Кто такой Бэнкси: художник, «качественный вандал» и провокатор

[Стиль жизни] [Истории успеха]
850
Британский стрит-арт художник, доказавший всем, что граффити достойно называться произведением искусства, снова шокировал публику, уничтожив свою легендарную картину на аукционе 5 октября. Рассказываем о самых интересных перформансах и работах анонимного гения.

Одна из самых известных картин художника «Девочка с воздушным шаром» самоуничтожилась на аукционе Sothebyʼs в Лондоне 5 октября. После того, как ее продали за миллион фунтов, сработал встроенный шредер, который разрезал полотно на маленькие полоски. В своем Instagram-аккаунте художник опубликовал видео, в котором рассказал, что придумал этот план еще несколько лет назад на тот случай, если картину когда-либо захотят выставить на аукцион. Удивительно, но по оценкам экспертов, теперь стоимость картины может существенно увеличиться.

Тот самый момент самоуничтожения картины на аукционе Sotheby's 5 октября 2018 года

В этой истории пока гораздо больше вопросов, чем ответов. Шредер активировали дистанционно, но, вероятнее всего, это сделал один из присутствовавших в зале гостей. Означает ли это, что сам художник или его помощник посетил Sothebyʼs? Картина на протяжении предыдущих 12 лет принадлежала другому владельцу. Если шредер работал на батарейках, почему они не разрядились за это время? Действительно ли было уничтожено оригинальное полотно? Однако задать эти вопросы напрямую некому, ведь никто не знает настоящее имя и контакты автора картины.

В то время как представители аукциона и эксперты строят догадки и ищут объяснения, мы выясняем, почему художник стремится сохранить анонимность, а также вспоминаем самые интересные его работы и провокационные перформансы.

Бэнкси – самый загадочный и обсуждаемый уличный художник современности. Он работает в собственной оригинальной технике, используя не только баллончики с распыляющейся краской, но и заранее подготовленные трафареты. Его рисунки – это всегда символические высказывания, которые несут в себе социальную проблематику. Бэнкси привлекает внимание к самым важным и насущным вопросам: пороки общества потребления, безвинные жертвы войн, глобальное потепление и так далее. Он сделал то, что ранее не удавалось ни одному стрит-арт художнику – вывел граффити на уровень искусства.

Более двадцати лет прошло с того момента, как его первые граффити появились на улицах Бристоля, но за эти годы никто так и не узнал, кто именно скрывается за псевдонимом. Так что анонимность стала неотъемлемой частью образа художника. Однажды Бэнкси сказал: «Если вы хотите что-то сказать, чтобы люди вас услышали, вам нужно быть в маске».

Бэнкси в своих работах часто использует образ крысы – символа андеграунда. Именно крысы способны выжить в любых условиях и противостоять попыткам уничтожения.

Однако попытки установить личность громкого художника не прекращаются. На след Бэнкси пытались выйти не только журналисты самых популярных зарубежных изданий, но и профессиональные криминологи и детективы. Сыщики использовали новейшие поисковые подходы, такие как метод географического профилирования, используемый полицейскими для определения местоположения серийных убийц. Суть его в том, что условный преступник, совершает правонарушения в пределах своей «зоны комфорта», то есть недалеко от места жительства. Проанализировав около 140 мест на улицах Лондона и Бристоля, где Бэнкси оставлял свои произведения искусства, детективы пришли к выводу, что за псевдонимом может скрываться Робин Каннингем, художник и выпускник публичной школы в Бристоле. Именно он часто посещал пабы и футбольные поля, рядом с которыми рисовал граффити таинственный Бэнкси, а его перемещения совпадают с появлением новых рисунков.

Но есть и другие предположения. Так, например, некоторые думают, что Бэнкси и знаменитый музыкант, член группы Massive Attack, Роберт Дель Ная – это одно и то же лицо. Роберт родился в Бристоле и рисовал граффити на улицах родного города задолго до того, как решил основать музыкальную группу. Поклонники этой теории говорят, что часто именно в тех городах, которые включены в гастрольные туры Massive Attack, и появляются работы художника. Но самый главный аргумент за это предположение – это то, что друг Бэнкси, британский музыкант DJ Goldie во время интервью случайно назвал имя «Роберт», когда говорил о популярном художнике. «Напишите объемными буквами “Бэнкси” на футболке и все. Теперь ее можно продавать», – сказал он. А затем добавил: «Никакого неуважения к Роберту. Я считаю, что он потрясающий художник. Мне кажется, он перевернул мир искусства». Тем не менее, Роберт и Бэнкси отрицают эти слухи.

Роберт Дель Ная, концерт Massive Attack в Испании 14 июня 2014 года

Кто-то даже утверждает, что Бэнкси – это не один человек, а группа из семи разных художников. Возможно, это объясняет обширную географию размещения работ художника, а также их количество. Сам Бэнкси иронично относится ко всем этим теориям. Он написал на своем сайте: «Я не могу прокомментировать то, кто является или не является Бэнкси, но мне не кажется, что под это определение подходит любой “умеющий хорошо рисовать”».

Кигэн Гамильтон, которой удалось взять у художника эксклюзивное интервью для нью-йоркского еженедельника The the Village Voice, говорит, что Бэнкси настоящий мастер конспирации: «Это просто удивительно, как ему удается сохранить свою анонимность, учитывая то, как он рискует, и то, насколько популярна его личность. Я была бы крайне удивлена, если бы он охотно раскрыл себя, потому что сейчас он объят тайной. Он общественная интрига, к которой с годами все больше подогревается интерес, учитывая то, что никто не знает, кто он такой».

Такое сильное стремление сохранить свое настоящее имя в тайне некоторых даже наталкивает на мысль, что художник может быть связан с криминальной сферой. Сам Бэнкси называет себя «качественным вандалом». Также он объясняет свою анонимность, как социальную позицию против культуры, которая занимается пустой болтовней вместо осмысления. «У меня нет никаких причин раскрывать свою личность. Я полагаю, что уже достаточно самоуверенных пустых людей, чьи уродливые маленькие лица постоянно мелькают перед вами», – говорит художник.

Бэнкси не только умеет мастерски скрываться от публики, но и не упускает случая провести провокационные перфомансы, оставаясь незамеченным. Так, например, однажды он решил, что его работы смогут разбавить чопорность и претенциозность выставок в музеях Европы и Америки. Несколько раз он проникал в разные выставочные залы и оставлял на память собственные картины или небольшие художественные композиции. То, как художник приносил свои экспонаты в музеи, снимал на камеру его помощник. Затем Бэнкси выкладывал видео на свой сайт и вместе со своими поклонниками ждал, как скоро подлог будет обнаружен.       

В Британском музее вдруг появился расписанный камень, который имитировал фрагмент доисторического наскального рисунка. На нем был изображен человек с тележкой из супермаркета. Видимо, экспонат слишком удачно вписался в экспозицию, потому что сотрудники музея заметили подарок от Бэнкси только на восьмой день после того, как он принес его.  В музеях США сотрудники оказались чуть более оперативными и обнаруживали картины современного художника среди исторических шедевров немного быстрее – за два или три дня, но посетители все же некоторое время успели полюбоваться на даму с противогазом и солдата с баллончиком краски в руке.

Солдат с баллончиком краски на фоне стены, расписанной граффити
Дама в противогазе

В августе 2004 года Бэнкси решил пошутить с денежными банкнотами. Он нарисовал десятифунтовые купюры, где голова Королевы была заменена на портрет принцессы Дианы, а подпись «Bank of England» (Банк Англии) трансформировалась в «Banksy of England» (Бэнкси из Англии). Один из помощников художника выбросил целую пачку таких банкнот прямо в толпу людей на Ноттинг-Хиллском карнавале. Подделки как будто бы никто не заметил. Кто-то в тот же день даже попытался расплатиться этими купюрами в местных магазинчиках. Когда люди поняли, что к ним в руки попали банкноты, созданные известным уличным художником, то стали выставлять их на eBay. Цена этих арт-объектов доходила даже до 200 фунтов. 

Сегодня Бэнкси уже не нужно специально приносить свои произведения искусства в музеи. Ему посвящают целые выставки, новые работы пытаются похитить, вырезав вместе с кусками стен, а за его оригинальные картины отдают заоблачные суммы на элитных аукционах. Среди знаменитостей, которые стали счастливыми обладателями работ художника – Анджелина Джоли, Брэд Питт и Кристина Агилера.

Что касается выставок, посвященных Бэнкси, то их стало так много, что сам автор картин не всегда бывает в курсе «своих» экспозиций в разных частях света. Летом 2018 года в ЦДХ в Москве открылась выставка, на которой были представлены работы художника из частных коллекций. Бэнкси узнал об этом от одного из своих подписчиков в Instagram. Волна возмущения поднялась, когда пользователи социальной сети узнали, что экспозиция платная. Ведь сам художник никогда не берет с посетителей деньги за свои персональные выставки. Владельцы действительно не согласовывали ничего с автором, однако, как выяснилось, экспозиция все же легальная – все картины были авторизированы и предоставлены частными лицами из собственных коллекций. Поэтому  нарушения закона здесь нет.

Бэнкси действительно пропагандирует свободное искусство, он уже не раз высказывался на эту тему.  «Я не беру с людей деньги, чтобы посмотреть мои работы», - говорит он. Художник хочет, чтобы его картины были доступны всем желающим, а не только тем, кто может себе позволить купить билет в музей. По этой причине его экспозиции иногда появляются в самых непривычных для этого местах – в тоннелях железнодорожных путей или на товарных складах. 

1/4
Выставка Бэнкси в мае 2008 года в Лондоне. Проходила три дня в железнодорожных туннелях станции Лондон-Ватерлоо. Помимо Бэнкси свои работы представили около 30 художников.
Выставка Бэнкси в мае 2008 года в Лондоне. Проходила три дня в железнодорожных туннелях станции Лондон-Ватерлоо. Помимо Бэнкси свои работы представили около 30 художников.
Выставка Бэнкси в мае 2008 года в Лондоне. Проходила три дня в железнодорожных туннелях станции Лондон-Ватерлоо. Помимо Бэнкси свои работы представили около 30 художников.
Любой желающий мог оставить свой рисунок на бетонной стене.

Рассказываем о самых интересных рисунках этого таинственного художника.

«Добро пожаловать в Сектор Газа»

Этот милый котенок с розовым бантиком появился на обломках стены в городе Бейт-Ханун, на северо-востоке Сектора Газа в 2015 году. Район был сильно поврежден во время атак израильской армии. Кроме этого граффити современный художник оставил и несколько других неподалеку. Бэнкси говорит, что этой серией своих работ он хотел повысить осведомленность об разрушительных последствиях войны в регионе: «Сектор Газа часто называют “крупнейшей в мире тюрьмой под открытым небом”, потому что никто не может сюда прийти или выйти. Но это сравнение несправедливо по отношению к тюрьмам – в них не отключают электричество и не блокируют доступ к питьевой воде практически каждый день». Когда художника спросили, почему он решил изобразить здесь именно белого котенка, Бэнкси ответил, что он хотел подчеркнуть ужасающие разрушения региона, публикуя фотографии на своем сайте, но люди в интернете больше любят разглядывать картинки с симпатичными котиками.

«Голубь мира»

1/2

«Голубь мира» – это политическое высказывание художника, осуждающее тех, кто является частью палестино-иранского конфликта. Бетонная стена, на которой в 2005 году этот белый символ примирения расправил крылья, отделяет две страны друг от друга. В клюве у голубя – оливковая ветвь, традиционная для изображения посланника, возвещающего об умиротворении и спокойной жизни. Но на голубе – пуленепробиваемый жилет, а на грудь его нацелена красная мишень. Какую мысль несет этот арт-объект? На самом деле, простую, но очень важную: мир возможен только в том случае, когда обе стороны конфликта захотят этого.

«Извините! Образ жизни, который вы заказали, сейчас отсутствует на складе»

Бэнкси всегда указывает на болевые точки, даже когда это касается проблем в его родной стране. В 2011 году в Лондоне появилась надпись его авторства  «Извините! Образ жизни, который вы заказали, сейчас отсутствует на складе». Это граффити расположилось на стене одного из домов в деловом районе города. Такое удачное место для изображения позволяет видеть рисунок даже с большого расстояния из окон офисных зданий. Надпись – это сатира на спад в английской экономике.

«Шпионская будка»

Работа Бэнкси «Шпионская будка» появилась в апреле 2014 года на стене частного дома в Челтнеме, графство Глостершир. Граффити сразу же привлекло внимание местных жителей и толп туристов, так что этот дом стал одним из самых фотографируемых в Великобритании в 2015 году. В этой работе художник изобразил трех правительственных агентов в коричневых плащах и солнцезащитных очках, которые подслушивают разговоры из телефонной будки. Бэнкси оставил это граффити всего в нескольких милях от Центра правительственной связи (спецслужбы Великобритании, занимающейся радиоэлектронной разведкой и охраной государственных тайн). Это произведение искусства, очевидно, стало реакцией художника на откровенные заявления Сноудена о том, что спецслужбы прослушивают телефонные разговоры и читают личные переписки всех интересующих их граждан – от президентов до обыкновенных людей.

«Заметите это под ковер»

Название этой работы – английская идиома, которая означает в переносном значении «прятать что-либо, замалчивать». Это граффити впервые появилось в северо-западном районе Лондона в 2006 году. Многие решили, что это заявление художника против правительственного равнодушия к вопросам распространения СПИДа в Африке. Сам Бэнкси описывает свою работу так: «В старые времена только Папы Римские и принцы, у которых были деньги, могли заплатить за свои портреты. А это – портрет горничной Лианны, которая убирала мою комнату в мотеле Лос-Анджелеса. Она была довольно раздражительной дамой».

«Следуйте за своими мечтами – отменено»

Во время своего визита в Америку в 2010 году Бэнкси оставил это граффити на стене дома в Бостоне. На нем изображен уставший художник рядом со словами «Следуйте за своими мечтами». Однако эта фраза второстепенна на рисунке: ее перекрывает надпись «Отменено». Расположение (бедный район Бостона) придает более глубокую трактовку этому арт-объекту. Возможно, художник хотел привлечь внимание к вопросу социального неравенства. Но есть и более общее толкование рисунка: проснитесь и посмотрите на тот мир, в котором вы живете, а затем приложите усилия, чтобы изменить его.

«Распродажа заканчивается сегодня»

Графические работы Бэнкси, вдохновленные уличным искусством, часто касаются проблем общества потребления. Со свойственной ему ироничностью, художник изобразил женские фигуры, склонившиеся в молитвенных позах перед знаком «Распродажа заканчивается сегодня». Эта работа – зеркало современного общества, которое с почти религиозным пылом относится к потребительским товарам. Картина была продана в 2006 году на аукционе в Лос-Анджелесе.

«Тюремное заключение художника»

«Тюремное заключение художника» – протест Бэнкси против ареста турецкой художницы Зехры Доган. В 2017 году ее приговорили почти к трем годам лишения свободы за картину, на которой она изобразила разрушенный турецкими властями город Нусайбин. Большая часть граффити Бэнкси состоит из черных линий, соответствующих количеству дней, которые художница провела за решеткой. «Мне ее очень жаль. Я рисовал вещи, которые гораздо больше заслуживали тюремного заключения», - сказал Бэнкси.

«Девочка с воздушным шаром»

Конечно же, нельзя обойти вниманием и эту легендарную работу Бэнкси. Она стала одной из самых знаменитых его картин, а после перформанса на аукционе Sothebyʼs о ней говорят даже те, кто по каким-либо причинам раньше не видел этого изображения. Впервые Бэнкси создал «Девочку с воздушным шаром» в 2002 году в Лондоне. Рисунок художник дополнил надписью «Надежда всегда жива». Впоследствии это изображение было растиражировано. Однако до сих пор критики и зрители не пришли к единому мнению по поводу значения картины. На рисунке девочка стоит с вытянутой вперед рукой по направлению к красному воздушному шарику в форме сердца. Лицо ее не выражает экспрессивных эмоций, она спокойна. И все же не понятно, она тянется за шариком, чтобы его поймать или наоборот – отпустить. Некоторые считают, что Бэнкси хотел сказать, что в современном мире дети слишком рано прощаются с детством. Но сам художник позже прокомментировал свое произведение искусства такой фразой: «Когда придёт время — уходите, просто уходите спокойно и не поднимайте шум».

Фото: Getty Images, Instagram, http://banksy.co.uk/out.asp

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2018
Street de luxe