Наталья Григорьева: «В любви мы на разных планетах, но в остальном равны»

[Стиль жизни] [От первого лица]
1778
О великих женщинах-фотографах и о том, как важно на пути к успеху сесть в правильный лифт, ─ специально для Marie Claire рассказывает главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская
Наталья Григорьева-Литвинская, главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер

Недавно мне попалось на глаза известное эссе Линды Нохлин. В 1971-м, в разгар второй волны феминизма, оно было разобрано на цитаты. Американский историк искусства отвечает на вопрос «Почему не было великих художниц?» – рассуждая о предрассудках и ограничениях, наложенных на женщин в арт-сообществе. Споры ведутся до сих пор: что мешает женщинам быть великими художницами, фотографами, да и в принципе первыми, например, в списке Forbes? Лично я не вижу разницы в движении по лестнице успеха для мужчин и женщин. В любви мы на разных планетах­, но в остальном равны.

«Загадочная Мэри Поппинс» оказалась чуть ли не второй Анри-Картье Брессон или Андре Кертес

Рут Оркин "Джинкс в лётных очках", 1951 год

Я училась в серьезном техническом вузе – в МАИ, где была единственной девушкой в группе. Поступила экстерном и прошла вне конкурса. А потом, спустя много лет, пришла в арт-бизнес. Никто не мешал мне делать ни первое, ни второе, но мной двигала невероятная внутренняя потребность. Такая потребность, которая была, наверное, и у Маргарет Бурк-Уайт, первой женщины-корреспондента Life, – она взяла камеру и наравне с мужчинами в 1941-м отправилась на фронт. А Ева Арнольд так снимала знаменитостей – Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди и королеву Елизавету, – что стала первой женщиной, заключившей контракт с легендарным Magnum Photos. Вивьен Майер всю жизнь работала няней и снимала людей на улицах – а потом выяснилось, что «загадочная Мэри Поппинс» чуть ли не второй Анри-Картье Брессон или Андре Кертес.

Рут Оркин "Американка в Италии", 1951 год

Убеждена: творчество, если оно внутри, все равно проявится - не в 20 лет, так в 50!

Более ста тысяч негативов, о которых при ее жизни (она умерла в 2009-м) никто не подозревал, случайно обнаружил риелтор Джон Малуф, заработавший на них серьезные деньги. Амбиции же Вивьен заключались в том, чтобы создать кадр из жизни – который хотелось бы получить. В этом был ее драйв. Конечно, искусство всегда требует больших энергозатрат. При этом успешной женщине важно реализовать себя в роли и жены, и матери, и дочери, любить и быть любимой... Поэтому, когда она находит в себе силы, чтобы созидать еще что-то – за счет своей внутренней потребности, – это удивительное явление.

Венди Пэтон "Губы", 2012 год

Убеждена: творчество, если оно внутри, все равно проявится – не в 20 лет, так в 50! Главное, не бояться познакомиться с собой. Если вы сами по себе индивидуальны, ваше исполнение безупречно (в жанре, в котором вы работаете), а идеи оригинальны и социально актуальны – этого достаточно, чтобы быть замеченной. Потом уже рынок, как лифт, начинает вас двигать. Быть успешной с коммерческой точки зрения – сесть в правильный лифт. Для этого нужно понимать, с кем вам по пути и насколько эффектно та или иная галерея сможет вас представить. Большая редкость, когда творческим людям удается правильно это оценить, поэтому важно найти хорошего агента и продолжать работать и развиваться даже после оглушительного успеха.

В случае с фотографическим искусством – соблюдать тиражи, сроки и договоренности со своим галеристом. Иметь безупречную репутацию. И тогда вы оказываетесь на лучших мировых площадках, среди таких «монстров», как Джефф Кунс или Синди Шерман. Вас узнают по имени, и самый идеальный вариант – видят ваши фотографии и точно знают, чья именно это работа.  

Фото: Архив пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйИюль 2018
Summer Night