Великий смешной француз: 10 лучших комедий с Пьером Ришаром
Кадр из фильма «Он начинает сердиться, или горчица бьет в нос» (1974 г.)

Режиссер, писатель и винодел (это не шутка — у него в собственности два десятка гектаров виноградников на юге Франции), Пьер Ришар известен нам, прежде всего, как блестящий комедийный актер. Пока в свои 88 лет он рассекает по Парижу на стареньком мотоцикле, мы по выходным не устаем пересматривать фильмы с его участием — смешные, добрые, семейные. Предлагаем вам подборку самых лучших — тех, что стали эталоном классической французской комедии.   

«Высокий блондин в черном ботинке» (1972)

Сюжет: скромняга-скрипач Франсуа Перрен совершенно случайно попадает в эпицентр заговора, который зреет в недрах французской разведки, где его ненароком принимают за секретного шпиона. Соль заключается в том, что не подозревающему об этом Франсуа удается прошмыгнуть мимо всех расставленных ловушек и объегорить лучших французских агентов (а по пути найти и прихватить с собой настоящую любовь).

Резюме: картина, которой вот уже почти полвека, до сих пор ярка, свежа и энергична, а актерская работа молодого Ришара (актеру на момент съемок было 37 лет) мила и чудесна. Роль «спецагента» Франсуа более комедийная, нежели драматическая, но и «Блондин» — пародия на шпионские боевики, а не полноценная попытка попасть в жанр. Круговорот событий (сюжет очень динамичен) и абсурдность ситуаций уравновешиваются многообещающим финалом и моралью: быть добрым и честным не просто хорошо и должно, но и выгодно. Отдельных похвал заслуживает саундтрек: изумительная Sibra французского композитора с румынскими корнями Владимира Космы западает в память глубоко и остается там надолго.

Факт: в 1985 году французский фильм обзавелся голливудским ремейком — главную роль в комедии «Человек в одном красном ботинке» сыграл Том Хэнкс. 

«Не упускай из виду» (1972)

Сюжет: Пьер-простофиля (не сам Ришар, а его герой — Видаль) за два выходных дня успел пройти путь рядового служащего банка до заместителя директора. Правда, не совсем удачно: именно в тот момент, когда настоящий управляющий в отпуске, мошенники решают украсть из банка ценные документы. Добросовестно исполняя свои обязанности, Пьер бросается за ними в погоню, что совсем некстати замечает его девушка. Решив, что любовник ей изменяет, темпераментная Жанет тоже включается в гонку преследования, и вуаля — французская комедия в лучшем ее понимании готова.  

Резюме: до колик и слез в глазах смешной и трогательный фильм, оставляющий легкий, но устойчивый шлейф позитивных впечатлений (не зря вышедший в прокат в далеком 1979-м, он стал одним из «кассовых» советских лидеров). Бесподобный и харизматичный Ришар в течение 95 минут проживает вместе со своим героем маленькую жизнь — этому перфомансу не просто веришь, им наслаждаешься. Задорной незабываемой музыкой «проиллюстрировал» комедию все тот же Владимир Косма.

Факт: пару Ришару в фильме составила несравненная Джейн Биркин, от чар и «рук» которой он спустя тридцать лет «погибает» в роли убеленного сединами ловеласа Мориса Доннэ в картине «Знакомьтесь, Ваша вдова». 

«Игрушка» (1976)

Сюжет: Франсуа Перрен становится в прямом смысле игрушкой для мальчика-миллионера — именно его «заказал» избалованный отпрыск в качестве желаемого подарка за примерное поведение. Поселившись в доме богача на короткое время, безработный журналист успевает понять бесконечное одиночество 10-летнего мальчика и стать ему лучшим другом.  

Резюме: «Игрушка» -нисколько не легкая комедия, а вполне драматическая лента (чего стоит только финальный эпизод, когда маленький Эрик между родным отцом и Франсуа выбирает последнего). Перрен влюбляет в себя мальчика, потому что сам в душе — еще ребенок. Здесь Ришар показывает нам, как важно быть несерьезным, делая это потрясающе искренне. Уже не в первый раз он не играет, а живет своим персонажем, но именно после «Игрушки» это заметили  и оценили все — фильм принес актеру громкий национальный успех.

Факт: Фабрис Греко, сыгравший Эрика, оказался в фильме (и в кинематографе вообще) совершенно случайно — он был сыном одного из членов съемочной группы. Несмотря на блестящее исполнение роли и международный успех фильма, он больше никогда не снимался в кино. 

Резюме: «Игрушка» — нисколько не легкая комедия, а вполне драматическая лента (чего стоит только финальный эпизод, когда маленький Эрик между родным отцом и Франсуа выбирает последнего). Перрен влюбляет в себя мальчика, потому что сам в душе — еще ребенок. Здесь Ришар показывает нам, как важно быть несерьезным, делая это потрясающе искренне. Уже не в первый раз он не играет, а живет своим персонажем, но именно после «Игрушки» это заметили  и оценили все — фильм принес актеру громкий национальный успех.

Факт: Фабрис Греко, сыгравший Эрика, оказался в фильме (и в кинематографе вообще) совершенно случайно — он был сыном одного из членов съемочной группы. Несмотря на блестящее исполнение роли и международный успех фильма, он больше никогда не снимался в кино. 

«Побег» (1978)

Сюжет: адвокат Жан Дюрок навещает в тюрьме своего подопечного — приговоренного к высшей мере наказания Голара. Именно в этот момент неожиданно вспыхивает заранее готовившийся бунт заключенных, парочке — обвиняемому и его защитнику — ничего не остается делать, как бежать вместе со всеми.

Резюме: уморительная французская лента — прекрасный результат сотрудничества Ришара с режиссером Жераром Ури. Фильм насыщен событиями: невероятных ситуаций, куда попадают друзья по несчастью, не сосчитать и скучать у экрана даже минуту не придется. Верный своему адвокатскому долгу герой Ришара до крайности наивен и до абсурда неудачен. Он опять включает харизму на полную катушку и покоряет удивительной мимикой и бесподобной пластикой движений даже в немых сценах. Интересный сценарий, сильная игра актеров, прекрасный юмор (посмотрите фильм в советском дубляже — не пожалеете) делают «Побег» классическим примером комедии положений и фильмом на все времена.

Факт: в ленте нашел отражение социальный кризис во Франции 1968 года, который вылился в студенческие волнения, массовые беспорядки и 10-миллионную забастовку рабочих и в итоге привел к отставке президента Де Голля — в частности, в фильме использованы его реальные обращения к народу по телевидению и кадры вылета президентского вертолета в расположение французских войск в Баден-Бадене. 

«Я стеснительный, но я лечусь» (1978)

Сюжет: обычный человек Пьер Рено неожиданно влюбляется. Его зазноба тоже не принцесса и не королева, а простая продавщица в магазине, но броситься в отчаянный бой за внимание и ответное чувство своей симпатии герою мешает собственная застенчивость. Пьер принимает решение избавиться от нее и, намереваясь действовать серьезно, обращается к врачу. Правда, он пока не знает, что на самом деле доктор никакой не эскулап, а обычный авантюрист, но тут-то приключения и начинаются.

Резюме: если вы еще не смотрели «Я стеснительный», то фильм может вызвать сильное ощущение «дежа вю» ─ ассоциации возникнут, прежде всего, с «Тупым и еще тупее» братьев Фаррелли. Разница заключается в атмосфере (особенно французская она на Лазурном берегу, куда отправляются приятели) и динамике персонажей. Герой Ришара под конец все-таки раскрепощается и хватает за хвост свою птицу счастья. Симпатий ленте добавляет жизненность ситуации — она, возможно, чуть приукрашена, но совсем не надуманна и вполне жизненна (согласитесь, такое может случиться с каждым вторым), а особый шик — режиссерское и сценарное участие Ришара.  

Факт: работать над сценарием Ришару помогал известный французский режиссер Жан-Жак Анно, который снимал такие, совсем не смешные, фильмы как «Имя Розы» по роману Умберто Эко и «Семь лет в Тибете», а также является обладателем премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке («Черное и белое в цвете»).  

«Укол зонтиком» (1980)

Сюжет: неудачник Грегуар отправляется на кастинг — в новом фильме он бы хотел сыграть убийцу. Случайно перепутав двери офисов, незадачливый актер оказывается на сходке мафиози, где, не поняв, что к чему, подписывает «кровавый» контракт и становится киллером в реальности. Начальство вручает ему отравленный зонтик и показывает жертву ─ торговца оружием, главаря вражеского клана. Задача недотепы — выполнить это задание. И он с ним, конечно, с блеском справляется. 

Резюме: чудесная сюжетная задумка в духе старых французских комедий, море шуток, очередной великолепный герой-неудачник в исполнении Ришара (по мнению многих критиков, «Укол зонтиком» ─ одна из лучших его комедий), саундтрек авторства небезызвестного Владимира Косма, бодрящий как хороший энергетик ─ это фильм, который снимали с душой и для души.

Факт: самый любопытная особенность сценария — способ убийства — была «скопирована» с реального убийства в Лондоне болгарского писателя и журналиста Георгия Маркова, который скончался от токсичного действия рицина после укола зонтиком. 

«Невезучие» (1981)

Сюжет: картина режиссера и сценариста Франсиса Вебера рассказывает о том, как на поиски дочери известного бизнесмена отправляется веселая парочка — сотрудник его компании, недотепа Франсуа Перрен и суперответственный детектив Жан Кампан. Расчет прост: фатальный неудачник Перрен должен чутьем выйти на след девушки, с которой также стабильно происходят всяческие неприятности, а Кампан — обеспечить успех поисковой операции. После череды нелепых ситуаций и забавных приключений «агенты» все-таки находят пропавшую.

Резюме: этот фильм стал первой частью блестящей трилогии, в которой снялся «комедийный дуэт» Ришара и Депардье (об остальных частях — ниже). Гармоничный тандем, состоящий из эмоционального, болтливого, доверчивого как ребенок простого бухгалтера и обстоятельного, немногословного, физически выносливого сыщика, и стал главным секретом успеха ленты. Франсуа Перрен стал своеобразной квинтэссенцией всех персонажей-неудачников, сыгранных Ришаром. Шарма фильму добавили глубокая мораль в виде «вечных истин» и острая ирония.  

Факт: Жерар Депардье так хотел сыграть главного героя, что когда создатели картины ответили ему твердым отказом, обиделся и принялся вносить сумятицу в съемочный процесс: злоупотреблял спиртным, срывал график, обижался по пустякам и не желал переснимать дубли. Справедливость восторжествовала: в один из дней на натурных съемках актера укусил настоящий скорпион. 

«Папаши» (1983)

Сюжет: подросток сбегает из дома с подружкой, а взволнованная мать решает обратиться не в полицию, а к двум своим прежним ухажерам. Стимулирует поиски она прозрачными намеками каждому из приятелей, что именно он является настоящим отцом паренька.

Резюме: в этом фильме персонажей Ришара и Депардье зовут Франсуа Пиньон и Жан Люка. Они такие бесшабашные, милые и забавные, а их великолепная живая игра сделала эту комедию поколений искренней и настоящей. Очень милое, чисто французское кино со смыслом без сентиментального заигрывания со зрителем до сих пор актуально в силу вечности своей темы — отношений отцов и детей. Идеальный фильм для семейного просмотра.

Факт: «Папаши» стали удачным кассовым фильмом, заняв четвертое место во Франции по популярности среди комедий в 1983 году — их посмотрело почти 5 млн зрителей. 

«Беглецы» (1986)

Сюжет: Франсуа Пиньон — таких, как он, у нас называют хлестким словом «лузер» ─ давно живет на пособие по безработице. Решив ограбить банк (не просто так — ради дочери, которая после смерти матери в буквальном смысле онемела), он терпит неудачу, но при этом берет в заложники Жана Люка, вора со стажем, отмотавшего свой последний срок и твердо решившего начать новую жизнь. Невольным подельникам удается бежать, но теперь они, хочешь-не хочешь, связаны по рукам и ногам. Пока Франсуа и Жан, скрываясь от полиции, выкарабкиваются из самых невероятных ситуаций, происходит настоящее чудо: закоренелый преступник находит друга, а больная девочка произносит первые за долгое время слова.

Резюме: третий и последний фильм, где в качестве постоянных партнеров снялись Ришар и Депардье, держит в напряжении с первых секунд и трогает до глубины души. Комедия получилась немного грустной, но только по причине глубокого смысла: счастье, по мнению создателя картины Френсиса Вебера, заключается в любви, которой в современной жизни немного. Пьер Ришар в очередной раз блестяще воплотил в своем герое собирательный образ маленького человека, искренность, честность и открытость которого (а также некоторая инфантильность и беззащитность перед внешним миром) влюбляют раз и навсегда.

Факт: спустя три года Вебер снял голливудский ремейк собственной картины под названием «Три беглеца». В точной копии французского оригинала снялись Ник Нолти и Мартин Шорт.

«Мистер Штайн идет в онлайн» (2017)

Сюжет: 75-летний вдовец ведет отшельнический образ жизни. Семья дарит ему компьютер, который должен скрасить будни старика. Он и в самом деле вскоре заводит онлайн знакомство. Светской беседой и приятными манерами он очаровывает молодую красивую женщину. Только одно «но» — мистер Штайн утаил некоторую информацию при заполнении своего профайла, и его очаровательная визави даже не догадывается, с кем хочет встретиться в реальности. Как избежать разоблачения при личной встрече?  

Резюме: очередная — новая! — прекрасная комедия с неожиданным развитием событий и любимым актером на экране. Фильм обязателен к просмотру всем любителям французских фильмов и поклонницам голубоглазого француза. В 83 года седой блондин в черном ботинке по-прежнему невероятно обаятелен и привлекателен. 

Факт: компанию Пьеру Ришару в фильме составили два замечательных молодых французских артиста: Янис Леспере («Имя») и Фанни Валетт («Мольер»). 

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб