Как креативные индустрии открыли женщинам двери в бизнес

[@Work] [Карьера]
438
Разбираемся, как меняется роль женщины в экономике в соответствии с ее местом в обществе — и как на это влияют тенденции и развитие креативных индустрий.

Для того, чтобы понять, как женщины стали успешно завоевывать место на новой для себя территории, необходимо обратиться к истории возникновения этой сферы в современной России, а также к примерам реальных женщин, которые превратили свое увлечение в основную работу.  Нонна Матеркова, основательница фонда «Креативные практики», объясняет, как гендер перестал играть роль в бизнесе.

Креативность – женская черта?

Принято думать, что женщины более креативные и творческие, чем мужчины — но все научные исследования это опровергают. За креатив, как мы знаем, отвечает левое полушарие мозга, за рациональность — правое. Это если обобщать. Но, согласно некоторым исследованиям полушария у обоих полов развиты одинаково, а префронтальная кора — отдел головного мозга, связанный с принятием решений – у женщин и вовсе крупнее.

И вот желающие утвердиться в стереотипе о креативности женщин отмечают вопиющую несправедливость: мол, в бизнесе почти поголовно мужчины, а женщины предпочитают более «стабильные» профессии. Когда-то это было действительно так, но мир меняется. К тому же, не стоит забывать, что несколько десятков лет назад неравное гендерное распределение ролей в бизнесе было обусловлено многими социальными и историческими факторами.

От ларьков до легальных творческих начинаний

Бизнес в современной России появился в 90-х. Именно тогда в стране, переставшей быть частью Союза, зародилась частная собственность. Но ее появление сопровождалось постоянным криминалом — при этом бизнесом считался даже ларек на рынке.

Естественно, в те времена женщины по большей части старались не ввязываться в такие рискованные для жизни дела, оставаясь «хранительницами очага», которые лишь иногда соприкасаются с этой опасной сферой (например, торгуют в купленном мужем ларьке). И только в свободное время они имели возможность заняться тем, что им по сердцу, – например, связать шарф и варежки для детей.

Почему сейчас все изменилось? Во-первых, бизнес перестал быть настолько опасной сферой, и наличие своего дела больше не тождественно криминальному прошлому или настоящему. Из этого следует, что женщины получили такие же права в бизнесе, как и мужчины — им больше не нужно оставаться оплотом стабильности в семье, где завтра семейное дело могут отобрать, а муж-бизнесмен и вовсе может не вернуться домой.

Во-вторых, в России начали развиваться креативные индустрии. Отныне вовсе не обязательно идти в торговлю или промышленность, чтобы иметь хоть какой-то шанс получать прибыль. Это означает, что все люди — и женщины, и мужчины — могут зарабатывать на своей интеллектуальной собственности. То есть на том, что они любят и умеют делать.

Как исчезло понятие «мужской бизнес», а женщины стали заниматься интересной работой, а не «нормальной»

Креативные индустрии – это всевозможные крафтовые производства, сфера гостеприимства, моды, искусства, гастрономии и так далее. В современном мире такие проекты имеют самые высокие темпы роста и обеспечивают огромный вклад в развитие глобальной экономики. Одновременно с появлением креативных индустрий у представительниц прекрасной половины человечества появилось больше возможностей для самореализации, а бизнес перестал быть мужской прерогативой. Так, например, теперь женщине не обязательно совмещать свое хобби с «нормальной» работой, чтобы иметь средства для жизни. Она может продавать результаты своего творчества, получая за это хороший доход (и что немаловажно – удовольствие).

Подобных примеров множество. В Новосибирске живет девушка по имени Лера Петунина, которая сделала бизнес на увлечении вышивкой. К сегодняшнему дню ее работы покупают по всему миру. В Казани прекрасная Рамиля Карамуллина однажды не смогла найти натуральный санскрин. Это привело к тому, что она бросила руководящую должность в финансовой сфере и запустила свой бренд косметики из органических ингредиентов.

Еще один показательный пример соотношения «мужского» и «женского» в бизнесе — мастерская «Веркштат» из Уфы. Ее открыли Азат Сулейманов и Элина Мусалова. В этом тандеме демонстрируется прекрасное разделение обязанностей. За творчество, идеи и их реализацию отвечает Азат, в то время как финансовыми и организационными вопросами (всем тем, что до недавнего времени было принято считать «мужскими» обязанностями) занимается Элина.

Элина Мусалова и Азат Сулейманов в мастерской «Веркштат» Фотография Instagram @asuleymanov

На Российском инвестиционном форуме в Сочи модератор женской панели Тина Канделаки заявила, что в российских IT-компаниях на постах топ-менеджеров женщин в России больше, чем в США. Постепенно женщины не только завоевали равное с мужчинами положение в экономике, но и по сей день продолжают расширять свою зону влияния – в том числе и за счет традиционно «мужской» территории.

Бизнес поровну

Гендерные рамки размываются, мужчины и женщины спокойно уживаются на территории креативных индустрий. Теперь никого не удивляет, когда мебельная мастерская находится в руках женщины, а мужчина имеет свой фэшн-бренд. Ричард Флорида, говоря о креативном классе, выделял три «Т» – талант, технологии и толерантность. Последняя при этом включает в себя толерантность и к религии, и к гендерным различиям, и к выбору партнеров.

Полгода назад мы запустили онлайн-платформу с бесплатными образовательными курсами для желающих заняться креативным бизнесом в России. Несмотря на то, что направления тоже можно условно поделить на женские и мужские, все смешалось в доме Облонских. Мы заметили, что девушки нередко рвутся проходить курсы по столярке и заниматься мебелью, а финалистами курса по кофейням стали молодые люди, которые сейчас открывают свои заведения.

В целом, гендерное соотношение аудитории курсов, то есть желающих открыть свой бизнес в России – примерно 50/50. А, если судить по активности в социальных сетях, то и вовсе 60/40 в пользу женщин. И к такому показателю привели креативные индустрии, открывшие дорогу в бизнес для всех вне зависимости от пола.

Так что с уверенностью можно сказать, что гендерный вопрос в бизнесе все еще стоит, но не так остро как десять, и тем более двадцать лет назад. Пол больше не определяет, кто и чем должен заниматься, и это прекрасно. Потому что стул, сделанный женщиной, не будет отличаться от стула, сделанного мужчиной. И мы наконец-то начали это понимать.

Эксперт:

Нонна Матеркова – основатель фонда «Креативные практики», автор идеи проекта «Мастера России», при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города».

Фото: Getty Images, Instagram

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйОктябрь 2019
Dualism