Наталья Григорьева: «Можно ли определить по снимку, что фотограф был влюблен в модель?»
Наталья Григорьева-Литвинская

Весна для меня – это всегда ожидание нового­, позитивного. Ловим ли мы первые теплые лучи или они ловят нас – до сих пор не знаю точного ответа. Но могу сказать определенно: я большой оптимист и генератор желаний, поэтому живу на одной волне с весной уже многие годы.

Меня иногда спрашивают, можно ли определить по снимку, что фотограф был влюблен в модель? Про фотографа не возьмусь утверждать, но вот по взгляду того, кто смотрит на вас с фотографии, прочитать можно многое. Иногда даже грустно осознавать, что этот взгляд обращен не к вам. Неважно, сколько вам лет и где вы живете, влюбленность всегда ходит рядом, тем более рядом с искусством. В мире фотографии таких сюжетов довольно много.

К примеру, поцелуй – он во все времена привлекал человека с камерой.

Самый прекрасный в мире фотографии – это, конечно, «Поцелуй у Отель-де-Виль» – изображение пары, целующейся на фоне парижской ратуши, выполненное Робером Дуано, до сих пор лидирует на аукционах. Не менее знаменит «Поцелуй» на Таймс-сквер авторства Альфреда Эйзенштадта – 14 августа 1945 года, в день объявления о победе над Японией, юную медсестру восторженно целует неизвестный моряк. Автор оказался рядом и запечатлел мгновение. Сегодня по этим кадрам изучают историю и развитие фотографии. 

Наталья Григорьева: «Можно ли определить по снимку, что фотограф был влюблен в модель?»
Альфред Эйзенштадт, "Поцелуй", 1945 год

Но в жизни каждого есть свои снимки и свои моменты, которые восстанавливают и наполняют радостью воспоминаний. Я очень люблю «На пляже в Баку» советского классика Бориса­ Игнатовича. Борис Всеволодович снял двух незнакомых друг другу людей, просто придумал кадр и убедил их сесть рядом – а сколько романтики в этом моменте!

«Американка в Италии» Рут Оркин – еще один шедевр, который продолжает заряжать нас весенним настроением и желанием приключений. На нем изображена идущая по улице 23-летняя американка Нинель Крэг и минимум пятнадцать мужчин, желающих подсказать ей верную дорогу.

Нежностью и теплом буквально пронизана работа Владимира Лагранжа «Свидание на набережной Москва-реки».

В моей коллекции особенное место занимает фотография 1959 года «Нью-Йорк, Нью-Йорк», выполненная Норманом Паркинсоном, – абсолютно счастливые мужчина и женщина, взявшись за руки, бегут по East River Drive. Этот снимок по-прежнему несет романтику и солнце Манхэттена, с которым меня связывают очень теплые отношения.

Наталья Григорьева: «Можно ли определить по снимку, что фотограф был влюблен в модель?»
Владимир Лагранж, "Свидание на набережной Москва-реки", 1962 год

Период жизни меняется, вас уже окружают другие люди, вы бежите к другим целям, многого не замечаете и про что-то забываете, но фотографии всегда выручают и приносят весенние лучи в ваше сердце, делая его светлее.

До середины мая у нас в Центре идет выставка «За кулисами» Дугласа Киркланда, и там эндорфинов хоть отбавляй – Голливуд производит их в огромном количестве, и по числу поцелуев в залах Центра фотографии это безусловный лидер.

Фото: Getty Images, личный архив