Композитор Кирилл Рихтер: «Писать для блокбастеров оказалось непросто»

[Стиль жизни] [Интервью][Музыка]
1816
Хедлайнер неоклассики, ─ о новом фильме по роману Сергея Лукьяненко, борьбе со страхами и о том, почему перестал заниматься дизайном одежды.
Кирилл Рихтер. Фото: Гия Абрамишвили

Marie Claire: Кто для тебя герой, кумир, в чем?

Кирилл Рихтер: Мой кумир – моя бабушка. Она прошла Великую Отечественную войну, рано потеряла родителей, добывала уголь и в кромешной тьме выбралась из шахты, когда случилась авария с электричеством, сражалась со стаей волков, отбивая стадо, и многое другое. Так что, когда кажется, что мне трудно, я вспоминаю, как она в пять лет босиком по снегу ходила за водой для немецких солдат, занявших родное село. Что касается знаменитостей, мы не знаем, какой ценой далось тому или иному человеку достижение, поэтому я восхищаюсь жизнью многих, но предпочитаю прожить свою.

Как ты с собой общаешься и насколько откровенен?

На мой взгляд, лучше вообще не испытывать иллюзий на свой счет. Так можно адекватнее понимать свое место в мире и смысл того, что ты делаешь.

А как борешься со страхами, если они тебя посещают?

Очень часто это боязнь белого листа. Она пропадает сразу, как только берешься за работу. Собственно, это и есть самый лучший способ борьбы с ней.

Чего ты от себя ждешь? Какие цели ставишь?

Быть лучше, чем ты был вчера – такой принцип. Цели – не уверен. Есть мечты и надежды. Желание пробовать новое, развиваться. Когда-то я хотел писать музыку к кино, шаг за шагом учился оркестровке, участвовал в небольших независимых картинах. Теперь у меня есть возможность работать в крупных проектах. Но многое происходит спонтанно. 

Полтора года назад я не ожидал, что музыка будет играть главную роль в моей жизни, и действовал по обстоятельствам.

Поэтому между стратегией и импровизацией я выбираю золотую середину.

Лучший цвет – это...

Черный. Это абсолютная графика и максимальный контраст.

Какие правила стиля ты для себя выработал?

Если говорить о сцене, сейчас мне нравится стиль неопанк, это такой причесанный бунтарский стиль, который позволяет сочетать костюм-двойку с тяжелыми Dr. Martens, например. Там есть свои условности, это не совсем классический приталенный костюм, есть рокерские элементы, да и пиджак можно заменить на бомбер. Для повседневной жизни я выбираю вещи no name, суперпростые и универсальные, часто oversize.

Кирилл, а в гардеробе у тебя все по полочкам?

Иногда в шкафу идеальный порядок, но когда я куда-то собираюсь, переворачиваю все вверх дном, что каждый раз почему-то становится для меня сюрпризом по возвращении.

Как долго носишь одну вещь?

У меня есть пальто, которое я ношу уже пять лет, почти как по ГОСТу при СССР. Купил его за копейки на распродаже.

Я не люблю дорогую одежду, работа в индустрии быстро дает понять, что платить можно только за необычный дизайн, или за сложный крой, как у костюмов, или за надежность, как в обуви.

Почему перестал заниматься дизайном одежды?

Просто стало понятно, что мне не хватало того, что я действительно люблю. Что нужно, как это ни наивно, быть верным своему сердцу. Ну и все происходящее в жизни логически подвело меня к этому решению. Интерес к выпускной коллекции угас, хотя снижение перфекционизма как раз помогло, развязало руки. Кроме того я понял, что в моде действительно много стресса, думал, что в музыке этого меньше (хотя это оказалось не так). В это время я уже работал над несколькими кинематографическими проектами, было интересно попробовать свои силы. Ну а потом появились предложения сделать первые концерты. Все случилось очень быстро.

Что в этом привлекало?

В дизайне одежды меня привлекала работа руками, труд. Сам факт того, что ты делаешь что-то материальное. Из всех продуктов дизайна, одежда ближе всего находится к нашему телу. Мне было интересно, как она может менять человека, его поведение и восприятие.

Хотелось бы к этому занятию вернуться? На каком уровне?

Я подмываю об этом иногда, но это точно не планы по покорению мира, как было раньше. Сейчас очень много идей и работы с музыкой, которой я посвящаю все свое время и силы.

Тебе нравилось работать руками, а что еще ты умеешь ими делать?

После переезда на новую квартиру мне, кажется, пришлось освоить любую ремонтную работу, кроме разве что сварочной. Мне нравится работать с инструментами и деревом. Прошлым летом мы делали перголы для винограда, теперь будем ждать, когда они полностью зарастут.

Важно ли для тебя быть главой семьи, опорой?

В нашей семье опоры две – я и старший брат. Конечно, это важно и даже приятно. Семья всегда меня поддерживала.

Было очень много моментов, когда казалось, что это слишком сложно, страшно и невозможно для тебя. И близкие убеждали меня в обратном.

Твою любимый, близкий по духу музыкальный инструмент?

Я люблю струнные. Несмотря на ограничения в регистрах и аккордовом звукоизвлечении, они могут главное - передавать дыхание, невоспроизводимое ничем иным движение кисти. Даже в сравнении с фортепиано у струнных гораздо более теплый, человечный тембр

По-твоему, где правильнее слушать музыку?

Мне кажется, что грань между местом и жанром давно уже стерлась. Ты можешь ехать в метро и рыдать под Моцарта, а можешь танцевать под электронику где-нибудь в академическом зале. Все зависит от контекста.

Топ твоего плейлиста на сегодня?

Для меня самое важное и интересное – то, над чем я работаю в данный момент. Последняя серьезная работа – оркестровая сюита из пяти частей – для меня, наверное, сейчас наиболее дорога.

Недавно я закончил работу над музыкой к фильму «Черновик» по роману Сергея Лукьяненко. Премьера состоится 15 марта. Научная фантастика и фэнтези были со мной с детства. Я перечитал все, что было дома и в библиотеках. В ходе работы над фильмом я использовал некоторые редкие инструменты. Например, лейтмотив Аркана, мира, который управляет остальными мирами с помощью агентов-функционалов, звучит на традиционном китайском инструменте гучжэне. Тремоло на его струнах отлично передает идею множественности миров: многократно повторяющиеся ноты наслаиваются друг на друга и создают по­движную многомерную текстуру.

Есть в саундтреке и музыкальные цитаты из русских композиторов.

В одной из сцен на героя нападает реактивная Матрешка. Сцена хоть и напряженная, но в целом комичная, поэтому я переработал «Полет шмеля» Римского-Корсакова в стиле саундтрека к эпическому блокбастеру.

Да простит меня Николай Андреевич!

Если не относиться к таким сценам с иронией, происходящее будет выглядеть просто нелепо.

Вообще фильм полон эклектики, она заложена в идее самого романа. Это касается и музыки. Например, в одном из миров по сценарию все еще живы отголоски коммунизма, поэтому я написал тему, которая сочетает в себе тяжёлый индастриал, медные духовые и Марсельезу в исполнении советского хора.

Кроме этих отдельных случаев в фильме действительно много просто симфонической музыки. Вообще все темы, которые касаются людей и человеческих отношений, написаны для струнных и фортепиано. Это самые теплые и эмоциональные инструменты, которые могут тонко передавать чувства и переживания героев.

Писать для блокбастеров оказалось непросто. Здесь почти нет места авторской музыке. Все должно служить происходящему на экране. Не знаю, плакать или смеяться, но за последние месяцы я провел с режиссером Сергеем Мокрицким времени больше, чем с семьей. Я многому научился, узнал режиссерские приемы, которые работают и как композиторские. И если люди запомнят хоть одну мелодию из картины, буду считать это личным большим успехом.

Фото: архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйОктябрь 2018
Reborn