Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Татьяна Бродач (tatianabrodatch.com) живет между Москвой и Миланом. Когда-то училась в Политехническом университете Милана по специальности «архитектура», теперь – в Академии изящных искусств Брера на отделении скульптуры. Она успешно работала архитектором, строила дома, занималась дизайном интерьеров. Но три года назад начала лепить из пластилина миниатюрные обнаженные фигуры. Некоторые из них вскоре ожили в коротеньких эротических видео. Татьяна работает с испанским пластилином Jovi, как это делают и в легендарной студии Pilot, где она консультировалась по поводу мультипликации. Ее необычное искусство довольно быстро заметили и оценили. За прошедшее время у Татьяны прошло несколько персональных выставок в Милане, Киеве, на Ибице и в Москве. Сейчас она готовит новую композицию «Пляж», в которой будет много легкомысленных сюжетов. «Не люблю называть свои работы эротическими, потому что для меня не это главное, – признается Татьяна. – Хотя, наверное, это уместное слово для обозначения жанра, в котором я работаю».

О скульптуре

Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Еще несколько лет назад я представить не могла, что займусь фигуративной скульптурой. Не думала об этом совсем. Но вот однажды с подругой обсуждали фильмы, представленные на одном фестивале в Москве, и шутки ради решили сами снять что-то веселое, эротическое, развлекательное и, может быть, тоже отправить работу на какой-нибудь фестиваль второго ряда. За пару часов перебрали разные варианты – возникла эта мысль про пластилин. «Из пластилина будет смешно», – подумали мы. Но смешно как-то почти сразу не получилось – пластилиновые фигурки были похожи на меня: плечи у них опустились, грудь сдулась. Появились другие герои, немножко грустные, немножко одинокие... История вырисовывалась про одиночество, про любовь, про нежность.

Об Италии и эротизме

Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»
Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Русская культура – вербальная, это литература, поэзия, философия, театр. Я же стопроцентный визуал, люблю глазами. Мне хорошо там, где красиво – в Италии, конечно. Милан – прекрасный город, здесь высочайшая концентрация творческой энергии. Он живет дизайном, архитектурой, модой. Когда я приехала сюда 18 лет назад, то сразу почувствовала себя как дома. И хотя это не Мекка современного искусства, как Лондон или Нью-Йорк, мне очень нравится жить и работать здесь.

Итальянцы очень восприимчивы к чувственным удовольствиям. Их главные приоритеты – еда и любовь. Я полностью эти приоритеты разделяю. Но, что касается отклика и реакции, мне часто кажется, что с моим совершенно свободным отношением к откровенной эротичности нужно двигаться, скорее, на север, в англосаксонскую протестантскую среду, или даже в Азию, где прямо обнаженное тело показывать не принято. 

О селфи

Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Однажды в Сети я обратилась к женской аудитории – мне захотелось лепить людей, которых я знаю, – и попросила присылать свои обнаженные портреты. Откликнулись многие, знакомые и незнакомые. В основном это были девушки примерно моего возраста, то есть за 35 лет. В это время у женщин наступает пик сексуальности. Они чувствуют, что заслуживают внимания, у них исчезают ненужные барьеры. Все оказалось значительно интереснее, чем я ожидала. Они позировали очень спокойно, открыто и с удовольствием. Иногда я просила присылать дополнительные ракурсы. Было очень приятно, что мне доверяют, и еще я поняла, что на этом этапе женщины наконец принимают себя, принимают свое тело, понимают, что пора полюбить его таким, какое оно есть. Долгое время я лепила по этим фотографиям. В результате появилась целая серия под назва­нием «Селфи».

О скорости

Когда появилась возможность лепить с натуры, мне показалось, что я из плоскости перешла в объем, в настоящий 3D. Натура учит работать быстрее и точнее. А мне как раз нужно работать быстро. Слепить, снять серию фото или видео, выложить где-то и получить реакцию. Быстрый отклик для меня очень важен.

В архитектуре мне не хватало скорости, экспрессии. Там любой процесс длится годами. И главное, языком архитектуры не поговоришь о чувствах.

О силе любви

Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Про что я леплю? Про любовь, точнее – про животворящую силу, которую любовь несет в своем физическом проявлении. И неважно, материнская это любовь или сексуальные отношения между взрослыми людьми. Когда ребенок рождается, мать не только обеспечивает его жизнь своим молоком, но и обнимает, целует, создавая иммунитет и защитное поле вокруг него. Потребность в ощущении, которое дает эта любовь в детстве, не проходит. Всем нам по-прежнему хочется прижаться к груди, быть обласканными, чувствовать прикосновения к своему телу. Нам важно, чтобы нас любили – и секс, наверное, все-таки самый выразительный способ.

О провокации

Искусство – это часто провокация, выход за рамки. Мне кажется, если я и провоцирую, то только своим свободным отношением к эротизму, обнаженному телу. Мало кто говорит об этом в такой тональности. Ну и, наверное, все-таки форма, в которой я работаю, довольно экзотическая. Поэтому запоминается и вызывает интерес.

У меня есть достаточно откровенные работы, которые нельзя опубликовать в обычных соцсетях. Как я уже говорила, мне важно получать обратную связь от зрителей, но, разумеется, у меня нет задачи кого-то шокировать. Одну свою работу я выложила на YouPorn. Это такой маленький ролик, довольно откровенный, эротический, хотя на самом деле, конечно, он о любви. Были тысячи просмотров и только один комментарий «what the fuck?».

О нудистском пляже

Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Сейчас я делаю новую серию – «Пляж» (частично нудистский). Это инсталляция из 30–35 фигур, плюс фото и видео, рассказывающие о персонажах. Кто-то спит, кто-то мечтает, кто-то возбужден, кто-то целуется, кто-то к кому-то прикасается. Не слишком откровенные сцены. Я слегка вуайеристка, но я подглядываю за своими персонажами с любовью, как будто фотографирую их исподтишка.

О красоте

Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»
Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Мне нравится человеческая природа, я люблю сложность и глубину. Мне нравятся тела взрослых людей – они интереснее, в них больше информации, опыта. В самом-самом начале я замечала, что, если лепила молодую упругую грудь, она была почти что условной, но стоило ее слегка утяжелить, «опустить» под силой гравитации, она становилась настоящей и волновала, возбуждала. Потому что мы верим в настоящее!

Конечно, я вовсе не демократична – у меня есть собственный жесткий кодекс красоты: люблю, например, тонкие кости; худое тело или не очень – неважно, но в нем должна быть драматургия. Однажды в Брере мне достался красавец натурщик – прекрасный, как римский воин, большой, крепкий. Но лепить его было скучно – он был слишком красив и в нем не было драмы.

О тактильности

Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Руки – мой главный инструмент. Я, как итальянцы, много жестикулирую, люблю прикосновения – так, через руки, я передаю то, что не могу выразить словами, и даже больше. Перед тем как начать лепить из пластилина, я даже собиралась пойти учиться делать массаж. Мне иногда кажется, что, когда я леплю, все мое внимание, концентрация, как в шавасане, перемещается в руки и через них мои чувства перетекают в пластилин.

О кино

Мне довелось поработать в кино: моя сестра – режиссер Елена Бродач – сняла историю про художницу, которая лепит из пластилина и, кажется, несколько легкомысленно относится к своим возлюбленным: используя их в качестве моделей, теряет к ним интерес. Я лишь отчасти прототип этой истории. Скульптуры в фильме – мои. Фильм попал в конкурсную программу фестиваля в Торонто, участвовал в «Кинотавре» и получил множество призов на международных фестивалях.

О моде

Татьяна Бродач: «Не люблю называть свои работы эротическими»

Милан живет модой, это градообразующая отрасль промышленности. Я часто встречаю на улицах Джорджио Армани (у него дом рядом с Брерой), семью Миссони (они живут недалеко от меня) и многих других известных дизайнеров. Миланцы, на мой взгляд, самые элегантные люди в мире. Потому что это город, в котором хочется красиво одеваться­ и прекрасно выглядеть. В Академии есть факультет фэшн-дизайна, и я хожу на лекции по коммуникации в моде. Часто поздно вечером, когда уже никого нет, иду в квартал моды, чтобы посмотреть, вдохновиться, набраться смелости и вернуться к своей работе. Я дружу с украинским дизайнером Лилей Литковской, мы делали совместные проекты. Было очень интересно, надеюсь, появится еще возможность поработать с ней и в моде в широком смысле.

Фото: Federico Laddaga