Анастасия Панибратова: «Если родился в пустыне, шансов обладать вкусом меньше»

[@Work] [Интервью][карьера]
4146
Анастасия Панибратова, один из самых востребованных в россии архитекторов и дизайнеров, среди множества проектов оформившая один из самых модных ресторанов москвы «Dr. Живаго», – о хорошем вкусе и харизме как двигателях карьеры

ОБРАЗОВАНИЕ: Архитектурный класс Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств и архитектурный факультет Российской Академии художеств им. И. Е. Репина

ПОРТФОЛИО: Более 50 ресторанов, общественных и частных объектов в Петербурге, Москве, Лондоне, включая гранд-кафе «Dr. Живаго» и другие проекты ресторатора А. Раппопорта; офис маркетингового агентства IQ marketing, вошедший в десятку лучших офисов России; оформление VIP-зон Международного экономического форума в Петербурге (с 2009 г. по настоящее время); оформление приема в Женеве по случаю вступления России в ВТО (2011). Входит в рейтинги лучших интерьерных дизайнеров России.

Кто в первую очередь – дизайнер или архитектор?

Все-таки архитектор. Хотя большинство моих проектов дизайнерские. Мой путь всегда был самостоятельным, я ни дня не работала по найму, не состояла ни в одном архитектурном бюро. Кто доверит студентке или вчерашней студентке какие-то большие проекты сразу? Но я росла со своими проектами.

И с чего вы начинали?

Ну, первым моим проектом был круглый домик для пластилиновой кошечки, который я сделала из пустой банки из-под «Виолы». Помните такие маленькие круг­лые баночки из-под плавленого сыра Viola в нашем детстве? Я очень любила сказку «Кошкин дом». Он был крошечный, но с маленькими стульчиками, столиками – прямо целый домик. А в спичечном коробке был домик для мышек.

А дальше?

Я училась в архитектурном классе в школе при Академии художеств имени Репина и потом поступила туда на архитектурный факультет. И с третьего курса начала что-то строить, брала заказы. Например, ночной клуб «Сайгон» на Невском, проекты для компаний Тинькова, какие-то квартиры, первый офис агентства IQ marketing.

Как вы нашли первых клиентов?

В основном через друзей, кто-то меня периодически рекомендовал – «а вот есть девушка, точно справится». А с моей первой квартирой вообще случилась смешная история. Там уже разработали планировку, выплатили аванс моему педагогу, профессиональному и очень востребованному архитектору. Преподаватель она, кстати, гениальный, всем лучшим в себе я обязана этому человеку. Так вот, я сдела­ла предложение на планировку, и так случилось, что оно клиентов удовлетворило больше. Они говорят: «Слушай, а как так получилось? Метров столько же, комнат больше, площади в них больше – в чем подвох?» А я просто убрала коридоры, сделала другую систему логистики, придумала иной сценарий движения по квартире. И в итоге они, как ни странно, выбрали мой вариант.

У вас были финансовые покровители?

Нет, я даже свой первый компьютер купила сама. Хотя вру: мне молодой человек купил треугольник со сменным углом за бешеные для нас тогда деньги – 100 евро. В качестве дипломной работы я делала проект музея современного искусства. Мне нужен был угол 27 градусов – обычным треугольником ты такое не начертишь. (За свой диплом Анастасия получила несколько премий и наград, а сам проект выставлялся в Веймарском университете «Баухауз». – прим. MC.)

Такая вещь, как вкус, – с ним рождаются или его можно развить?

Если ты родился в пустыне, то у тебя меньше шансов обладать вкусом, нежели когда ты родился и воспитывался в насыщенной культурной среде. Я считаю, что вкус – это, в первую очередь, семья. В моей профессии очень важен визуальный опыт, который дали родители в детстве. В нашем случае это были походы в Эрмитаж, визиты в консерваторию, совместные поездки по всей стране. Вкус – это люди, с которыми ты общаешься, книги, которые ты читаешь, фильмы, которые смотришь. Это все формирует твое мышление. Поэтому, думаю, что воспитать его можно.

Чтобы стать успешным дизайнером, обязательно много учиться?

Многие называют себя дизайнерами интерьеров, потому что они построили свою квартиру или кому-то что-то посоветовали. Я училась этому десять лет.

А если тебе уже за тридцать или больше, но появилась мечта – стать дизайнером интерьеров?

Тогда как минимум найдите двухгодичный вариант школы, где вас научат работать с материалами, научат композиции, научат фантазировать. В Москве есть, например, Британская школа дизайна. Я бы сама еще с удовольствием поучилась где-нибудь на Западе: в Лондоне в Сentral Saint Martins или в Италии. Мне вообще очень нравится идея нескольких высших образований.

На что вы потратили ваш первый заработок?

Поехала отдыхать в Прибалтику. Я была совсем юной, училась в школе. Мы с подружками пришли рисовать этюды на Крестовский остров. Там очень красивые особняки, и один занимало швейцарское консульство. Вдруг какие-то дяденьки в костюмах вышли из особнячка, посмотрели, походили, потом приблизились ко мне и моей подруге и сказали: «Закончите, подойдите, пожалуйста, вот туда». Ну и показали на то здание. Оказалось, это консул Швейцарии – он захотел купить мою акварель. Потом в школе мы ездили в Германию, у нас там проходили выставки, мы продавали свои работы. В университете я тоже все время кому-то что-то рисовала, делала акварельные копии, расписывала матрешек. А потом, когда уже закончила институт и собралась было идти в аспирантуру, неожиданно для себя выиграла тендер для «Мегафона». У них тогда был публичный запуск, и мы с коллегами спроектировали и построили им выставочный стенд. И я заработала на машину.

Сколько у вас длится рабочий день?

По-разному. Могу и в три часа ночи уйти из офиса.

Женщине вредно много вкалывать?

Я считаю, что надо работать столько, сколько нужно­ для получения результата. Но при этом делать вид, что ты никогда не работаешь. Выглядеть так, как будто только что с отдыха.

А как такое возможно?

Мой минимум – я хожу несколько раз в неделю на укладку, раз в неделю на маникюр. Считаю, что женщина должна быть гармонична во всем. Если у нее есть карьера, это не значит, что у нее не должно быть личной жизни. И наоборот. Почему не могут быть две бизнес-истории в одной семье? Могут!

Надо работать столько, сколько нужно. Но при этом выглядеть так, как будто ты только с отдыха.

Вы действительно так считаете?

Конечно, считаю. Потому что со временем самая любимая жена может стать неинтересна, потому что появится другая, которая быстрее, лучше, сильнее, интереснее, веселее. И это даже не про возраст и внешность.

А вы привлекательностью часто пользуетесь в бизнесе? 

Пользуюсь, конечно. У меня нет романов с клиентами, но я не против, чтобы мне подали пальто, подали руку. Не откажусь от бокала шампанского, если это уместно, конечно. Я считаю, что это просто must. Родился девочкой – терпи, тебе и так достается очень много по жизни. Но если есть те редкие моменты, которые можно использовать, их надо использовать. Мир бизнеса, мир архитектуры – это все равно очень мужской мир. Там есть и сексизм, и шовинизм. И тебе постоянно приходится доказывать, что ты чего-то стоишь. Но при всем этом надо оставаться женщиной. Мне кажется, что сильная женщина – это очень сексуально. Прекрасная ролевая модель.

Не заводить романы с клиентами – это ваша принципиальная позиция? Через постель – это тоже способ построения карьеры.

У меня достаточно опыта, чтобы клиенты нанимали меня благодаря профессиональным качествам. Но, конечно же, в отношениях не может быть принципиальных позиций. Все, что касается химии, чувств, эмоций, контролировать очень сложно. Можно управлять математическими формулами и чертежами, а этим невозможно. Но в любом случае между людьми должна быть химия. Я стараюсь не брать объекты, если мне люди несимпатичны. Завести интрижку – не мой стиль. Я предпочитаю оставаться друзьями. Та самая химия в моей жизни была, может быть, только дважды.

Случалось ли вам отпугивать потенциального кавалера, когда он узнавал про вашу успешность?

Те, кто боится, – проходите мимо. А вообще у меня нет такой проблемы: мои мужчины каждый раз все интереснее и интереснее. Я никогда не буду со слабым мужчиной, потому что я должна, в первую очередь, быть за ним, его тенью. Но при этом быть самостоятельной.

Когда такая женщина, как вы, произносит «Я должна < em>быть его тенью», это немного смещает ориентиры.

А почему нет? Это же семья и дом. Входя домой, ты за дверью оставляешь работу.

Но вы только что при мне деловую встречу назначили на девять вечера!

Да, потому что я в данный момент уже два месяца как свободна. 

Вы не боитесь остаться одна?

Я не останусь одна. В крайнем случае всегда есть возможность пройтись по страницам записной книжки < em>(смеется). А вообще сейчас время одиночек. Сегодня, к сожалению или к счастью, другое время. Многие из нас немножко заигрались в эту профессиональную историю. Мы попали на ту волну, когда стало позволительно не быть в 25 лет замужем.

И даже в тридцать, и позже.

И даже в тридцать. А дальше уже идет момент выбора­ человека – у тебя требования-то растут. И у человека к тебе. Поэтому это все должно совпасть. И мне неинтересно, чтобы было абы что. Я уверена в джекпоте.

Как вы познакомились с ресторатором Александром Раппопортом?

Мы были в общей компании в гостях у художников Тотибадзе. И неоднократно просто виделись. У нас есть общий приятель – он строил ему офис. Александр Леонидович попросил порекомендовать дизайнера. И тот человек посоветовал меня.

Вам комфортно с ним работать?

И да и нет. Мне очень нравится, что он требовательный и не дает схалтурить. Человек, который имеет позицию. Я уверена, что с другим клиентом такое место, как «Dr. Живаго», вряд ли получилось бы.

То есть вы сошлись во вкусах?

Да, он дает похулиганить. Авантюрист. Ну кто в здравом уме дал бы завязать глаза скульптурам пионерок? Еще чуть-чуть – и это будет китч. А так это гротеск.

В чем ваши сильные стороны?

Мое фундаментальное образование позволяет мне выполнять проекты в самых разных стилях – я этим активно пользуюсь. Я умею делать грамотную планировку. Пространственное мышление – это на 100% важно. Я чувствую пространство и людей, с которыми работаю. Быстро понимаю, чего они хотят.

Как правильно себя продавать работодателю?

На первых этапах общения с клиентом я предпочитаю личные презентации моего бюро. Я стараюсь не отсылать портфолио (его даже нельзя посмотреть онлайн – у моей архитектурной студии нет сайта, только заставка). Это принципиальная позиция – я всегда предпочитаю встречаться лично. Очень важна улыбка. Обаяние. Харизма. Добрые намерения. Насмотренность. Открытость к жизни, к переменам. Я никогда не закрываю двери для возможностей – они могут возникнуть совершенно неожиданно.

Выбор Анастасии Панибратовой

 Любимые духи: Herme`s Un Jardin sur le Nil 

 Любимая марка одежды: David Koma, Comme des garcons, Alexander McQueen, Herme`s

 Fashion-фетиш: обувь, купальники

 Город для шопинга: Канны

 Любимое место для отдыха: весь мир

 Автомобиль: Mercedes-Benz E-Class

Фото: Анастасия Хавжу

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйСентябрь 2017
Princess