3 современных художника, которые скрывают свои настоящие имена

Почему некоторые деятели искусства предпочитают скрывать свою личность за псевдонимами? Причин тому может быть множество – социальные мотивы, политические взгляды, творческая позиция или даже происхождение. Так, например, в XIX веке, когда писательское ремесло считалось прерогативой мужчин, некоторые талантливые женщины-писательницы публиковались под мужскими псевдонимами. Самый яркий тому пример – француженка Амандина Аврора Люсиль Дюпен, которая была известна в литературных кругах под именем Жорж Санд.

Музыканты также иногда играют со своими поклонниками, сохраняя интригу собственной личности. Музыкальный проект Enigma, появившийся во второй половине прошлого века, был окутан завесой тайны –  его участники никогда не давали интервью, не выступали на фестивалях. И это был удачный продюсерский ход, который как нельзя лучше дополнял мистическую атмосферу, которой пронизаны все композиции Enigma.

3 современных художника, которые скрывают свои настоящие имена
Жорж Санд
3 современных художника, которые скрывают свои настоящие имена
Buckethead

Другой исполнитель, решивший скрыть собственную личность за псевдонимом, сделал это во имя эксцентричного сценического образа. Гитарист-виртуоз Buckethead всегда выступает в белой маске и с ведром KFC на голове. Несмотря на такой яркий и странный имидж, его музыкальный талант невозможно оспорить. Он выпустил более 100 альбомов в самых разных жанрах, сотрудничал с Guns N’ Roses, Сержем Танкяном и Вигго Мортенсеном. Оззи Осборн даже позвал его в свою группу – впрочем, отказ одиночки Buckethead никого не удивил.

Известный живописец эпохи Испанского Ренессанса Доменикос Теотокопулос – более известный под именем Эль Греко – был уникальным творцом своего времени. Его прозвище отражает не только этническую принадлежность мастера, но и манеру его живописи, приближенную к византийской. В XXI веке также есть несколько интересных художников, которые работают под псевдонимами. Познакомимся с ними поближе.

Нино Дуччо

Все, что о нем известно – он европейский бизнесмен и коллекционер с художественным прошлым. Его псевдоним связан с именем величайшего мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсеньи. Таким образом современный художник решил отдать дань уникальному периоду итальянского Возрождения, характеризующемуся расцветом всех видов искусств. Нино Дуччо обладает собственным стилем – он искусно интерпретирует на свой манер весь мировой опыт изобразительного искусства.

3 современных художника, которые скрывают свои настоящие имена
«Туйон», холст, масло, 2018 год

Его работы не привязаны к социальному контексту, они транслируют импульс, настроение или состояние, понятные каждому человеку. При одном взгляде на его картины в сознании возникает поток ассоциаций. Две работы Нино Дуччо  особенно выделяются – а именно картины, названные «17.19.21.R» и «17.19.21.W». Их основой послужили два холста XIX века, на которых время оставило свои следы. Художник лишь внес несколько своих ярких штрихов, которые преобразили и оживили старинные полотна.

3 современных художника, которые скрывают свои настоящие имена
«17.19.21.R», холст, время, масло, 2018 год

Совсем скоро работы Нино Дуччо можно будет увидеть в Москве. 15 мая в VS unio art gallery состоится открытие выставки «Nino Duccio. Живопись инкогнито», которая позволит гостям окунуться в мир картин этого удивительного современного художника. Изысканным дополнением атмосферы вечера открытия выставки станут напитки от SimpleWine, а также итальянская вода San Benedetto от SimpleWaters. С 16 мая двери выставки будут открыты для всех.

Бэнкси

Его имя известно практически каждому человеку, который интересуется современным искусством. Стрит-арт художник Бэнкси  предпочитает не раскрывать свою настоящую личность широкой общественности, но его работы говорят сами за себя. Они носят остросоциальный характер – в них художник изобличает пороки общества потребления, привлекает внимание к проблемам коррупции, мировых войн и глобального потепления. Однажды Бэнкси сказал: «Если вы хотите что-то сказать, чтобы люди вас услышали, вам нужно быть в маске».

1/5
Здесь и дальше – работы Бэнкси разных лет

Он также иногда устраивает провокационные перфомансы – развешивает свои работы на исторических выставках или даже публично уничтожает их, после того как они уходят с молотка за миллион фунтов стерлингов. Так что анонимность, возможно, еще и помогает свободному художнику избежать преследования со стороны закона.

Видео, в котором объясняется, как был подготовлен перфоманс с уничтожением картины «Девочка с шаром» на Sotheby's:

Впрочем, можно ли привлекать к ответственности деятелей искусства за их художественные высказывания? Вопрос остается открытым (читайте также: «Кто такой Бэнкси: художник, “качественный вандал” и провокатор»).

JR

Этот французский художник и фотограф согласился раскрыть миру только свои инициалы. Он начал рисовать граффити, будучи подростком и не имея цели изменить мир. Однако с течением времени JR изменил свое мнение об этом уличном направлении искусства. Он отправился в путешествие по Европе, познакомился с людьми, которые занимались граффити, и осознал, что самой большой галереей в мире могут стать именно улицы. Это искусство, которое доступно каждому. Искусство, которое говорит с современниками на одном языке. Искусство, которое невозможно проигнорировать.

3 современных художника, которые скрывают свои настоящие имена
Арт-объект, созданный JR в Южной Калифорнии недалеко от Американо-мексиканского барьера, 2017 год

В 2000-х годах JR создал проект под названием Portraits of a Generation (Портреты поколения). Его героями стали самые разные люди, которые обитали в окрестностях столицы Франции (в основном это были рабочие пригородных строек). JR разместил их портреты на стенах Парижа, поставив под сомнение тот медийный образ среднестатистического жителя страны, который транслируют СМИ.

1/5
Здесь и дальше – проект Portraits of a Generation

Другой громкий проект JR носил название Face 2 Face (Лицом к лицу) и был создан в тандеме с кинопродюсером  Марко Берреби. Его темой стал израильско-палестинский конфликт. Чтобы продемонстрировать, что любая война – это прежде всего люди, которые в ней участвуют и погибают (а в данном случае, эти люди еще и являются соседями) – JR решил выставить огромные фотографии израильтян и палестинцев лицом к лицу в восьми палестинских и израильских городах и по обе стороны Израильского разделительного барьера. Эти портреты вовсе не официальные, герои проекта сфотографированы с необычных ракурсов, и иногда эти кадры выглядят очень забавно. 

1/2
Здесь и дальше – проект Face 2 Face

Эта непринужденность объединяет все фотографии цикла. Увидеть в своих враждебно-настроенных соседях обыкновенных живых людей – не это ли важно, чтобы пересмотреть отношение к вооруженному конфликту?

Фото: архивы пресс-служб, www.jr-art.net, Getty Images, banksy.co.uk/out.asp