Жанна Присяжная: как осуществить свою американскую мечту

[@Work] [Интервью]
1681
Юнит публицист, пиарщик и голливудский репортер Marie Claire Жанна Присяжная рассказала о том, как осваивает профессию, которой практически нет в России, и как построить карьеру в Нью-Йорке.

M.C.: Жанна, давайте, с самого начала: кто такой юнит публицист?

Жанна Присяжная: Я пока, к сожалению, так и не нашла аналога в русском языке для профессии Unit Publicist. В русском слово «публицист» обозначает журналиста или писателя, который пишет о политике и общественной жизни. В английском же языке это работа, которую грубо можно назвать «пиарщиком на съемочной площадке». Но очень грубо, потому что юнит публицист – это не просто единственный журналист на съемочной площадке, это начало начал того, как фильм будет позиционироваться, как и что о нем будут говорит. Юнит публицистов не так много – всего около 500 профессионалов на весь мир – это очень узкая отрасль. Юнит публицист начинает работу на этапе пре-продакшена – за 2-3 недели до начала сьемок, работает на протяжении всех съемок и около месяца или более после. Он начинает думать том, кто будет смотреть фильм, о чем это будет, интервьюирует актеров, контролирует фотографа, готовит материалы, которые попадут на руки к журналистам, студии, прокатчикам по всему миру и журналистам, даже готовит материалы для DVD версии и конечно организовывает визиты прессы на съемочную площадку. Часто съемки проходят в весьма необычных местах – в пустыне в Арабских эмиратах, в Кейптауне в Африке, – но куда бы ни заносило съемочную группу, туда же отправляется и юнит-публицист.

M.C.: Как же вы «попали» в эту профессию?

Ж.П.: Для меня все началось с Marvel. По журналистскому заданию я впервые отправилась на съемки фильма «Человек муравей», где обратила внимание на сотрудника, который, кажется, знал все, всех и вся и уж очень деловито рассекал на гольф-каре по съемочной площадке. Разговорившись с одним из пиарщиков студии, мне удалось узнать, что он – юнит публицист, который работал практически на всех фильмах Marvel, включая даже такие как «Железный человек», «Мстители». Словом, в тот момент понеслось и поехало – я начала заниматься самообразованием, а на съемочных площадках первым делом нестись не к звездам мирового масштаба, а к юнит публицистам. Уже дома, работая над пресс-конференциями более семи лет, я все чаще стала обращать внимание: журналисты ─ как американские, так и интернациональные часто задают одни и те же вопросы, и как бы ни старались актеры, часто получаются одни и те же ответы. Именно эта ситуация и побудила меня попробовать себя в новой области, захотелось дать возможность актерам говорить о новом и журналистам задавать оригинальные вопросы.

M.C.: Трудно было переключиться с работы журналиста на работу юнит публициста, особенно после такого послужного списка, в котором фигурируют интервью для глянцевых журналов с Леонардо ДиКаприо, Стивеном Спилбергом...

Ж.П.: А я так и не переключилась ─ продолжаю совмещать обе профессии, а также еще в течение рабочей недели работаю как специалист по PR с несколькими клиентами (среди них например, одно из подразделений HBO). Тому есть и финансовые причины: мои журналистские труды либо оплачиваются очень низко, либо совсем не оплачиваются, многие независимые фильмы не могут себе позволить консультацию пиар специалиста. Но, конечно, не буду лукавить – интервью с актерами, режиссерами, продюсерами – все то, что я делаю как журналист, – в определенном смысле растит меня как юнит публициста. Ну и, в конце концов, работа мечты важнее машин-квартир-вертолетов-самолетов.

M.C.: Над чем конкретно вы сейчас работаете?

Ж.П.: О, этот вопрос приходится, пожалуй, на самое «горячее» время года ─ в Нью-Йорке сейчас проходят New York Film Festival и New York Comic Con, в рамках которых проходит довольно много интервью и мероприятий. Так, только за эту неделю, Киану Ривз, Мэтт Деймон, Мила Йовович, Педро Альмодовар, Кристен Стюарт представили свои новые фильмы и проекты – всю эту информацию надо обработать. Я также готовлюсь к видеоинтервью для государственного телеканала, пишу об одном из мероприятий музея Гуггенхайм и работаю над репортажами. Кроме того, пишу production notes для фильма, над которым работала этим летом – пока фильм монтируют, я готовлю почти 100-страничную «книгу» о фильме, которую вместе с «пленкой» будут подавать на кинофестивалях в Торонто, Санденс, Венеции и Нью-Йорке.

M.C.: Чем работа в Штатах отличается от работы в России?

Ж.П.: В Америке, конечно, есть своя специфика, и мне к ней было нелегко привыкнуть. Например, если в России я часто не хотела «высовываться» – подписывать свои тексты и интервью, хвалиться о достижениях в социальных сетях и в целом «раскручивать» себя, то здесь это обязательная «процедура» – быть в тени, стесняться и быть неуверенным в себе нельзя.

M.C.: Как выглядит ваш рабочий день?

Ж.П.: Порой кажется, что мой рабочий день не прерывается – я просыпаюсь в 6-7 утра и первым делом проверяю почту и всевозможные мессенджеры – Facebook, Viber, WhatsApp. За ночь из Москвы падает довольно много писем, поэтому первые полчаса я работаю, буквально не вылезая из постели, – отвечаю на письма, рассылаю «питчи», со многими коллегами общаюсь в Фейсбуке – это экономит время, электронный почтовый ящик обязывает к определенному письменному этикету, я предпочитаю решать рабочие вопросы в неформальной обстановке.

M.C.: А есть ли определенный дресс-код в вашей профессии?

Ж.П.: Традиционное publicity предпочитает черное – в первую очередь в утилитарных целях: если утром паковал подарочные пакеты, в обед одной рукой закидывал в себя протеиновые батончики, а другой отчаянно печатал письма, после носил коробки из стороны в сторону, – следы таких рабочих приключений черный цвет всегда скроет. Но для «киношников» свои правила – темно-синие джинсы, рубашка и пиджак, а также обувь с закрытым носом – на съемочной площадке может произойти что угодно, и здесь не место босоножкам. Для меня, к примеру, после работы в модных журналах, порой, облегчение – можно, наконец, расслабиться. Тем не менее, нет-нет, да коллеги скажут мне, что я overdressed – но что поделать, я люблю свое «модное» прошлое.

М.С.: Профессия юнит публициста сейчас преимущественно мужская, есть ли в ней место для женщины?

Ж.П.: Более чем – не в обиду мужчинам, но женщины зачастую более креативны, дипломатичны и выносливы, и эти качества необходимы в работе юнит публициста. Да, есть свои минусы в профессии – надо много путешествовать и, порой, жить в походных условиях, работать внеурочно, сталкиваться с сексизмом, но я верю, что все возможно, если захотеть. Например, поднять квалификацию на онлайн курсах в перерывах между съемками, или завести детей и растить их на съемочной площадке, в конце концов, по окончанию практически каждого фильма вся съемочная команда, будь то сто человек, или тысяча становится вашей семьей!

Фото: из личного архива

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйИюнь 2017
Fun & drive