Воспитание чувств: Роден в Москве

92
«Мыслитель», «Поцелуй», «Граждане Кале» и памятник Бальзаку расположились в усадьбе Царицыно прямо под открытым небом.

Этой осенью в Царицыно стоит ехать не только ради умиротворяющих прогулок на свежем воздухе, но и в поисках других, более интенсивных и чувственных переживаний. С сегодняшнего дня и до начала ноября на территории усадьбы и в экспозиции музея Хлебного дома выставлены 175 шедевров прославленного французского мастера Огюста Родена. Необыкновенная пластика, напряженность жеста и точность движения скульптур сгущают и словно наэлектризовывают атмосферу осеннего парка.

«Поцелуй»

Фотография Катерина Белоглазова

«Когда я смотрю на два обнявшихся тела, мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а та новая, третья субстанция, которая порождается этим взаимоотношением двоих и которая без их контакта возникнуть не может», – пишет Роден о замысле своего легендарного «Поцелуя», знаменитого символа чувственности. Сегодня скульптура существует в 300 прижизненных копиях. Известно, что всю жизнь Роден работал над одними и теми же композициями, дорабатывал их, делал новые вариации и дополнительные слепки.

«Искусство – прекрасный урок искренности»

Создание наиболее ярких произведений с эротическим сюжетом, таких как «Воскрешение Адониса», «Вечный идол», «Поцелуй», «Ирида, посланница богов» приходится в творчестве Родена на период девятилетнего романа с его ученицей и помощницей Камиллой Клодель. История их отношений имеет печальную развязку. Вскоре после разрыва с Роденом талантливая художница погрузилась в тяжелое психическое расстройство и тридцать лет провела в доме для умалишенных. Младший брат Камиллы – известный поэт и дипломат Поль Клодель впоследствии называл Огюста Родена главной причиной болезни своей сестры.

Удивительно, но вовсе не откровенный эротизм работ Родена больше века назад стал помехой для признания скульптора на парижской арт-сцене. Натуралистичное воспроизведение грубого тела, яркая выразительность, небрежная точность в изображении движения не соответствовали стандартам красоты во Франции 60–70-х годов XIX века. Академиков искусства возмущали непомерно большие руки и ноги героев Родена, их покрытые шрамами и морщинами лица, искаженные в физическом страдании тела. Противостояние Родена и критиков вылилось в крупный скандал на парижском салоне 1877 года, где Роден выставлял скульптуру обнаженного юноши «Бронзовый век». Критики обвинили Родена в том, что он выдал за скульптуру слепок с тела натурщика. В течение трех следующих лет мастер отстаивал право на собственную работу.

«Мыслитель»

Фотография Катерина Белоглазова

В залах Хлебного дома помимо небольших скульптур представлены офорты для неоконченных Роденом «Врат Ада» – монументальной семиметровой работы, основанной на образах из «Божественной комедии» Данте. Частью этого масштабного проекта стал знаковый пластический образ западной культуры – статуя «Мыслитель». Родену удалось отобразить в «Мыслителе» жизнь тела как жизнь духа. Интеллектуальные усилия, переживаемые героем, ощущаются в напряжении его тела, даже в сжатии пальцев ног. Изначально Роден хотел воплотить в «Мыслителе» фигуру самого Данте, взирающего на страдания человечества, но позднее пришел к универсальному образу творца и философа.

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, когда каждый будет находить радость в своем труде»

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйИюнь 2017
Fun & drive