Гарри Бенсон: «Элизабет Тейлор позволила мне фотографировать ее даже лысой»
Гарри Бенсон

Знаменитый шотландско-американский фотограф Гарри Бенсон приехал в Москву, чтобы открыть первую в России выставку собственных работ, которая продлится до 19 января 2020 года. Основу экспозиции составляют фотографии The Beatles, с которыми автор работал с 1964 по 1966 годы – в самый успешный для музыкантов период. Кроме того, Бенсону удалось сфотографировать 12 президентов США – от Дуайта Эйзенхауэра до Барака Обамы и Дональда Трампа. На выставке представлены битловская «Битва подушками», их совместное фото с 22-летним Мухаммедом Али, знаменитый «Поцелуй супругов Клинтон», танец четы Рейган, Арнольд Шварценеггер, выпрыгивающий из воды.

Гарри Бенсон: «Элизабет Тейлор позволила мне фотографировать ее даже лысой»
"Битва подушками" группы The Beatles. Фотограф Гарри Бенсон

Marie Claire: Вы работали со многими знаменитостями. С кем работать было легче всего, а с кем – сложнее? Из мужчин, из женщин?

Гарри Бенсон: Рональд Рейган – он был крутым парнем, который мог купить тебе кока-колу, посидеть рядом. Он прекрасный человек. И вообще, очень сложно быть критичным к тому, кто позволяет тебе выполнять твою работу. Если к тебе относятся неподобающим образом, становится все равно на этого человека.

С Лиз Тейлор тоже было довольно просто работать. Я фотографировал ее на протяжении целого года. У нее обнаружили опухоль мозга, и она поехала в госпиталь, чтобы сделать операцию. Моя жена Джиджи позвонила и сказала: «Гарри приедет и сфотографирует вас до операции и когда она закончится». Общество меня осудило: «Как ты вообще мог это сделать в такое тяжелое для человека время!». И это действительно так. Но я отвечал: «Вы лучше идите к Элизабет Тейлор и спросите ее. Потому что она делает то, что хочет, а не то, что диктует общество». И она бы позволила мне делать фотографии не только до и после операции, она бы позволила мне снять сам процесс, на что бы я, конечно, не пошел. Она вообще позволила мне сфотографировать ее сидящей на кровати абсолютно лысой.

Почему, думаете, она позволила вам сделать это?

Я нравился ей. А еще – она профессионал. У нее много прекрасных фотографий, сделанных в период, когда она замечательно выглядела. А она хотела показать и эту часть своей жизни.

Джиджи Бенсон, жена Гарри Бенсона: Ей нравилось твое чувство юмора, Гарри!

О да!

Гарри Бенсон: «Элизабет Тейлор позволила мне фотографировать ее даже лысой»
Гарри и Джиджи Бенсон

Осталась ли у вас в фотоискусстве какая-нибудь нереализованная мечта?

Я бы хотел поснимать Путина. Он отлично выглядит, он не такой, как все другие российские лидеры, у него очень интересные глаза, физически он привлекательный мужчина. Путин – тот, кого хочется видеть в движении. Кто еще?

Ну, Анжела Меркель. Ему очень нравится фотографировать политиков. Он же отснял всех 12 президентов США!

Это часть моей деятельности. Я просто стараюсь сделать лучшее фото.

Какие у вас самые любимые города мира? Входит ли в их число Москва?

Я люблю Нью-Йорк, живу там уже 52 года. Мне нравится Берлин, он имеет свою историю. Я вырос в Шотландии, в Глазго. Когда была война, мы наблюдали за Россией. В нашем школьном классе висела карта, на которой показывали, как далеко продвинулись немцы. И мы аплодировали, когда увидели, что они были «откинуты» дальше. Мы шили простыни, которые отправлялись в Россию в качестве помощи. Мы выросли, любя Россию.

Гарри Бенсон: «Элизабет Тейлор позволила мне фотографировать ее даже лысой»
Гарри Бенсон в Нью-Йорке, 5 мая 2010 года

Что вы лучше всего знаете и любите из русской культуры и искусства?

Я фотографировал Солженицына. Это были холодные дни, как в России.

А вы много знаете о его работах?

Я знаю достаточно, но я не хочу читать их. Это слишком тяжело. Я провел с ним около недели: 5-6 дней. Он был очень стеснительным, немного злым, он хотел вернуться в Россию, и он упомянул это несколько раз. Он не идеально говорил по-английски. Ему нравилось в Нью-Гэмпшире, это место напоминало ему о доме: деревья, снег… Он отправил своих детей в самую снобскую школу для мальчиков в Англии – Итон, не в местную, что я нахожу очень странным.

Как вы относитесь к гламурной фотографии, нравится ли вам что-нибудь в этом жанре?

Пусть люди наслаждаются собой и делают то, что делает их счастливыми. Я не воспринимаю это всерьез, но не имею ничего против.

Гарри Бенсон: «Элизабет Тейлор позволила мне фотографировать ее даже лысой»
Элизабет Тейлор
Фото
Гарри Бенсон
Гарри Бенсон: «Элизабет Тейлор позволила мне фотографировать ее даже лысой»
Жаклин Биссет
Фото
Гарри Бенсон

Остались ли у вас какие-нибудь до сих пор не опубликованные по каким-то причинам фотографии? 

О, да! Мы делаем сейчас книгу, в которой будут фото, не публиковавшиеся ранее.

Сейчас в Центре фотографии имени братьев Люмьер выставка, которая называется «The Beatles и не только», она основана на фотографиях «битлов». У Гарри уже есть книга, которая называется «The Beatles 1964-1966. On the road with The Beatles». А сейчас мы работаем над другой книгой: «Paul McCartney & Wings». Это уже 70-80-е .

Я скажу вам, какую книгу я хочу сделать: о Берлинской стене. Потому что я был в Берлине в день, когда ее возвели, и в день, когда она рухнула.

Когда вы фотографировали Дональда Трампа в прежние годы, могли ли предположить, что он в дальнейшем станет президентом?

Нет, никогда. В то время он бы сделал что угодно, чтобы его сфотографировали. Когда мы были в казино «Атлантик Сити», он сказал: «Ты знаешь, Гарри, я могу пойти в казино и вынести миллион долларов». Я ответил: «Это потрясающе, Дональд, я не видел миллиона долларов никогда в своей жизни! Я бы хотел, чтобы ты показал мне!» Я сел, и он вынес миллион долларов. Ну фото вы уже видели, оно отлично демонстрирует его жадность.

Как вы могли бы определить свой авторский стиль?

Быть настолько быстрым, насколько это возможно. Я хочу, чтобы мои фото жили свою жизнь. На фото с Трампом люди смеются над ситуацией, в случае с Солженицыным – мы видим, как он думает о России. Мне нравится движение в фотографиях. Также мне нравится ловить в кадре что-то, что больше никогда не случится, например, тот же Трамп, держащий в ту секунду миллион долларов в своих руках, или Солженицын, который никогда больше не будет стоять в той местности. Это прошло навсегда и осталось только на моих фотографиях.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб, tass.ru