Директор Google Россия Юлия Соловьева: «Кризис - это возможности»

[@Work] [Интервью][карьера]
7017
Директор Google Россия и одна из самых влиятельных деловых женщин России Юлия Соловьева рассказала Marie Claire, как сделать головокружительную карьеру.
Юлия Соловьева в московском офисе Google Фотография Иван Куринной

ЮЛИЯ СОЛОВЬЕВА: 43 года, выпускница МГЛУ и Harvard Business School и обладательница одного из самых впечатляющих резюме в российском бизнесе. Среди ее достижений - директор по развитию “НТВ-Плюс”, директор по корпоративному развитию ОАО “МТС”, президент холдинга “ПрофМедиа”, председатель совета директоров Rambler Media и член Кадрового резерва президента России.

  • Любимый город: Москва 
  • Хобби: танго, дизайн интерьеров 
  • Любимый бренд: Celine, Brunello Cucinelli, Converse 
  • Любимый online-сервис: Голосовой поиск Google

О чем вы мечтали, будучи студенткой?
У меня не было больших карьерных ожиданий. Тем более, что тогда, в 94-м, у женщин не существовало карьеры, у них была работа. И у меня была работа: я училась в ин-язе и с 4 курса подрабатывала переводчиком для групп иностранцев, которые приезжали в Россию. А вообще я планировала выйти замуж и уехать в Америку. У меня был жених, с которым я познакомилась, когда жила там по обмену. Когда я вернулась в Россию, то уже была помолвлена и с кольцом. Поэтому думала, что возвращаюсь ненадолго.

И что же свадьба?
Не состоялась. После института я устроилась переводчиком к коммерческому директору в Московскую сотовую связь. И так все закрутилось, что осталась тут надолго.

Как делаются такие сногсшибательные карьеры, как ваша?
Во-первых, надо иметь мотивацию. Самое страшное в жизни – ничего не хотеть, ничем не интересоваться. Желательно выбирать себе большие цели. Формулировать их и визуализировать. Если мотивация ушла, не бросать дело на полдороги, а сначала выяснить, что произошло и почему. И помните: вы никому ничего не должны объяснять, надо просто идти и делать. Главное – договориться с собой. В Московской сотовой связи я начинала с ассистента. Через полгода пришла к своему начальнику и говорю, что я сама себе написала новую должностную инструкцию – могу, мол, делать то-то и то-то. И через некоторое время уже занималась наймом и обучением людей в регионах. Потом написала еще одну должностную инструкцию – стала налаживать бизнес-процессы и работу коммерческих департаментов. Вообще все тогда учились в полях, и если ты говорил по-английски, достаточно легко было расти как внутри компании, так и находить новые места работы. Мне было безумно интересно – я покупала книжки по телекому, по билинговым системам, сама себя отправляла на тренинги.

На что потратили первую серьезную зарплату?
На безумный деловой костюм. Он был желтого цвета и стоил огромные по тем временам деньги – 400 долларов. На тот момент он мне казался жутко модным. А до этого юбки и пиджаки мне шила бабушка.

Как вы попали в Гарвард?
Я поняла, что мне не хватает бизнес-образования. Плюс случился кризис 1998 года. На подачу документов у меня было три месяца, поэтому я действовала быстро и методом ковровой бомбардировки: подала документы в семь американских бизнес-школ – в три лучших, три средних и еще в одну – чтобы точно взяли. В общем, бросила на этот проект все силы. Расписала себе в Excel, что нужно пошагово делать. Все время зубрила, любую свободную минуту тратила на подготовку к сложному экзамену GMAT. Три месяца в моей жизни не было ни дискотек, ни вечеринок с друзьями. Но я сделала на это огромную ставку, потому что после Гарварда вопрос, где ты хочешь работать, в твоей жизни уже не стоит. Выбираешь ты, а не тебя.

Ожидания подтвердились?
Вполне. Получив МВА, я два года проработала в Амстердаме, в консалтинге. То, что я сейчас в России, это мой выбор, а не потому что я не могу уехать. Я хочу быть здесь. Меня периодически зовут и в Англию, в другие страны. Но мне интереснее дома. Я считаю, что у нас по-прежнему масса возможностей. Россия остается страной роста.

Вы в этом уверены? А как же кризис?
С точки зрения бизнеса любой кризис создает массу возможностей. Особенно технологический бизнес – технологии сокращают затраты. Кто правильно рас - порядится ситуацией, выиграет. Пережили пять кризисов и еще переживем! Кстати, кризис 1998 года и 2008-го тоже начинались за упокой, а завершались за здравие. Все дело в наших эмоциональных ожиданиях. Мы часто видим ситуацию хуже, чем есть в реальности.

Как сейчас обстоят дела в Google?  
Когда я два года назад пришла сюда работать, доля рынка была 23%. Сейчас – 32,5%. Притом что стран, где такая сильная местная конкуренция – в России ведь есть Yandex – мало. Поэтому надо было сразу задать скорость.

В этой компании большая текучка?
Нет, многие сотрудники работают в Google по 10-15 лет, но постоянно меняют работу внутри компании. Потому что нужен новый стимул, новый драйв. Если больше трех лет заниматься одним и тем же, рискуешь стать профессиональным полутрупом.

Я слышала, что Google собеседовала вас полгода, прежде чем предложить работу. Чему вы научились с тех пор, как сюда пришли?
Четко организовывать свое время. Я работаю на три части света: С утра занимаюсь Москвой, потом просыпается Париж, потом встает Калифорния. Опоздаю на минуту – 20 человек на видеосвязи будут сидеть и ждать. Поэтому я четко структурирую день и расставляю приоритеты.

Фотография личный архив

Вы гуманитарий или технарь?
Пожалуй, я отношусь к третьей категории: люди бизнеса. Хотя да, я очень структурна и могу прагматично думать этапами вперед. И в быту очень организована, у меня все всегда на своих местах, вещи развешаны по цветам. Очень люблю порядок. Это помогает и в бизнесе. Если разбить задачу на составляющие, на этапы, решение проблем уже не будет казаться глобальным.

Как научиться быстро принимать решения – особенно в стрессовых условиях?

Брать минимум необходимой информации и действовать. Иначе тебя точно обгонят. За те пять минут пока ты сидишь и думаешь, в мире уже произойдет масса вещей. В Силиконовой долине есть такое понятие, как pivoting, что означает - менять траекторию. Многие стартапы там существуют без пятилетнего бизнес-плана. Потому что происходит Pivot – резкая смена направления деятельности, аудитории, типа продукта и т.п. Мир очень сильно поменялся и требует быстрого реагирования.  

Представим ситуацию: к вам пришел подчиненный и просит прибавку к зарплате. В каких случаях вы пойдете навстречу?
Не нужно это делать на пустом месте. Если вам дали в два раза больше работы, подготовьте аргументы, почему вы заслуживаете большего. И лучше упирать на результат. Важно знать свою рыночную стоимость и поддерживать отношения с рекрутерами, даже если в данный момент не ищете работу. Или можно ее и поискать а, получив предложение, прийти с ним к начальству. Но будьте готовы, что вам скажут – скатертью дорога.  

Вы в итоге вышли замуж?

Нет. Но трижды собиралась. Каждый раз – передумывала. И в каждом из трех случаев – ни капельки не жалею.

У вас вообще есть время на личную жизнь?

Если есть в жизни страсть к чему-то или кому-то, то время на это всегда найдется. Когда я увлеклась танго, у меня весь день был построен вокруг этого. Я всегда находила время и танцевала даже ночью. И, кстати, гораздо больше успевала. Главное – не перехотеть что-то хотеть, как говорили в фильме “О чем говорят мужчины”.  

Может ли быть, что отсутствие семьи – цена такой впечатляющей карьеры, как ваша?

Я так не считаю. Совсем. Встретить своего человека – большая удача. И это не зависит от того, работаешь ли ты в библиотеке или руководишь компанией. Бизнес-план здесь не поможет. Я точно знаю, что не хочу семью ради галочки. Я самодостаточный человек. У меня есть увлечения, друзья, деньги, мужчины… Зачем мне штамп в паспорте? Мне нужен партнер. Если такого человека встречу, я на многое готова.

Вас привлекают альфа-мужчины? 

Мне важно, чтобы в жизни у человека была страсть, чтобы он в чем-то был успешным. А как это вознаграждается финансово, не важно. Мне интересно общаться с людьми вне бизнеса, чья жизнь сильно отличается от моей. И чтобы человек не воспринимал себя слишком серьезно.

А работать с кем комфортнее? В Google, насколько я понимаю, ваши коллеги -– в основном мужчины…

Кстати, нет. И с женщинами мне работать супер комфортно.  Потому что у них немножко меньше эго. Они перфекционистки, видят больше деталей. И, в отличие от мужчин, меньше играют в политику. Женщины более гибкие, лучше адаптируются, больше прислушиваются к чужому мнению. И более хитрые – в хорошем смысле слова. Например, самой комфортной для меня ситуацией было когда один из моих бывших начальников считал, что идея – его. Даже если все придумала я и перед этим долго долбала ему мозг. Но тогда он давал мне полную свободу ее реализовать.

Как вы отдыхаете, пополняете энергию?

Раньше я любила экстремальный отдых: лазила по горам в Новой Зеландии, забиралась на ледники в Аляске, в каньоны Юты. А сейчас при таком безумном графике и постоянных командировках научилась ценить простые вещи – погулять в выходные с собакой, приготовить еды и вечером позвать друзей. Сейчас затеяла очередной ремонт – я обожаю строить и между бриллиантами и новой кухней выберу кухню.

«Если в жизни есть страсть к чему-то или к кому-то – время на это всегда найдешь. когда я увлеклась танго, весь мой день был построен вокруг танцев»

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйИюнь 2017
Fun & drive