Забота об экологии или маркетинг: что скрывают эко-товары

Спрос на экологичность растет, привлекая интерес маркетологов. Если раньше за натуральными продуктами нужно было идти в специализированные магазины, то сейчас маркировками ECO, BIO, Natural пестрят полки всех супермаркетов. Отсутствие системы и здравого смысла в экологическом позиционировании приводит нас к замешательству и недоверию.

Гринвошинг — маркетинг против экологичности

Страсть к натуральному пришла к нам с Запада, где борьба за экологию началась еще в 70-х. За несколько десятилетий во всех развитых странах появились сертификаты, подтверждающие соответствие товаров жестким критериям, установленным мировым сообществом. Например, к таким критериям относятся отсутствие синтетических удобрений и ГМО, запрет на использование гормонов и антибиотиков.

В России для покупателей все не так просто, у нас до сих пор нет обязательной сертификации продукции. Поэтому, когда мы совершаем покупку товаров отечественного производства, никто нам не гарантирует экологического качества продукта.

Популярность экопродукции и отсутствие закона, запрещающего ту или иную маркировку, привели к повсеместному гринвошингу — безосновательному позиционированию товаров или услуг как экологически безопасных и натуральных.

Забота об экологии или маркетинг: что скрывают эко-товары

Признаки гринвошинга:

  • Бренд прикрывается никем не одобренными сертификатами, разработанными под собственные нормативы и стандарты. Или размещает на упаковках эко-маркировки, которые не подкреплены сертификатами.
  • В позиционировании товара или услуги используют утверждения, которые невозможно проверить, а также злоупотребляют слишком общими утверждениями, например, «100% натуральный».
  • Маркетологи тщательно скрывают недостатки продукта, слишком настойчиво обращая внимание на натуральность и экологичность.
  • Используются фразы, что товар не содержит вредных веществ, которые по умолчанию запрещены. 
  • Компании активно выступают за очищение планеты от мусора, организуют пункты приема, но при этом не имеют необходимых технологий переработки.  Все собранные вещи и упаковку они сжигают или отвозят на свалку.

Ситуация в России, возможно, начнет меняться с момента вступления в силу нового закона «Об органической продукции» — 1 января 2020 года. Согласно закону, отечественная продукция, при создании которой не использовались пестициды, антибиотики, усилители вкуса и другие добавки, будет продаваться под маркой «Зеленый стандарт».

Но пока обязательной сертификации у нас в стране не существует, мы можем научиться разбираться в маркировках и самостоятельно выбирать товары, которые стоят нашего внимания.

Eco, Bio, Organic — в чем разница?

Огромный выбор надписей, кричащих о натуральности, больше путает, чем помогает при покупке. Важно понимать, что все они говорят о разных свойствах, и не все одинаково полезны.

Eco можно увидеть на упаковках товаров разных категорий: продуктах питания, косметике, бумаге, бытовой химии и любой другой вещи, без ограничений. Eco применяется даже к услугам. Смысл маркировки в том, что при производстве товара или оказании услуги снижен риск ущерба для природы, состав продукта не вредит окружающей среде. Но обратите внимание, что такой значок не регулируются сертификатами. Также никакого законодательного подтверждения нет у маркировок Green, Eco/friendly, Natural, Фермерский.

Забота об экологии или маркетинг: что скрывают эко-товары

Bio в основном применяют к растительным товарам и продуктам животноводства. Означает такой знак то, что выращивали этих животных и растения в экологически чистой среде. При производстве Bio-косметики не предполагается загрязнений почвы или выбросов в атмосферу. По российскому государственному стандарту маркировать словом BIO можно только молочные продукты, которые содержат пробиотики.

Organic ставят на товарах, содержащих высокий процент натуральных компонентов. К тому же этот знак гарантирует безопасность для здоровья, и то, что ингредиенты выращиваются органическим образом в соответствующих условиях: отсутствие синтетических пестицидов, минеральных удобрений, генетически модифицированных растений, не содержат химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей, нитратов, регуляторов роста, гормонов, ГМО.

Vegan — нерегулируемое обозначение того, что продукт не содержит компонентов животного происхождения. К ним относятся все продукты жизнедеятельности живых существ: мясо, яйца, пчелины воск, мед, коллаген и так далее. Маркировка не означает, что товар не тестировался на животных. Для этого используют другое обозначение.

Cruelty-Free — самый гуманный знак по отношению к животным. Но и здесь могут быть подводные камни. Возможно, конечный продукт не тестировали на братьях наших меньших, но тестировали компоненты. Или проведением тестов занималась другая компания.

Биоразлагаемый пластик — к сожалению, эта надпись не гарантирует спасение планеты от пластиковых отходов. Такая упаковка просто быстрее распадается на фрагменты, которые могут пройти по всей пищевой цепочке, попадая в нашу еду. К тому же микропластику требуется намного больше времени для естественного биоразложения.

Каким маркировкам можно доверять?

Выучив маркировки, вы сможете самостоятельно выявлять сертифицированные товары, одобренные мировым сообществом. Разберем самые известные международные стандарты качества.

1/8
«Листок жизни» — единственная российская экомаркировка признанная международным сообществом.

Как выбирать эко-товары?

  • Обращайте внимание не на надписи Есо и Natural, а на маркировки, подтвержденные сертификатами.
  • Установите приложение Ecolabel Guide, которое позволяет проверить маркировку на реальность и соответствие международным стандартам.
  • Если у товара нет подтвержденной маркировки, выбирайте нишевые бренды, ориентируйтесь на местных производителей, которые производят товар небольшими партиями. Так гораздо больше шансов, что при производстве продукта использовались натуральные ингредиенты.
  • Если на упаковке есть утверждения, что товар натуральный, экологичный и безопасный — обратитесь в компанию с запросом гарантий, документов, подтверждающих данный факт.
  • Изучайте состав, обращайте внимание на пищевые добавки с индексом Е. Сохраните себе таблицу таких добавок, чтобы быстрее ориентироваться в магазине.
  • Следите за сахаром. Если на упаковке написано «ЭКО», но при этом — высокое содержание сахара, продукт вреден.
  • Срок годности поможет определить — органический продукт или нет. Натуральные продукты не могут долго храниться.
  • Отдавайте предпочтение специализированным магазинам, шанс найти в них сертифицированный товар гораздо выше.
  • Отслеживайте стоимость. В большинстве случаев цена на органические товары выше. Это объясняется дорогостоящей технологией производства и тем, что большой процент эко-продукции экспортирован из других стран.
  • Избегайте использования одноразовых товаров. Вместо пакетов с надписью «биоразлагаемый пластик» покупайте упаковку из перерабатываемого пластика, бумаги и картона, стекла. Такой материал можно сдать на мусороперерабатывающие заводы с гарантией, что им дадут вторую жизнь.
  • Не покупайте в спешке, что попадется под руку. Осознанное потребление требует времени и внимания. Определите заранее свой рацион, определите безопасные бренды, заказывайте в проверенных онлайн-магазинах.
Эксперт:
Кипарисс‌ Света‌
Кипарисс‌ Света‌

Света‌ ‌Кипарисс‌ ‌—‌ ‌блогер,‌ ‌эко-инфлюенсер,‌ ‌основательница‌ ‌магазина‌ ‌Reshop.me‌

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб