18 дерзких мыслей Оскара Уайльда

«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»,  пишет Оскар Уайльд в предисловии к своему роману. Удивительный «Портрет Дориана Грея» получил скандальную славу, вызвал резкую оценку критиков и противоречивые отзывы современников, что не помешало ему стать классикой английской художественной литературы.

О красоте и эстетике

18 дерзких мыслей Оскара Уайльда

...Я сочувствую всему, кроме людского горя. Ему я сочувствовать не могу. Оно слишком безобразно, слишком ужасно и угнетает нас. Во всеобщем сочувствии к страданиям есть нечто в высшей степени нездоровое. Сочувствовать надо красоте, ярким краскам и радостям жизни. И как можно меньше говорить о темных ее сторонах.

...Из всех художников, которых я знавал, только бездарные были обаятельными людьми. Талантливые живут своим творчеством и поэтому сами по себе совсем неинтересны. Великий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком. А второстепенные – обворожительны. Чем слабее их стихи, тем эффектнее наружность и манеры. Если человек выпустил сборник плохих сонетов, можно заранее сказать, что он совершенно неотразим. Он вносит в свою жизнь ту поэзию, которую не способен внести в свои стихи. А поэты другого рода изливают на бумаге поэзию, которую не имеют смелости внести в жизнь.

...Те, кто в прекрасном находят дурное, – люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.

...За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.

О молодости и старости

18 дерзких мыслей Оскара Уайльда

...Трагедия старости не в том, что человек старее, а том, что он душой остается молодым.

...Слабеет пульс радости, что бьется так сильно в двадцать лет, дряхлеет тело, угасают чувства. Мы превращаемся в отвратительных марионеток с неотвязными воспоминаниями о тех страстях, которых мы слишком боялись, и соблазнах, которым мы не посмели уступить.

...Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.

...Так пользуйтесь же своей молодостью, пока она не ушла. Не тратьте понапрасну золотые дни, слушая нудных святош, не пытайтесь исправлять то, что неисправимо, не отдавайте свою жизнь невеждам, пошлякам и ничтожествам, следуя ложныи идеям и нездоровым стремлениям нашей эпохи. Живите! Живите той чудесной жизнью, что скрыта в вас. Ничего не упускайте, вечно ищите все новых ощущений! Ничего не бойтесь!

О любви и верности

18 дерзких мыслей Оскара Уайльда

...Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом.

...Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.

...Всегда!.. Какое ужасное слово! Я содрогаюсь, когда слышу его. Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно.

...Поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство – лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, – это попросту доказательство бессилия…

О совести и нравственности

18 дерзких мыслей Оскара Уайльда

...У нас принято говорить о «тайных» пороках. Но тайных пороков не бывает. Они сказываются в линиях рта, в отяжелевших веках, даже в форме рук.

...В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас. Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь.

...Быть хорошим – значит, жить в согласии с самим собой.

...Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки.

...Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. «Совесть» – официальное название трусости, вот и все.

...Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам.

46-летний Оскар Уайльд умер в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Скончался писатель в дешевой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».

Фото: кадры из фильма