат, качки ушли в сторону. И больше не появлялись. Кимин ─ настоящая реинкарнация Брюса Ли. Я сказал ему об этом. И узнал, что у Кимина ─ черный пояс по тхеквондо. Он в свое время долго думал: балет или тхеквондо. Балет, конечно, приобрел совершенно необычного человека».

Мария Абашова, солистка балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

«На этой фотографии Диана идет в курточке по улице Розенштейна. «Красный треугольник» в Санкт-Петербурге.По большому счету, красиво Диану Вишнёву на сцене может снять любой. А вот посмотрите как стильно выглядит она в заброшенном пространстве. На второй фотографии Диана в Юсуповском Дворце».

Диана Вишнева, прима-балерина Мариинского театра, Principal dancer American Ballet Theatre, CONTEXT festival founder, Народная артистка России, Лауреат Государственной премии России.
Диана Вишнева, прима-балерина Мариинского театра, Principal dancer American Ballet Theatre, CONTEXT festival founder, Народная артистка России, Лауреат Государственной премии России.
Мария Абашова, солистка балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

«Балерины не едят пирожных» ─ это миф, полная ерунда. Все сгорает во время репетиций»

Ирма Ниорадзе, грузинская и российская балерина, Народная артистка России.

«Однажды я неделю работал в Мариинском театре. Был поражен. У танцоров примерно такой режим: в девять утра они приходят на разминку. В десять утра ─ основная репетиция, потом начинаются «классы». Потом небольшое время отдыха. Потом еще занятия. Вечером ─ спектакль. Мы шли обедать, и это был двенадцатый час ночи. В течение дня они успевали съесть несколько пирожных. «Балерины не едят пирожных» ─ это миф, полная ерунда. Все сгорает во время репетиций».

Оксана Скорик, прима-балерина Мариинского театра.
Ирина Голуб, ведущая солистка Мариинского театра.

«Хороший фотограф должен быть психологом, чтобы создать комфортную атмосферу перед камерой. Это первый момент. Второй момент – уверенность самого фотографа. Не знаю, уместна ли аналогия с врачом, но если у врача дрожат руки во время операции, о каком доверии может идти речь? И, конечно, самая важная вещь – вдохновение, когда уже не думаешь о технических подробностях – выдержке, экспозиции, о том как поставить свет – только творчество, героя и фотографа».

Денис Родькин, премьер Большого театра.
Игорь Цвирко, ведущий солист Большого театра.

«Сегодня у классической фотографии не лучшие времена. Современные технологии, они побеждают. Красотой сейчас, конечно, очень тяжело удивить. Но в моих фотографиях нет ретуши, нет фотошопа. Это действительно очень важно. Только правильный свет, поза, ракурс, визажист и, пожалуй, одежда».

Екатерина Шипулина, прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России.

Выставка фоторабот Олега Зотова (@oleg_zotov) откроется в Париже 16 октября под эгидой Русского центра культуры и науки. Главными героями цикла «Красота русского балета» станут звезды балета Бориса Эйфмана, Михайловского и Берлинского, Мариинского и Большого театров. В частности, в проекте приняли участие прима Большого театра Екатерина Шипулина, прима Мариинского театра Диана Вишнева, премьер Мариинского театра и победитель шоу «Большой Балет-2» Кимин Ким, прима Берлинского государственного балета Элиза Каррильо Кабрера, премьер Большого театра Денис Родькин и многие другие

Дарья Баринова,балерина Мариинского театра.
Кристина Шапран, балерина Мариинского театра.

«Идея организовать «гастроли» фотографа Олега Зотова родилась совместно с Марией Шандаловой, которая сейчас курирует проекты в Российском Центре науки и культуры в Париже, ─ рассказывает продюсер Анастасия Приц. ─ Само воплощение идеи стало возможно благодаря новому директору Центра, Екатерине Солоцинской. Была поставлена задача ─ провести  актуальные и современные мероприятия для популяризации русской культуры во Франции. Цель ─ показать новые трендовые вещи, но при этом остаться в формате традиционного искусства. Традиции русского балета давно являются мировыми и дают возможность искусству по настоящему быть интернациональным. Выставка «Красота русского балета» отражает и классическое представление о балете, его красоте и пластике, но при этом выполнена в современном стиле, и, что особенно приятно, без использования "фотошопа" и другой компьютерной ретуши. Выставка из 40 работ откроется в Париже, но потом ее представят еще в несколько городах Франции».

Фото: Олег Зотов

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2017
Fantasy