Мария Сёмушкина о пятнадцатилетии фестиваля УСАДЬБА JAZZ

[Стиль жизни] [Афиша][Интервью]
Основатель и президент фестиваля Мария Сёмушкина о том, как 15 лет успешно делать большой международный музыкальный фестиваль для красивых людей.
Мария Сёмушкина, Усадьба Jazz в Архангельском (2017 г.)

Мария, стал ли для вас особым этот фестиваль?

Если оставить магию чисел, то каждый фестиваль – это особый и неповторимый опыт. Но в этом году у Усадьбы Jazz юбилей, поэтому мы постарались выложиться на 150% и сделать программу максимально разнообразной и интересной.

Что ждет гостей фестиваля в этом году? Готовите ли вы особые сюрпризы?

В Москве фестиваль вновь будет проходить в течение уикенда, это будет 2 дня – а значит, в два раза больше отличной музыки и развлечений. Наша музыкальная программа представит весь срез современного джаза. Это и группа Принса The New Power Generation, которая замечательно исполняет его великие хиты – Purple Rain, Kiss и другие; и Елка, которая готовит программу под формат нашего фестиваля – то есть, хорошо известные хиты прозвучат в новом звуке; и совсем молодой артист, которого превозносят джазовые мэтры Джейкоб Кольер, настоящий человек-оркестр и музыкант будущего; и самый известный российский джазмен Игорь Бутман со своим квинтетом. Не смогли обойтись и без любимого  нашей публикой камерунского басиста Ришара Бона, которого наше агентство ArtMania открыло для российского слушателя около 10 лет назад. И еще множество артистов со всего света - Австралия, Израиль, США, Куба.

Всего 6 сцен и 500 музыкантов из 20 стран!

Как удается оставаться востребованным на протяжении 15-ти лет?

Необходимо постоянно экспериментировать, любить свое дело и гореть им. Но главное – создать такое пространство, которое объединяло бы самых разных людей, куда им хотелось бы возвращаться каждый год. И мне кажется, что нам это удалось: ведь те, кто ходили на первые фестивали Усадьба Jazz, сейчас приходят уже со своими детьми.

Как фестиваль поменялся за это время?

Он очень вырос и даже разросся – как в профессиональном плане, так и в географическом. Это бренд, который знают в Европе, Соединенных Штатах. Наша концепция, – музыкальный фестиваль в окружении изысканной архитектуры, – оказалась уникальной и востребованной. Я общалась со многими зарубежными коллегами, и все они говорили, что в мире такого больше нет. Мы одними из первых стали устраивать на фестивале маркет, фуд-корт, уделять особое внимание детским развлечениям. Сейчас Усадьба Jazz – это едва ли не единственный фестиваль для всей семьи. А все потому, что мне как маме в свое время очень не хватало мероприятий, где было бы интересно и весело как маленьким, так и взрослым. Так что я делала Усадьбу Jazz как для себя – а когда делаешь что-то как для себя, редко получается плохо.

Юсуф Латиф, сцена "Аристократ" Усадьба Jazz в Архангельском (2008 г.)

Что для вас самое сложное в работе?

Работать в нише, которую мы выбрали в нашей стране,  в принципе сложно. И потому, что уровень массового вкуса, к сожалению, до сих пор, заставляет желать лучшего. И потому, что у людей банально меньше денег, чем в Европе и Штатах – и это неминуемо сказывается на концертной жизни. Тут уж ничего не попишешь. Но я научилась относиться к этому всему философски. Как говорил Вольтер,  “Надо возделывать свой сад”  и не ждать плодов слишком скоро. Во многом мы работаем на будущее. Это касается, например, нашего музыкального конкурса, который мы каждый год проводим на горных курортах близ Сочи. Там мы находим совсем молодых артистов, из которых в будущем вырастут хедлайнеры Усадьбы Jazz. И то, что фестиваль проходит уже в 4 крупных городах, а, кроме Москвы,  это Петербург, Воронеж, Екатеринбург, – а в этих городах он востребован и любим, это уже здорово. И мы не планируем останавливаться.

А что дает силы двигаться дальше?

Энергия, которую я получаю от наших посетителей в каждом городе. Для меня Усадьба Jazz – это во многом история про обмен творческой энергией. Сначала ты очень много вкладываешь – порой до такой степени, что хочется все это взять и бросить. Но потом получаешь – в сто раз больше. 

Салют над Архангельским, Усадьба Jazz, (2017 г.)

Деньги и амбиции значат куда меньше, чем эмоции, которые чувствуешь, когда на сцене “Партер” отыграл последний музыкант, и над Архангельским начинается салют.

Наверняка по долгу службы вы общаетесь со звездами мирового уровня. Общение с кем из звезд вам особенно запомнилось и почему?

Мне запомнилось общение с великим, уже ушедшим от нас музыкантом Юсефом Латифом, легендарным флейтистом и саксофонистом, одним из столпов джаза – он играл с Чарли Мингусом, оркестром Диззи Гиллеспи, и многими другими великими музыкантами. Дело было даже не в том, что он говорил, а в сильной ауре, которая от него исходила – такая спокойная, но одновременно очень мощная энергетика. Есть такое общение, которое обходит без чрезмерного обмена информацией, слов. Это был тот случай.

В этом году в программе много новых имен. Как вы лично расширяете свой музыкальный кругозор? Как обычному человеку оставаться в тренде, на волне музыкальной культуры?

Я в этом плане счастливый человек, потому что могу заниматься этим много времени. Во-первых, я слушаю то, что советуют мои коллеги по ArtMania и друзья-музыканты. Во-вторых, я часто езжу на музыкальные фестивали в разные страны мира: на North Sea Jazz в Нидерланды, Visa For Music в Марокко, джазовый фестиваль в Montreux и другие. Но даже если у вас нет возможности путешествовать, оставаться в тренде сейчас довольно просто: есть Интернет. И мы рады, что обзавелись дружбой с Мегафон, которая будет вести из своей суперсовременной студии прямые включения с фестиваля.

Следите за тем, о чем пишет портал Pitchfork, слушайте программу Worldwide Джайлса Питерсона на радио BBC6, подпишитесь на канал NPR music в YouYube – все это сейчас доступно. О хорошей музыке мы также говорим в моей программе «Квартирник у Семушкиной» на радио Культура 91,6 FM.

15 лет – это возраст сформировавшейся личности. Какой Вы были в 15 лет?

В 15 лет  я была достаточно самостоятельной. У меня за плечами уже был опыт первой пресс-конференции в качестве пресс-атташе, большого количества интервью на всесоюзной радиостанции, несколько репортажей в детских новостях на телеканале РТР. Я собиралась продолжить семейную журналистскую династию. Россия переживала демократические реформы. Мы с родителями жили около Белого дома и были свидетелями первого путча в 1991 году. Потом последовал отъезд в Будапешт - мои родители основали там корпункт российского телевидения. Мне было непросто. Из такой бесшабашной Москвы, где у меня было были любимые  тусовочные места и масса интересных друзей, переехать в тихий, умиротворенный Будапешт. Я испытала в свои 15 лет настоящее чувство Ностальгии по Родине. Я оставила друзей, а поддерживать связь было совсем не так просто, как сейчас. Но я благодарна этому возрасту, этому времени, ведь оно подарило мне потом немало чудес.

Без чего совершенно точно не стоит ехать на фестиваль в том году?

Без красивой и комфортной обуви, как, например, у нашего партнера Geox, ведь на фестивале будет несколько сцен с музыкой, пространство АРТ-Свобода с перформансами и настоящими театральными представлениями, а также модный маркет, вкусный фуд-корт, зона Усадьба Jazz Kids для маленьких гостей – так что придется буквально летать между площадками.

И, конечно, никак нельзя без хорошего настроения, желания воспринимать новую музыку и общаться с творческими и яркими людьми!

Фото: архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйАвгуст 2018
Ciao