10 терминов, которые помогут вам понять картины импрессионистов-авангардистов

[Стиль жизни] [Афиша]
С 31 мая по 19 сентября Музей русского импрессионизма представит выставку «Импрессионизм в авангарде», куда войдет более 60 импрессионистических работ русских авангардистов. Анастасия Винокурова, куратор выставки, поделилась секретами, как понимать картины.
Владимир Татлин "Осень (Лето)". Пейзаж.1908-1909 гг., РГАЛИ

Импрессионизм – одно из важнейших направлений в искусстве последней трети XIX-начала XX века, возникшее во Франции и распространившееся по всему миру. Открытия художников-импрессионистов были поистине революционны и оказали существенное влияние на последующее развитие живописи. Революционность открытий импрессионистов заключалась с том, что именно они первыми отказались от сложного, состоящего из нескольких этапов, процесса создания картины, характерного для академического направления, освободили художника, позволили творить без оглядки на каноны и правила опостылевшего классического реализма. 

Авангард – важное понятие в истории искусства XX столетия, объединяющее ряд художественных течений, возникших в то время. В России фактическим создателем данного термина явился художник и арт-критик Александр Николаевич Бенуа, который в своей статье об очередной выставке объединения «Союз русских художников», разделил участников на авангард, центр и арьергард. К художникам авангарда Бенуа отнес молодых живописцев Михаила Ларионова, Павла Кузнецова и Георгия Якулова. Однако следует отметить, что данный термин начал широко использоваться историками искусства в 1920-е годы, когда потребовалось обобщить разнообразные новаторские течения в искусстве, участники которых, что примечательно, не называли себя авангардистами.

Импрессионизм и авангард, на первый взгляд, диаметрально противоположные явления в искусстве. Однако между ними существует крепкая взаимосвязь. Выставка «Импрессионизм в авангарде» позволит показать, что русский авангард начала XX века, был бы невозможен без импрессионизма. Представленные произведения продемонстрируют, как влияние живописи французских импрессионистов и постимпрессионистов стало трамплином для перехода к ярким революционным открытиям Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Казимира Малевича, Алексея Явленского, Петра Кончаловского, Роберта Фалька и многих других.

1. Пленэ́р

Термин происходит от французского plein air, дословно – открытый воздух. Термин определяет метод создания произведения искусства. Художник-пленэрист работает в природном окружении, под открытым небом, стремясь запечатлеть все богатство естественного освещения, световоздушную среду, атмосферные явления. Главным источником вдохновения для художника служит сама природа во всем многообразии ее проявлений.

2. Краски в тюбиках

Работа на пленэре не была бы такой приятной, и, что важно, удобной, если бы в 1841 году американский художник-портретист Джон Ренд не изобрел «усовершенствованный сосуд для хранения красок». До этого полезного изобретения для хранения готовых красок использовались свиные мочевые пузыри. Чтобы выдавить краску на палитру требовалось проколоть пузырь иглой. Да и краски в те незабвенные времена художники готовили сами, растирая минеральные пигменты или покупая в форме порошка в художественных лавках. Пьер Огюст Ренуар однажды заметил: «Без тюбиков с красками не было бы импрессионизма».

Михаил Ларионов "Прогулка". 1907-1908 гг. Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро

3. Палитра импрессионистов

Сложение яркой колористической гаммы импрессионистов было бы невозможно без открытий в области химии и синтезирования новых пигментов. Появление доступных по стоимости красок, например, прежде крайне редких и дорогостоящих синих пигментов, позволило художникам обратиться к живописным экспериментам.

4. Этюдник

К сожалению, история не сохранила имя изобретателя усовершенствованной конструкции хорошо знакомого мольберта, однако известно, что этюдник появился во второй половине XIX столетия. Легкий, складывающийся в небольшой чемоданчик мольберт новой формы, стал прекрасным дополнением краскам в тюбиках, получившим в тот период широкое распространение.

Илья Машков "После грозы". 1922 год. Тверская областная картинная галерея

5. Плоская кисть

Еще одно важное открытие, без которого не было бы возможным появление импрессионизма – широкая плоская кисть с жестким свиным волосом появилась также во второй половине XIX столетия. С ее помощью было особенно удобно наносить четкие широкие раздельные мазки, ставшие одной из отличительных особенностей этой стилистики.

6. Дробный мазок/Раздельный мазок.

Вдохновляясь изменчивой природой, импрессионисты стремились запечатлеть мимолетное впечатление, придавая живописной поверхности холста особую подвижность, вибрацию. Художники добивались подобных эффектов с помощью раздельных мазков, свободно положенных на холст, словно зафиксировавших в краске движение руки мастера. 

Петр Кончаловский "Дом в Белкине". 1907 год. Музей истории города Обнинска

7. Рефлекс

Происходит от латинского reflexus – отраженный. Данный термин обозначает отсвет или отраженный свет на поверхности предмета, падающий от окружающих объектов. В живописи импрессионистов рефлексам уделена важная роль. Воспроизведение данных природных оптических эффектов способствует передаче богатства цветов и оттенков изображаемого предмета и их сложной взаимосвязи с окружением.

Михаил Ларионов "Ночь. Тирасполь". 1906 год. Нижегородский государственный художественный музей

8. Сезаннизм

Тенденция в живописи XX века, в основе которой лежат художественные приемы, свойственные творческому методу Поля Сезанна. Сезаннизм оказал большое значение на формирование русского авангарда. Особенно ярко увлечение методом Поля Сезанна проявилось в творчестве художников объединения «Бубновый валет». Особая интенсивность и сила цвета, декоративность, широкая манера письма, сочность мазка, активная роль контура – основные признаки сезаннизма.

9. Пуантилизм или Дивизионизм.

Происходит от французского pointiller – писать точками, другое название этой системы в живописи – дивизионизм, также от французского division – разделение. Основа этой системы – принцип разложения сложного тона на чистые цвета с помощью особой манеры письма раздельными мазками в форме точек, мелких квадратов или прямоугольников. Чистые краски, нанесенные на холст подобным способом, при взгляде на них с определенного расстояния оптически смешиваются в глазах зрителя и образуют цельное живописное полотно.

Алексей Явленский "Дорога".1905 год. Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля

10. Теория цвета

Работа французского химика Мишеля Эжена Шеврёля (1786-1889) «О законе симультанного контраста цветов» («Loi du contraste simultané des couleurs», 1839) послужила научной основой живописи импрессионистов и постимпрессионистов. Закон Шевреля: «Два смежных цвета, будут казаться настолько несходными насколько возможно». В работе 1839 года было продемонстрировано, что смежные цвета предоставляют друг другу дополнительные оттенки. Например, желтый, положенный рядом с зеленым, получает фиолетовый оттенок и не может «звучать» в полную силу. Благодаря научным открытиям и изучению природы импрессионисты совершили революцию в искусстве, открыв совершенно новую систему передачи цвета.

Фото: архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйСентябрь 2018
IQ