Елена Мареева: «Стилист в любом бренде подберет одежду, работающую на вас»

[@Work] [Интервью][карьера][Советы стилистов]
3077
Персональный стилист – как личный психотерапевт, вам лишь кажется, что он вам не нужен. До первого сеанса. Только перетряхивает он не душу, а ваш гардероб. И, к счастью, находит там не «скелеты», а новые «луки», заставляя вашу одежду работать на вас.

С Еленой Мареевой, экспертом в области персонального стиля, человеком, который лично знаком с Александром Васильевым, Вячеславом Зайцевым, и 8 лет посвятил программе «Модный приговор», мы встретились накануне Нового года, на уютной веранде кафе Have A Nice Day в «Цветном». Уже несколько месяцев Елена успешно ведет на Marie Claire свою колонку, рассказывая о моде, стиле, делясь советами и идеями. Но сегодня мы говорим о ней самой, о том, кто же такой персональный стилист, чем он занимается и есть ли у этой новой для России профессии будущее.

Marie Claire: Как вы пришли в профессию? Этому где-то учат у нас?

Елена Мареева: У меня, наверное, какой-то особенный опыт. Модницей я была всегда, в первую очередь благодаря маме, которая умудрялась меня красиво одевать, несмотря на безденежье и пустые полки в магазинах. Но после школы я поступила на филфак в МГУ и о работе на телевидении, да еще в программе, в которой соединилась любимая работа с любимым хобби, - я и не мечтала… Мой приход на ТВ был делом случая. После окончания МГУ поехала домой к родителям, отдохнуть, попала на кастинг ведущих ВГТРК Калмыкия и прошла его. В итоге за плечами больше 15 лет работы, из которых восемь – над программой «Модный приговор», в том числе, в качестве продюсера шоу. Это был опыт, который невозможно получить ни в каком университете. Вы обращали внимание, что в программе «Модный приговор» героинь преображают пять дней в неделю? В мире существует огромное количество проектов о преображении, но они выходят раз в неделю, потому что это очень сложная, трудоемкая работа. Так что, считайте, у меня была возможность каждый год проживать, как минимум, 5 стилистических лет жизни. А всего за время моей работы на проекте было преображено более двух тысяч героев - и женщин, и мужчин. Это колоссальный практический опыт. Плюс, общение с такими мэтрами как Вячеслав Михайлович Зайцев, Александр Васильев, Валентин Юдашкин, Денис Симачев... Все это тоже дорогого стоит. Да, у меня за плечами огромное количество всевозможных профильных курсов, семинаров, лекций, но в первую очередь я – стилист-практик, а не теоретик.

В чем состоит работа персонального стилиста?

Сейчас чаще всего персональный стилист просто выполняет функции персонального шоппера. Он идет по магазинам, собирает какие-то вещи, составляет из них хорошие, с точки зрения моды и эстетики, луки, и никого не волнует, что они существуют отдельно от клиентки. Что, конечно, не правильно. Стилист – тот, кто подбирает образ для конкретного человека, и одежда, которую он выбрал, должна работать на этого человека. Потому что одежда работает либо на тебя, либо против тебя. Других вариантов нет, увы. Идти нужно от женщины, а не от трендов и собственного вкуса.

К примеру, одна девушка пришла ко мне год назад с задачей вырасти в карьере, сменить место работы. И за год мы эту задачу решили. В данный момент она переходит на новое место, ее доход увеличивается вдвое. Хотя она и раньше занимала позицию топ-менеджера. Разумеется, мы с нею все это время наряжались. Но не просто наряжались: я разрабатываю имидж, исходя из лепки лица человека, из того, что ему подарила природа, из его конкретных особенностей характера, из образа жизни. Это все очень важно.

Но есть же какие-то универсальные беспроигрышные варианты, наверное?

Вот знаете, многие люди, в особенности, женщины, думают, что есть такие нейтральные варианты, когда можно «перекантоваться». Самый яркий пример приведу: женщина встает с утра, надо накормить детей, отвести одного в садик, другого в школу, мужа проводить на работу, по своим делам сбегать. И она думает: «Сейчас я надену черную кофточку, джинсы и перекантуюсь на сегодня». А потом делает то же самое завтра, послезавтра, и это перерастает в образ жизни. И она не замечает, как это становится ее имиджем. При этом она сама считает, что имиджа у нее нет. Но для окружающих он очевиден. И если начинаешь их спрашивать, они отвечают: «У нее имидж загнанной домохозяйки». Ошибочно предполагать, что у нестильных людей нет имиджа. Он есть у всех.

Русскими женщинами стилист востребован?

Мы на пути. И это уже большой прогресс, потому что мы по природе своей очень барочные, византийские. Мы люди крайностей: гулять так гулять. То же самое и с одеждой: если нарядиться, то все красивое сразу, невозможно отказаться от чего-то. У нас много блеска не бывает, много объема на голове тоже. Конечно, Москву невозможно сравнивать с регионами, здесь живут очень стильные люди. В регионах другая история. Там женщины только меняются, начинают прислушиваться к советам стилистов, но еще не готовы обращаться к их услугам. Даже из опыта работы на «Модном приговоре»: в самом начале героиня должна подписать договор, что она согласна на 3 комплекта одежды, которые ей подберет стилист. Это означает: «Не диктуйте стилисту, как вас нарядить, не рассказывайте ему, что вам идет, а что – нет». На программе работают професионалы своего дела. Она подписывает договор, а потом начинается: «Фу, что вы мне подобрали, вы меня не понимаете, вы меня не видите, вы меня не чувствуете». И так далее. Стилист может не почувствовать женщину, но крайне редко, чаще всего женщина сама не готова к новому образу.

Как вас находят люди и с какими задачами приходят?

Я нигде не рекламирую себя как практикующего стилиста. Люди сами меня находят, обращаются ко мне, и я редко кому отказываю, потому что, как правило, приходят те люди, которым нужна именно я, они верят именно в меня. В итоге получается красивый результат. Многие обращаются за помощью в разборе гардероба, и это правильно. Бывает, приходит женщина за новым гардеробом, например, на зиму, а я сама предлагаю для начала разобрать тот, что уже есть. Мне в ответ: «Нет, что вы, у меня там ничего интересного, я уже ничего из этого не ношу, давайте лучше новое купим». Я настаиваю на своем, приезжаю, и мы, не покладая рук, шесть часов делаем разбор ее гардероба. Это, на самом деле, долгая трудоемкая история, которая делится, как минимум, на три части: гардероб для работы, для повседневной жизни (кэжуал) и нарядная группа в обязательном порядке. Каждый лук мы фотографируем, потому что за время разбора женщина переодевается сотни, а то и тысячу раз. И это при том, что, когда мы встретились, она мне говорила, что ей уже нечего носить.

Вы знаете, в чем разница между среднестатистическим отношением к гардеробу и стилистическим? Стилист приходит и собирает такие комплекты, которые женщина сама самостоятельно никогда не собирала. Она привыкла брать эти кофту и брюки и соединять вместе, и ей не приходило в голову, что брюки могут хорошо смотреться с совершенно иной блузкой, с каким-то шарфиком, бусами и так далее. И, спустя 6 часов, когда женщина получает на основе собственного гардероба совершенно новые комплекты одежды, их реально много, и они легко меняются в зависимости от аксессуаров, да к тому же все они зафиксированы на фото, чтобы не забыть, - для нее это шок. Я знаю, что ей нужно время, чтобы это переварить, и что дня через два она будет мне писать: «Лена, вы перевернули мое сознание». А через неделю, когда она уже неоднократно появится в новых образах в обществе и увидит в глазах людей то, что произошло, от нее пойдут уже восторженные отзывы. Но сразу после вот такого тяжелейшего 6-часового труда совсем не обязательно ожидать от нее какого-то принятия. Самое забавное, что после такого разбора гардероба, зачастую, уже не нужно идти в магазин, потому что, оказывается, все есть в собственном шкафу.

Сапожник без сапог, а стилист? Есть аналогия?

Знаете, очень часто бывает именно так, потому что люди, которые много и активно работают в профессии, они устают от одежды, от комплектации, от магазинов. И когда ты с полной отдачей работаешь с клиентами, над их гардеробом, имиджем, то, конечно, складывается ощущение, что ты и сам это все уже поносил, и пятьсот раз видел, и на показах, и там, и сям, и вроде как тебе уже и не хочется. Но, конечно, это не очень правильно. Стилист может носить что угодно, он может носить только черный цвет, но при этом о нем невербально должно считываться, что перед тобой профессионал. Потому что стилист – это все-таки из области искусства, и нужно уметь выглядеть классно, даже если на тебе ничего особенного не надето.

К слову, на мой взгляд, стилисты сегодня делятся на две категории. Одна – это девочки из хороших богатых семей, которые пришли в профессию, потому что им скучно дома сидеть, и которым хочется самим наряжаться, потому что они красивые, модельные. Они чаще всего выглядят одинаково. И это тоже не совсем правильно, когда все стилисты выглядят однотипно. Зачем же мы тогда обучаемся персональному стилю? Зачем изучаем лепку лица? Зачем про цветотип разговариваем, если в итоге выглядим одинаково? Да, они модные, в тренде, но с точки зрения стиля не очень интересные. И есть вторая категория – это такие стильные хулиганы, которые делают сейчас самый классный стрит-стайл. И мне кажется, что за ними будущее, потому что у них есть какой-то свежий взгляд на стиль, понимание того, как нужно выглядеть в разных жизненных ситуациях, бесшабашность, некоторая несерьезность, потому что, когда ты начинаешь очень серьезно относиться к собственному стилю, это становится скучно. В моде должно быть чувство юмора.

Если провести аналогию с психотерапией, то у психотерапевтов табу на работу со своими друзьями и близкими. Потому что это самый верный способ испортить отношения, не сделав работу. Близкие – самая обидчивая клиентура. А у стилиста такая проблема есть? Друзья, родственники к вам обращаются?

Да, это действительно самая обидчивая категория клиентов. В работе стилиста очень важно не поругать внешность человека, не породить новые комплексы, которых у каждого из нас и так очень много, а сказать, что это одежда не та, не соответствует твоей красоте, масштабу твоей личности. Донести мысль, что ты выросла из своей одежды, как личность, и не получить обиду в ответ. С друзьями это сделать сложнее всего. Но мне повезло – меня окружают очень деликатные люди и практически не пользуются мной. Только иногда.

Вместе с подругами по магазинам ходите?

Вы не поверите: я не очень люблю магазины. Я так устаю от них в своей профессии, что вообще не люблю заниматься шоппингом. Просто выбираю несколько брендов, которые мне нравятся, целенаправленно отправляюсь туда и за 5 минут покупаю то, что мне необходимо. Тут я крайне рациональный человек. Конечно, бывают спонтанные покупки, когда мне внезапно нравится какая-то вещь, и я ее покупаю, но это однозначно та вещь, которую я буду носить. У меня нет покупок, которые просто так висят в шкафу. Чаще всего спонтанно я западаю на аксессуары, потому что они ─ главный секрет красивого гардероба, разных образов. У меня много красивой бижутерии стильной дизайнерской, которой невозможно не восхищаться.

Бренды назовете?

Последние годы мой гардероб полностью состоит из русских дизайнеров. Очень люблю Cyrille Gassiline, с точки зрения базовых вещей, стилистики и посадки – его вещи сидят всегда хорошо. Мне очень нравится, как работает Елена Шипилова, ее героиня – такая девушка-леди. Конечно, не всем подходит, но ее одежда действительно выглядит аристократично. Один из моих любимейших дизайнеров – Александра Ванюшина. Очень ее люблю, потому что это дизайнер, который живет в реалиях, прекрасно осведомлен об особенностях женской фигуры, она создает одежду, которая замечательно сидит именно на русских женщинах. И с точки зрения моды в ее бутике всегда найдешь то, что супер актуально в данный момент. Если сейчас моден бархат, в ее бутике ты найдешь не просто бархат, а с шелковой нитью, то есть очень качественный. Люблю сестер Рубан ─ крайне аристократичный буржуазный бренд, который пойдет многим женщинам. Очень мне нравится с точки зрения моды, творчества и искусства Александр Арутюнов, я нахожу его талантливым художником, который в полной мере еще не раскрылся. У него большое будущее. Ну и конечно же такие мэтры как Терехов, Чапурин. Вообще, сейчас в России много людей, которые создают очень хорошую одежду.

Мы с вами встретились в Цветном, в одном из моих любимых магазинов. Мы с клиентами сюда обязательно заходим и что-то непременно находим, независимо от того, кто мой клиент – банкир, бизнесмен, или кадровик. Если говорить о бижутерии, украшениях, которые создают современный «лук» на довольно базовом спокойном фоне, то рекомендую Magia di Gamma. Сюда можно прийти и что-то подобрать на разный бюджет.

Профессиональный стилист может практически в любом бренде найти ту одежду, которая подходит данному конкретному человеку или какой-то ситуации. Но невозможно не отметить Zara, H&M, Stradivarius. Это бюджетные интересные бренды, благодаря которым возникло само явление – уличная мода. Конечно, у меня есть любимые люксовые марки, они есть абсолютно у всех. Но одеваться полностью в люксовые вещи нет необходимости, современная тенденция стиля диктует микс, когда ты можешь надеть браслет за 600 рублей, брюки за пару тысяч, а обувь у тебя будет за 50-70 тысяч, почему нет? Все зависит от возможностей. Сейчас можно прекрасно нарядиться и на 100 тысяч, и на 10 тысяч, и даже на 3 тысячи, главное, чтобы одежда при этом работала на тебя.

Давайте пофантазируем, какой будет работа стилиста лет через 20?

Мне очень хочется, чтобы стилист лет через 20 не стал походить на робота. Есть такая тенденция. И если пофантазировать, то, думаю, все может свестись к тому, что человек будет приходить в торговый центр, заходить там в кабинку с большим дисплеем, выбирать на сенсорном экране, что ему нужно, забивать все свои параметры. После чего его фигуру сканируют, и пока он пьет чай или кофе, стилист-робот подбирает ему одежду и приносит на примерку. Примерил, выбрал, заплатил и ушел.

Ужасно скучное будущее

Ужасное, но тенденция к такой автоматизации есть. И многие люди даже сейчас хотели бы получить такую услугу. Но давайте будем помнить, что мода, стилистика – все-таки искусство, живая субстанция.

Аналогия с инстаграмным приложением Prisma, когда все вдруг стали художниками, начали делать какие-то картины из фото, и вдруг выяснилось, что если ты не умеешь делать красивые фото, не имеешь дара художественной компоновки, то из твоего фото не получится красивой картины, и никакое приложение не поможет.

Да, совершенно верно. В любом искусстве важна энергетика, важно почувствовать красоту другого человека, то как человек двигается, как он себя ведет. Это все стилист должен улавливать. Какой бы замечательный модный образ не собрал стилист, в него еще нужно вдохнуть жизнь. А вдохнуть ее может только творческий человек, который очень любит свою работу.  Робот этого сделать не сможет. Все будут одинаковые.

За трендами в бьюти-сфере следите? В макияже, в частности?

Нет, не слежу. Я в этом смысле совершенно не потребитель. Хотя под настроение что-нибудь новенькое трендовое могу купить, чтобы себя побаловать. Помаду, например. Потом она будет у меня валяться (смеется). Я не фанат больших коллекций косметики.

Из чего состоит ваша утренняя бьюти-рутина?

Мой косметолог на меня уже махнул рукой, потому что я до сих пор умываюсь мылом.

Генетику пальцем не раздавишь… Кому-то и дорогие специальные средства не помогают…

Да-да-да. У меня в плане ухода все очень просто. Я очень люблю косметику Sisley и Clarins. В последнее время была маска для области вокруг глаз Eisenberg – совершенно потрясающая, очень всем ее рекомендую. Люблю Collistar, в особенности средства по уходу за телом. В плане ухода у меня только увлажняющий или питательный дневной и ночной крем, крем для кожи вокруг глаз, маска для кожи вокруг глаз, маска для лица – сейчас это Collistar. Плюс время от времени походы к косметологу, делаю там процедуры, тот же ботокс, - у меня такой плотный график, что я приучила себя делать что-то один раз, но так, чтобы хотя бы полгода, а лучше год, никуда не ходить.

А про свой парфюмерный гардероб расскажете?

Парфюмерия ─ это то, чем я больна. И если мне понравился какой-то аромат, я его куплю за любые деньги. Обожаю пробовать нишевые ароматы, но быстро устаю от любого парфюма и никогда не использую флакон до конца, расходую где-то наполовину и потом кому-нибудь отдаю. При этом у меня есть три любимых аромата, к которым я постоянно возвращаюсь, и которые мне никогда не надоедают. Это Amouage Dia. Он такой немножко винтажный, а я вообще люблю винтажные ароматы, будто из бабушкиного сундука. Впервые купила этот аромат в Каннах и совершенно влюбилась. Другие два – Chanel №5 и Chanel №22. Вот к этим трем всегда возвращаюсь.

Сейчас на мне Bottega Polianthes. Что удивительно: я не люблю туберозу, вообще цветочные ароматы – не мое, они на мне теряются, даже самый дорогой аромат превращается в какую-то сладкую воду, а Bottega Polianthes держится, его поддерживают иланг-иланг, сандал, древесные ноты. И это тот редкий случай, когда цветочный аромат мне подходит. Я вообще считаю, что аромат для женщины – важная составляющая ее стиля. Лучше купить меньше одежды, но потратиться на аромат, который будет создавать вам настроение каждый день.

Фотограф: Ирина Хмелинская
Спасибо кафе Have A Nice Day в «Цветном» за прекрасную атмосферу и помощь в проведении интервью.

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйСентябрь 2017
Princess