«За окном весна, пора покупать солнцезащитное средство. Но я не понимаю, как вообще можно что-то выбрать из такого количества новинок. Подскажите, пожалуйста, как правильно выбирать защиту от солнца: на что ориентироваться, что искать на этикетке, какие фильтры лучше?»

Мария, 32

Ответ специалиста:

Солнце генерирует различные виды излучения (видимый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение и др.), и когда мы говорим о вреде солнца, то подразумеваем воздействие ультрафиолета. На планету проникают лучи ультрафиолета спектра А и В. Ультрафиолет В (UVB) воздействует преимущественно на поверхностный слой кожи эпидермис, и под его воздействием возникает загар и … солнечные ожоги. Ультрафиолет А (UVA) способен проникать в глубокие слои кожи, воздействуя там на коллагеновые и эластиновые волокна (он вызывает их повреждение, запуская таким образом процесс фотостарения). Также именно UVA несет ответственность за появление нежелательной пигментации на коже. Помимо этого, оба спектра ультрафиолета вызывают выработку свободных радикалов, которые могут негативно влиять на ДНК, снижая иммунитет, и как следствие в некоторых случаях приводя к образованию раковых клеток.

Солнцезащитное средство должно обеспечивать защиту от ультрафиолета обоих типов — А и В. Обычно на упаковке указывают маркировку SPF и цифру, обозначающую степень защиты. Однако SPF (Sun Protection Factor) – это защита только от ультрафиолета В. Обязательно должна быть защита и от ультрафиолета А. Ищите на упаковке солнцезащитного средства маркировку UVA, обведенную кружочком, или PPD (Persistent pigment darkening) – это свидетельствует о том, что средство содержи фильтры и от ультрафиолета А.

Используемые в солнцезащитных средствах фильтры делятся на физические и химические. В качестве физических или минеральных фильтров наиболее часто используют оксид цинка и диоксид титана. Они не впитываются и не вызывают раздражения и аллергических реакций, но нужно помнить, что минеральные фильтры не водостойки. Химических фильтров большое разнообразие и они обладают водостойкостью. Физические фильтры действуют по принципу экрана и отражают лучи ультрафиолета, а химические - поглощают ультрафиолет и преобразуют его в тепловую энергию. Ни один фильтр не может дать полноценную защиту от всего спектра ультрафиолета, поэтому наиболее выигрышна комбинация физических и химических фильтров, поскольку они дополняют действие друг друга.

Форм выпуска солнцезащитных средств много, выбирать их необходимо исходя, из типа кожи и какую именно зону мы хотим защищать (только лицо в условиях города или лицо и тело на отдыхе). Наиболее универсальная текстура солнцезащитного средства – это крем или молочко. Для жирной кожи лица больше подойдут эмульсии, гели и флюиды, для нормальной и комбинированной кожи – молочко и крем, сухой коже лучше выбрать крем. Также современные средства, помимо защиты от солнца, могут дополнительно делать много хорошего  увлажнять, тонизировать, матировать кожу.

Используя солнцезащитные средства, необходимо помнить правила:

  • солнцезащитное средство необходимо нанести на кожу за 15-20 минут до выхода из дома, чтобы оно успело впитаться;
  • солнцезащитное средство необходимо обновлять каждые 1,5-2 часа, а если вы купаетесь, то после каждого купания;
  • солнцезащитные средства должны храниться в сухом месте, защищённом от солнца и перегревания. В машине не храните средство в бардачке, а дома на подоконнике – это приведет к порче крема. На пляже средство должно лежать в пляжной сумке без доступа солнечных лучей.

И еще один важный момент – нежелательно использовать прошлогодние средства. После вскрытия флакона средство вступает в контакт с внешней средой и их эффективность уменьшается. Неоткрытая упаковка хранится согласно цифрам срока годности, указанного на ней. Если же вы воспользовались средством, то начинает действовать другой срок годности – отсчет идет с момента вскрытия. Для этого на упаковке стоит маркировка в виде открытой баночки и цифра с буквой М – это количество месяцев, в течение которых средство можно использовать после вскрытия. Обычно эта цифра колеблется в диапазоне 6-12 месяцев.

Эксперт
Александр Прокофьев
Александр Прокофьев

 врач-дерматовенеролог, эксперт марки La Roche-Posay.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб