Блог Marie Claire разобрался в аллюзиях «Последнего восстания», «Пира Трималхиона» и Allegoria Sacra, впервые собранных под одной крышей на выставке в обновленном «Манеже». Вместе с Евгением Святским мы пересмотрели трилогию и выделили семь художественных ассоциаций, которые могут возникнуть у вас во время просмотра выставки.

«Мы считаем, что искусство не делится на обособленные, не связанные между собой периоды. Своего рода цитаты из искусства разных времен для нас важны, они являются органичной частью нашего художественного языка»

1. Теодор Жерико «Плот Медузы»

Один из самых выразительных символов крушения мира изображен в виде терпящего бедствие плота «Медузы». Воинственные подростки-андрогины, стремящиеся к самоуничтожению, в «Последним восстании» противопоставлен беспомощным героям Жерико.

Последнее восстание
Фрагмент работы "Последнее восстание" AES+F (2006).
Фото
Архивы пресс-служб
Плот Медузы
Фрагмент картины "Плот Медузы" Теодора Жерико (1819).
Фото
Архивы пресс-служб

2. Караваджо

Нежные подростки с полотен Караваджо трансформируются в «Последнем восстании» AES+F в жестоких участников компьютерных сражений, в бессмертных богов виртуальной эры.

Последнее восстание
Фрагмент работы "Последнее восстание" AES+F (2006).
Фото
Архивы пресс-служб
Иоанн Креститель Караваджо
Иоанн Креститель, Караваджо (1604).
Фото
Архивы пресс-служб

3. Портрет Наполеона

Афроамериканец из «Пира Трималхиона» держит лыжи также гордо, как Наполеон свой скипетр на полотне Энгра. Его поза властная и уверенная. Сюжет видеоинсталляции разворачивается в многозвездочном отеле all inclusive, который становится метафорой мира потребления, развлечений и культа SPA.

Пира Трималхиона
Фрагмент работа "Пир Трималхиона" AES+F (2009).
Фото
Архивы пресс-служб
Портрет Наполеона
Портрет Наполеона на императорском троне, Энгр (1806).
Фото
Архивы пресс-служб

4. Снятие Иисуса с креста

Даниля Поляков, сыгравший в «Пире Трималхиона», изображает утомленного развлечениями постояльца отеля. Его поза на тренажере, выражающая страдание, – гротескная аллюзия на классические изображения распятого Христа.

Пир Трималхиона
Фрагмент работа "Пир Трималхиона" AES+F (2009).
Фото
Архивы пресс-служб
Джованни Беллини "Распятие"
Фрагмент картины Джованни Беллини "Распятие" (1455).
Фото
Архивы пресс-служб

5. «Космическая Одиссея»

Стюардессы будущего из Allegoria Sacra в точности копируют девушек из «Космической Одиссеи» Кубрика. Действие заключительной части трилогии происходит в аэропорту. Зал ожидания символизирует чистилище, в котором души ожидают окончательное решения об их будущем пребывании – в Аду или в Раю.

Allegoria Sacra
Фрагмент работа Allegoria Sacra, AES+F (2011).
Фото
Архивы пресс-служб
Космическая Одиссея
Кадр из фильма Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая Одиссея" (1968).
Фото
Архивы пресс-служб

6. Марокканский период Делакруа

Романтическая битва в пустыне – схватка арабов с туристами, ожидающими свой рейс в аэропорту, – отсылает к работам Эжена Делакруа, среди которых «Охота на львов» и марокканские сюжеты.

Allegoria Sacra
Фрагмент работа Allegoria Sacra, AES+F (2011).
Фото
Архивы пресс-служб
Арабский наездник Делакруа
Фрагмент картины "Арабский наездник" Эжена Делакруа (1849).
Фото
Архивы пресс-служб

7. Легенды об отрубленных головах

Сцены снов из Allegoria Sacra, в которых женщины играют с отрубленными головами мужчин, восходит к библейским сюжетам о Саломеи и Юдифи, чья роковая красота погубила пророка Иоанна Крестителя и полководца Олоферна.

Allegoria Sacra
Фрагмент работа Allegoria Sacra, AES+F (2011).
Фото
Архивы пресс-служб
Саломея
Фрагмент картины Андреа Соларио "Саломея с головой святого Иоанна Крестителя" (1507).
Фото
Архивы пресс-служб

Евгений Святский, участник AES+F:

«Современная визуальная культура тесно связана с законами классического искусства. Искусство прошлого преломляется в призме новой культуры, поворачивается неожиданными гранями. Обратите внимание на кино, компьютерные игры, телерекламу и баннеры на улицах – вы увидите, что культура и искусство – это река, единый поток, в котором современное искусство и наследие старых мастеров пересекаются и взаимодействуют, иногда довольно причудливо».

Выставка продлится до 12 октября