ДНК бренда: откуда пришла мода
Коко Шанель и Кристиан Диор

В многочисленных пресс-релизах, новостях и модных обзорах можно часто услышать понятие «ДНК бренда». В прямом смысле оно означает определенные установки, заложенные в марку ее основателем. Это наследие тех дизайнеров, имена которых вшиты золотой нитью в историю моды, которые создали основу того, что мы видим на подиумах сегодня. Сейчас креативные директора брендов меняются с космической скоростью: дизайнеры переходят из одного модного дома в другой, привнося что-то свое или продолжая следовать уже намеченным целям. И не у всех, к слову, включить в повестку наследие «отцов-основателей» получается удачно. Но кто они — люди, с которых все начиналось, и что они оставили своим дизайнерам-преемникам? Ответы на эти вопросы в нашем экскурсе в прошлое.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель представляет коллекцию Chanel, 1958 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель на показе коллекции Chanel Autumn/Winter 2022/2023
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель представляет коллекцию Yves Saint Laurent, 1968 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель на показе коллекции Saint Laurent Fall/Winter 2022/2023

Если говорить об истоках моды в ее современном понимании, то они связаны с именем Чарльза Фредерика Уорта — первого всемирно известного кутюрье. Родившись в Великобритании в 1825 году, он потратил всю свою жизнь на то, чтобы стать кем-то большим, чем простым выходцем из семьи адвоката. Первой ступенью в его карьере стала стажировка в нескольких лондонских компаниях по поставке тканей, однако Чарльз быстро понял, что достоин большего.

В двадцатилетнем возрасте он переехал в столицу мировой моды — Париж, где спустя пять лет непрерывной работы открыл свое собственное ателье. Первыми творениями Уорта стали платья для его супруги, которые впоследствии пришлись по вкусу и остальным француженкам. Они состояли из тюля, цветов, блесток, благородных тканей и кринолина — революционного изобретения дизайнера, которое являло собой облегченную версию юбочного каркаса. Создание кринолина избавило женщин от тяжести многослойного подола, позволив носить два слоя ткани вместо шести.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Чарльз Фредерик Уорт
ДНК бренда: откуда пришла мода
Платье Worth

Слухи о новом слове в моде быстро разлетелись по всей Европе, и в ряды клиенток дома Worth встали самые знатные и влиятельные дамы в лице австрийской принцессы Паулины фон Меттерних и супруги Наполеона III — императрицы Евгении. Особам такого ранга было предоставлено исключительное право на пошив индивидуальных заказов, в то время как для остальных поклонниц своего таланта Чарльз делал платья по уже готовым эскизам. Он стал первым дизайнером, который демонстрировал наряды на устраиваемых модных показах четыре раза в год. На них клиентки и выбирали модели, с которых затем делались копии. Так, Уорт провел грань между элитарным и массовым, которую невозможно стереть по сей день.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Платье Worth
ДНК бренда: откуда пришла мода
Платье Worth

С именем дизайнера также связывают появление лейблов, дефиле и профессии манекенщицы — до этого для показа одежды использовались лишь искусственные манекены. Но главной заслугой Чарльза Фредерика Уорта считают основание Синдиката Высокой моды, которое закрепило за ним звание отца Haute Couture. Организация, созданная 1868 году, существует и сегодня, объединяя элитные парижские дома мод. В их число входят Christian Dior, Saint Laurent, Chanel, Balenciaga, Lanvin и Givenchy, каждый из которых имеет свою многолетнюю историю.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Кристиан Диор
ДНК бренда: откуда пришла мода
Кристиан Диор на примерке

Кристиан Диор основал свой собственный бренд на 42-ом году жизни, успев переменить несколько профессий: окончив школу политических наук, он работал галеристом, художником по костюмам, иллюстратором и солдатом в рядах французской армии. Однако еще в юные годы, сбегая из университета на выставки и курсы живописи, Диор мечтал создавать платья и элегантные шляпки. Открыв в 1946 году салон на 300-ой авеню, он поставил единственную цель — напомнить женщине послевоенного времени о ее красоте и великолепии, в результате чего родился стиль, окрещенный термином New Look. «Мы оставили позади эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера, — говорил новоявленный кутюрье, — Я рисовал женщин, напоминающих цветы: нежно- выпуклые плечи, округлая линия груди, лианоподобная стройная талия и широкая, расходящаяся книзу, юбка».

ДНК бренда: откуда пришла мода
Коллекция Christian Dior, представленная в 1950-ом году
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель в одежде от Christian Dior, 1951 год

Романтичные и нежные платья Диора моментально нашли отклик у уставших от лишений и серости парижанок. Каждая из его коллекций встречалась с трепетом и восторгом и была успешна как в творческом, так и в коммерческом планах. Помимо стиля New Look, во многом определившего сегодняшние тенденции, Кристиан подарил моде приталенный «барный» пиджак с пеплумом, юбку-карандаш, золотое бюстье и исторический аромат Miss Dior.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Софи Лорен в платье от Christian Dior, 1956 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модели представляют новую коллекцию Christian Dior, 1958 год

Главной его конкуренткой была легендарная Коко Шанель, которая называла наряды с биркой Christian Dior «ужасом пятидесятых» и в противовес затянутым корсетам и пышным юбкам пропагандировала свободный крой и простые формы. Твидовый костюм, элегантные пиджаки и брюки, юбка, сидящая по фигуре — вещи, в которых Габриель появлялась на светских приемах, и которые впоследствии стали предметом обожания знакомых ей аристократок. Они наперебой просили Шанель избавить их от надоевших помпезных нарядов, и та стала шить одежду не только для себя, но и для других женщин.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Коко Шанель, 1937 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Коко Шанель, 1957 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Коко и модель Chanel на примерке, 1958 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Коко Шанель в Париже, 1959 год

При помощи своих многочисленных воздыхателей Коко открыла салон на Rue Cambon, который сегодня является чуть ли не главной достопримечательностью Парижа после Эйфелевой башни. Собственно, там и родилось маленькое черное платье, сумевшее доказать, что цвет, ранее считавшийся траурным, может придать элегантности вечернему образу.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Классика от Chanel, 1960 год

К слову, у Шанель мечтали не только одеваться, но и учиться искусству кройки и шитья. Одним из тех, кому повезло работать с этой великой женщиной, был Кристобаль Баленсиага — амбициозный испанец, открывший собственное ателье в возрасте 22 лет. Однажды смело заявив испанской маркизе, что сможет сшить платье не хуже, чем у нее, он создал наряд на уровне опытных кутюрье и тем самым пробил себе дорогу к славе. В последующие годы у юноши одевалась вся испанская знать, а с выходом его коллекции «Инфанта» в 1939 году — и остальной мир.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Кристобаль Баленсага, 1927 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель в платье и пальто от Balanciaga, 1955 год

Его творчество ознаменовало целую эпоху: 40-е и 50-е годы в моде носят название «Эры Баленсиаги». В этот период он совершил несколько революционных открытий, которые послужили основой для современной моды. Все элементы и линии в костюме, по мнению Кристобаля, должны быть круглыми; вечерние наряды обязаны быть шикарными, а дневные — сдержанными; приоритет в дизайне отдавался однотонным тканям и простой отделке. Именно Баленсиага создал рукав три четверти, платья-туники и платья-трапеции, юбки-бочки, платья-мешки, пальто-каре, приталенные силуэты и огромные капюшоны.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель в платье от Balanciaga, 1946 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель представляет новую коллекцию Balanciaga, 1948 год

Если в 50-е годы вся пресса гремела о таланте Баленсиаги, то в 60-х все внимание было обращено в сторону «Маленького принца Высокой моды» — двадцатилетнего алжирского эмигранта Ива Сена-Лорана. Окончив Школу при парижском Синдикате Высокой моды и выиграв в процессе обучения несколько дизайнерских конкурсов, он был приглашен на стажировку к Кристиану Диору, а после смерти великого кутюрье встал во главе его детища. Уже на первом своем показе Ив доказал, что учитель не ошибся в выборе преемника: прямые линии и архитектурный крой стали осовремененной версией диоровского стиля и положили начало совершенно новой вехе в его истории. Впрочем, из-за внутренних интриг и козней, строившихся вокруг молодого дизайнера, его сотрудничество с домом Christian Dior продлилось недолго.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Ив Сен-Лоран, дизайнер модного Дома Dior, 1958 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель Dior, дизайнер Ив Сен-Лоран, 1960 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель Dior, дизайнер Ив Сен-Лоран, 1960 год

В 1961 году Ив Сен-Лоран основывает одноименный бренд, коллекции которого заложили базу для дальнейшего развития модного бизнеса. Благодаря ему в женском повседневном гардеробе появились кожаные куртки, свитера с горлом, прозрачные блузки и смокинги, которые стали своеобразной визитной карточкой французской марки. Помимо всего прочего, Сен-Лоран впервые ввел в моду этнические мотивы, а на подиум — темнокожих моделей. Всем этим нововведениям сопутствовали критика и скандалы, однако именно они делали из простых идей сенсацию, а из дизайнера — передового человека в моде прошлого столетия.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель в пальто от Yves Saint-Laurent, 1966 год
ДНК бренда: откуда пришла мода
Модель представляет новую коллекцию Yves Saint-Laurent, 1968 год

Имена, уже ставшие нарицательными, сегодня вспоминаются с особой регулярностью: всему виной активные перестановки в построенных ими империях, которые влекут за собой становление новых вех в их историях.  Дом Chanel до самой смерти возглавлял Карл Лагерфельд, которому после его ухода из жизни пришла на смену его правая рука Виржини Виар.

ДНК бренда: откуда пришла мода
Карл Лагерфельд и Виржини Виар после показа Chanel колекции весна-лето 2019 на Неделе Моды в Париже

Демна Гвасалия пишет свои строки в истории культового дома Balenciaga, а Christian Dior переманил на свою сторону экс-креативного директора Valentino Марию Грацию Кьюри. Успех каждого «новобранца» в стенах именитого модного дома зависит от того, как он будет работать с его наследием: сможет ли интегрировать его в современность, не нарушить основополагающие заповеди и при этом добавить своей индивидуальности. 

ДНК бренда: откуда пришла мода
Демна Гвасалия
ДНК бренда: откуда пришла мода
Мария Грация Кьюри

Кто справился, — тот, как Эди Слиман, вносит новые слова на страницы истории моды. Кто не оправдал ожиданий, — тот, как Александр Вэнг, пишет свой собственный рассказ. Что из этого получится, прочитаем через несколько десятилетий и будем надеяться, что в этой летописи останутся знакомые и любимые всеми имена.

Фото: Getty Images