«Я подумаю об этом завтра»: что такое прокрастинация и как с ней бороться

[@Work] [Карьера][Работа над собой]
3980
Рассказываем, почему мы так любим откладывать дела на потом и как разорвать порочный круг из бесконечных «завтра» и «позже», чтобы преуспеть во всех сферах жизни.

Вечер пятницы. Вся ваша семья уютно устроилась за просмотром фильма в гостиной, пока вы в другой комнате судорожно пытаетесь доделать задание, срок сдачи которого закончится всего через пару часов, и раздраженно корите себя за то, что не позаботились об этом раньше. Как так получилось? Вероятно, весь день в офисе вы общались с коллегами, проверяли почту и отвечали на сообщения в соцсетях, делали задания, которые как раз вполне можно было отложить на следующую неделю, или устраивали себе бесконечные кофе-брейки. Одним словом, вы прокрастинировали.

Модный термин «прокрастинация» означает склонность к постоянному откладыванию дел, даже важных и срочных. Откуда берется этот «зверь» и как его приручить – об этом мы поговорили с Анной Всехсвятской, экспертом по женскому тайм-менеджменту и личной эффективности, создательницей Академии «Время в порядке».

Медитируешь? Нет, прокрастинирую!

Могу сказать, что примерно 90% из тех девушек, что приходят к нам на курсы, прокрастинируют. Вычислить эту привычку просто. Если вы что-то записали в план, потом перенесли это на завтра, послезавтра и так далее – тут уже невооруженным взглядом видно, что вы просто любите все откладывать на потом. Несложно обнаружить симптомы прокрастинации и по внутренним ощущениям – появляется тянущее чувство в груди, желание закрыть глаза, забыть или спрятаться от того самого дела или задачи. При этом почти всегда начинает грызть чувство вины, и вам никак не удается забыть об отложенном. Как результат – постоянное нервное напряжение и раздражение.

Почему так происходит

Бытует мнение, что прокрастинация – это банальная лень. Я считаю, что лень – лишь прикрытие. По сути, есть всего два основных вида причин прокрастинации: одни чисто практические, другие – психологические.

Практические причины (нет навыков)

Проблема «первого шага». Например, дело или сфера, которых касается задача, новые для вас, и вы не понимаете, какой шаг сделать первым, чтобы потом не пришлось переделывать.
Отсутствие знаний. Когда вы не знаете, как это выполнить, это значит, что у вас просто не хватает текущей компетенции. Вы подошли к незнакомой сфере или вам дали задание, но не объяснили, что делать, не дали времени разобраться, что к чему.

Психологические причины

Вы не понимаете, зачем нужно выполнять что-то. Это может быть дело, навязанное кем-то или чем-то – обстоятельствами, нелюбимой работой, коллегами, родственниками, которые о чем-то просят. Такое внутреннее сопротивление может случиться из-за не естественных лично для вас ценностей – они не имеют в вас глубинного отклика, не важны для вас, и поэтому вы всячески пытаетесь это дело отодвинуть.
Страх большой нагрузки или сложностей в будущем. Представьте, вы придумали классный бизнес и тут же начинаете мысленно прикидывать, что вам нужно будет сделать. Но вот через какое-то время вас начинают посещать совсем иные мысли, вроде: «Ой, это ж мне ИП открывать – так муторно», «Ой, а я же бухгалтерию вести не умею» или «Боже, да я же понятия не имею, как продвигаться и откуда брать клиентов». В итоге вместо того, чтобы взять и сделать первый шаг, вы представили все ужасы пятидесятого и сотого шага, ужаснулись и… вообще отказались от затеи.
Перфекционизм. Когда вы хотите получить непременно идеальный результат и боитесь, что это невозможно. Иногда в таких случаях вам кажется, что лучше не делать совсем, чем выполнить дело не на высшем уровне. Засмеют, опозорюсь, лучше никак, чем кое-как – такая внутренняя атака обычно происходит внутри вас.
Еще один момент – на стыке психологической и практической причины. Когда то, что вы делаете, не ощущается частью чего-то большего. Есть разница между «Найти 5 домашних тренировок» и «Найти 5 домашних тренировок, чтобы через 3 месяца выйти красивой на пляж».

Чем опасен этот зверь

Поначалу – постоянным срывом сроков и устойчивым осознанием, что вы неудачница, раз вечно все откладываете. Затем приходит чувство вины и ощущение беспрестанной внутренней нагрузки (именно такой эффект создают незаконченные дела), многие начинают испытывать злость на себя. Горы отложенных дел, ощущение, что вы постоянно заняты рутиной и чем-то неважным. Итог всего этого – нереализованная жизнь, вечное недовольство собой и окружающими (читайте также: «Почему мы откладываем жизнь на потом и как перестать это делать»).

Так как же предотвратить все это?

Что делать: лайфхаки

Сделать первый шаг

Строительство бизнеса, борьба с лишним весом, покупка квартиры, да даже банальное написание статьи так и не начнется, пока вы не определите для себя, каков первый шаг. Как определить – вам решать. Можно спросить у гугла, найти знакомого, который уже прошел этот путь, разыскать специалиста, который может вас проконсультировать, пройти нужные курсы.

Поделите слона на части

Если вы понимаете, что дел предстоит очень много, сразу же поделите их на части. Разбейте глобальное дело на маленькие шажочки и последовательно фокусируйтесь на выполнении каждого конкретного пункта. Закройте глаза на все, что будет завтра, послезавтра, через год. Ваша задача – здесь и сейчас сделать намеченное дело.

Если «большого неподъемного слона» на кусочки разделили, а вот есть его страшно, попросите кого-то из близких или подруг поддержать вас. Часто достаточно, чтобы человек просто сидел рядом и морально вас подбадривал, отвлекал от страхов и сложностей.

Не бойтесь просить помощи

Если у вас не хватает знаний, навыков и в целом компетенции, для начала признайтесь себе в этом. Вы не обязаны знать и уметь все в этом мире. Главное, не зависайте на этом, не пытайтесь всему научиться (особенно, если в будущем не собираетесь этим пользоваться на практике). Ищите людей, которые обладают необходимым опытом, они смогут сделать часть дел для вас или задачу полностью (читайте также: «Сделай за меня: 7 принципов эффективного делегирования полномочий»). Может так статься, что то, что для вас непонятно, сложно, неинтересно или рутинно, для вашей подруги или тети – самое любимое дело на свете. Ищите варианты и возможности, как вы можете получать эту помощь. Бесплатно, бартером, за деньги?

Ритуалы, вхождение в поток, отключение внешних раздражителей

Представим, что откладываете вы не что-то глобальное, а обычную задачу – сложную, но ту, которая определенно вам по плечу. На кусочки поделили, первый шаг вроде понятен, но не идет, хоть ты тресни. Тут помогут ритуалы – включите приятную музыку, заварите вкусный чай, освободите рабочий стол, отключите все оповещения на телефоне, поставьте таймер на начало работы (например, по известному методу «помидора» – работать по циклам в 25 минут), обязательно придумайте для себя поощрение после выполнения этого дела и поехали! Большой успех начинается с таких вот маленьких дел!

Учитесь слушать себя. В каждом конкретном случае, когда хотите отложить дело, спрашивайте себя – в чем причина? И когда чертенок на левом плече просит отложить что-то важное «на завтра», можно предпринимать точечные техники. Но лучше всего – работать с причинами комплексно. Даже самые прокрастинирующие люди, не любящие планировать, могут научиться ювелирно организовывать свою жизнь и многое успевать.

Об авторе:

Анна Всехсвятская – эксперт по тайм-менеджменту, создатель Академии «Время в порядке».

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйЯнварь 2019
Art of Start