Мыслить свободно: альтернативная система образования

Reggio Emilia

В этом городке на севере Италии в 1960-х годах в коммунальных детских садах появился оригинальный метод – реджо-педагогика. Регион этот традиционно считается одним из самых левых. Отделавшись от фашизма, послевоенное поколение итальянцев стало думать, как вырастить своих детей полноценными личностями, не боящимися свободно размышлять, творить и исследовать мир. Автором нового подхода стал директор образовательных программ в городе Лорис Малагуцци. Он придумал концепцию «ста голосов». Ее основная идея в том, чтобы дать каждому ребенку сто способов выразить себя: через музыку, рисование, пение, танцы, занятия в театре, конструирование моделей и так далее. В 1991 году его методика была признана крупными психологами лучшим и самым современным методом работы с дошкольниками. Сегодня она широко используется в детских садах Италии, а также в США, Великобритании, Германии, Швеции, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Израиле, Японии, Сингапуре и других странах.

Проект

Это ключевое понятие реджо-педагогики. Ребенок сам выбирает себе проект или предмет самостоятельного исследования. Обычно проекты рождаются в играх и разговорах – из того, что интересует детей в данный момент. Его темой может стать тень, дождь, город. Один проект может длиться сколько угодно – от нескольких часов до целого года. Тут важен сам процесс, а не конечный результат. При этом никто не грузит ребенка информацией – процесс познания происходит естественным образом.

Мыслить свободно: альтернативная система образования
В Реджо-Эмилии считают, что все дети, независимо от их физических данных и социального происхождения, имеют равные права на воспитание и образование

Ателье

Мыслить свободно: альтернативная система образования

В детских садах выделены помещения, в которых находятся материалы и инструменты для творчества: карандаши, кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, войлок, камешки и прочие вещи, пригодные для поделок. Эти комнаты никогда не запираются.

Кооперация

Мыслить свободно: альтернативная система образования

Еще один важный принцип реджо-­педагогики. Работая над проектами, дети объединяются в группы, постоянно обсуждают процесс друг с другом и с воспитателями, каждый имеет возможность высказаться в любой момент и обязательно будет выслушан всеми. Все проекты записываются на видео, фотографируются и описываются в дневниках – чтобы родители и педагоги могли видеть, как движется процесс.

Философия педагогики построена на следующих основных постулатах:

  • Ребенок заслуживает уважения, как и любой другой человек.
  • Дети могут сами контролировать свое обучение.
  • Дети учатся в полном контакте с окружающей средой.
  • Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, которое можно исследовать.
  • Дети должны иметь возможность заявить о себе разными способами – с помощью театра, музыки, пения, фотографии, танцев, риторики...

Архитектура

Детские сады Реджо-Эмилии устроены как жилые дома. Центр – открытое пространство (piazza), где дети обсуждают новые проекты. Кухня тоже открыта для посещения. Повар готовит еду при всех, дети могут принимать участие в этом важном процессе. Есть и «тихая комната», но спать там детям совсем не обязательно – можно просто отдыхать, лежать с книжкой и расслабляться. Многие родители в течение дня активно участвуют в проектной деятельности детей.

Мыслить свободно: альтернативная система образования
Уже несколько лет в Реджо-Эмилии проводят детский фестиваль Reggionarra, в котором участвуют все культурные точки города. Это тоже часть реджо-педагогики

Учителя

Они не старшие наставники, а соавторы, соучастники детских экспериментов. Взрослые не дают готовых ответов. Их главная задача – простимулировать у малышей интерес. В процессе общения с детьми учителя развиваются сами.

Реджо в России

Важная составляющая метода обучения – социокультурная среда самой Реджо-Эмилии. Из-за этого метод долго не экспортировали в другие страны. Очень трудно перенести уютную атмосферу итальянского городка в другие места, особенно в мегаполисы. Тем не менее специалисты в разных странах внедряют уникальную методику, учитывая свою местную специ­фику. В России методические материалы для адаптации реджо-педагогики к нашим жизненным реалиям разрабатывают в Ассоциации «Школа Сколково» (школасколково.рф). Занятия с детьми по адаптированной программе Лориса Малагуцци проходят по будням в Москве, в Еврейском музее и центре толерантности (jewish-museum.ru).

Фото: Getty Images