Легенды «Оскара»: самые известные платья в истории премии

[Мода] [Легенды моды][Звездный стиль][Оскар 2017 и его герои]
25112
В свете начала модных приготовлений к 89-й премии Американской киноакадемии, вспоминаем наряды звезд, которые заставили говорить о себе в прошлые годы.

Мэрилин Монро в Charles LeMaire, 1951

50-е годы – время формирования моды красных дорожек. Именно тогда созревали new look от Dior с присущим ему послевоенным романтизмом, театральность Givenchy и женственная стилистика Balenciaga. В то же десятилетие блистали три главных звезды западного кинематографа – Мэрилин Монро, Одри Хепберн и Грейс Келли, которые, собственно, и «выгуливали» дизайнерские творения мэтров, придавая им широкую огласку. Однако часто девушки заимствовали платья не из отшитых модельерами коллекций, а из своих же костюмерных, как это было в случае с Монро.

Мэрилин Монро в платье Charles LeMaire перед 23-й церемонией вручения премии «Оскар», 1951 год
Мэрилин Монро в платье Charles LeMaire перед 23-й церемонией вручения премии «Оскар», 1951 год

На «Оскаре» 1951 года актриса появилась в пышном черном наряде авторства Чарльза ЛеМейра, который одевал труппу фильма «Все о Еве». Мэрилин сыграла в нем одну из ведущих ролей, а сам фильм тогда получил целых шесть статуэток. Для вручения награды коллегам за лучший звук дива выбрала платье, которое изначально принадлежало совсем другой знаменитости: в нем за несколько месяцев до мероприятия в ленте «Дом на телеграфном холме» была замечена героиня Валентины Кортезе. Впрочем, Монро это ни капли не смутило: накинув поверх своей находки меховое манто, она грациозно прошла к театру Пантаж, где от некоронованной королевы никто не смог оторвать глаз.

Одри Хепберн в Givenchy, 1954

Одри Хепберн в платье Givenchy перед 26-й церемонией вручения премии «Оскар», 1954 год
Одри Хепберн со статуэткой за роль в фильме «Римские каникулы», 1954 год

В отличие от Мэрилин Монро, которая так и не получила заветной статуэтки, Одри Хепберн была возведена в титул оскароносной актрисы за свою игру в фильме «Римские каникулы». Для триумфального выхода за наградой она надела кружевное платье от Givenchy, ставшее первым «закадровым» опытом ее сотрудничества с дизайнером. Наряд был идентичен работе костюмера Эдит Хэд, в которой Хепберн появилась в финальных кадрах картины. Однако платье Givenchy имело сравнительно меньшую длину и большую скромность, что подчеркивало тонкую красоту музы французского модельера.

Платье Одри Хепберн для 26-й церемонии вручения премии «Оскар», созданное Юбером де Живанши
Одри Хепберн в платье Givenchy, 1954 год

На сегодняшний день «цветочное платье Одри» имеет свою страничку в англоязычной Википедии как образец идеального светского выхода. Оно было признано лучшим нарядом «Оскара» по версии журнала Time и одним из самых дорогостоящих платьев в истории: на аукционе винтажных вещей 2011 года его продали почти за 132 тысячи долларов, что весьма неплохо даже по голливудским меркам.

Грейс Келли в Edith Head, 1955

Штатный дизайнер студии Paramount Эдит Хэд в 50-е была известнее любой киноактрисы. За свою многолетнюю карьеру она поработала более чем над тысячей зарубежных фильмов и получила восемь (!) «Оскаров» в номинации «лучший художник по костюмам». Хэд одевала Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Дебби Рейнольдс и Грейс Келли, причем не только на экране, но и за его пределами, превращая непримечательных старлеток в самых стильных женщин эпохи.

Грейс Келли в платье Edith Head на 27-й церемонии вручения премии «Оскар», 1955 год
Эдмонд О'Брайен и Грейс Келли в платье Edith Head на 27-й церемонии вручения премии «Оскар», 1955 год

Одним из наиболее знаменитых творений Эдит является платье для мисс Келли, которая в 1955 году получила награду за образ «деревенской девушки» в ленте Джорджа Ситона. Сделанное из сатина голубого оттенка и дополненное легкой драпировкой и бретелями, оно стало классикой гламура по-американски, неоднократно повторяемой впоследствии. Холодный цвет, которым пренебрегали на помпезных мероприятиях, предпочитая моду на монохром, придал внешнему виду Грейс необходимую статусность. Вооружившись этим, она вскоре исполнила свою последнюю и главную роль – супруги князя Ренье и великолепной княгини Монако.

Барбара Стрейзанд в Scassi, 1969

На 41-й церемонии вручения наград премии «Оскар» Барбара Стрейзанд завоевала сразу две награды. Одну – за свою дебютную роль в картине «Смешная девчонка», вторую – за самый безвкусный наряд. Создателем сетчатого брючного костюма с блестками, о котором на следующий день после «Оскара» гремели все ведущие СМИ, оказался канадский дизайнер Арнольд Скази. Он предложил Стрейзанд выбор между «милым и консервативным» одеянием и, наоборот, «чересчур эксцентричным и непохожим ни на что». Молодая актриса, которая тогда только грезила о мировой известности, конечно же, выбрала второе, и, как ей казалось, не прогадала. «Боже, я даже не подумала о софитах! Когда они загорелись, мой костюм стал абсолютно прозрачным! – рассказывала Барбара в одном из интервью. – Я чувствовала себя так неловко…».

Барбара Стрейзанд в прозрачном костюме на 41-й церемонии вручения премии «Оскар», 1969 год
Барбара Стрейзанд в прозрачном костюме на 41-й церемонии вручения премии «Оскар», 1969 год

Со временем модный промах сыграл на руку обеим персонам: «смешную девчонку» назвали обладательницей самого знаменитого костюма с красной дорожки, а к Скази посыпались заказы не только от голливудских звезд, но и от первых лиц государства. Барбара Буш, к примеру, появилась в его наряде на инаугурации супруга – Джорджа Буша-старшего, а Хилари Клинтон выбирала платья дизайнера чуть ли не на каждый выход. Сама же Стрейзанд закрепила за Арнольдом статус своего главного костюмера, а он спустя несколько лет написал мемуары «Женщины, которых я одевал (и раздевал)».

Шер в Bob Mackie, 1986 и 1988

Шер переплюнула свою коллегу по сцене дважды, сначала эпатировав публику в костюме «индейца», а затем – в «утрированном» наряде восточной женщины. Оба образа для нее подготовил Боб Маки – американский дизайнер, известный своим сотрудничеством с Джуди Гарленд, Дайаной Росс, Лайзой Миннелли и Тиной Тернер. В Голливуде его называют «султаном блесток», создающим одежду для женщин, которые не боятся быть замеченными. «Оскаровские» туалеты Шер определенно доказывают этот тезис, резюмируя, что мода – это в первую очередь искусство.

Шер на 58-й церемонии вручения премии «Оскар», 1986 год
Шер на 60-й церемонии вручения премии «Оскар», 1988 год

«В 1986 году я не получила номинацию за «Маску», и каждый говорил, что это из-за моей привычки одеваться не как серьезная актриса, – говорила Шер. – О’кей, я хотела быть замеченной Академией, но я в то же время не хотела не принадлежать себе». За настойчивость и стремление следовать только своим желаниям, сладкоголосая актриса получила свою награду спустя пару лет. «Оскару» Шер тогда радовалась как девчонка, прыгая и танцуя в прозрачном платье с блестящей бахромой: «Когда Джейн Фонда увидела меня, она смеялась как сумасшедшая. Здорово же, что наши с Бобом задумки приносят людям такие эмоции!»

Мадонна в Bob Mackie, 1991

Знаменательным годом для Боба Маки стал также 1991-й, когда Мадонна заказала у него наряд для 63-й церемонии киноакадемии. Не ней певица готовилась исполнить композицию «Sooner or Later», которая, будучи саундтреком к фильму «Дик Трейси», завоевала золотую статуэтку.

Мадонна и Майкл Джексон на 63-й церемонии вручения премии «Оскар», 1991 год
Мадонна и Майкл Джексон на 63-й церемонии вручения премии «Оскар», 1991 год

Накануне Мэдж пообещала, что придет на вечер с самым знаменитым мужчиной эпохи, а также примерит на себя неожиданный, но всем знакомый образ. Так оно и получилось: поп-королева вышла к прессе под ручку с Майклом Джексоном, а ее платье вкупе с меховой накидкой апеллировало к моде 50-х и стилю бессмертной Мэрилин Монро.

Николь Кидман в Christian Dior, 1997

Не менее эффектно на «Оскаре» появилась супруги Николь Кидман и Том Круз, которые тогда еще даже не думали о разводе. На актере, номинированном на лучшую мужскую роль, красовался классический черный смокинг, в то время как на его рыжеволосой избраннице было роскошное платье от Christian Dior.

Николь Кидман в Christian Dior и Том Круз на 69-й церемонии вручения премии Оскар», 1997 год
Николь Кидман в Christian Dior на 69-й церемонии вручения премии «Оскар», 1997 год

Для 1997 года оно было совершенно беспрецедентным: во-первых, его дизайн резонировал с тогдашней модой красных дорожек (все носили лишь черные футляры и нюдовые наряды из шифона), а во-вторых, его автором был «новенький» из французского дома Dior. Джон Гальяно, вступивший на пост креативного директора марки несколько месяцев назад, благодаря этому выходу Кидман получил колоссальную популярность, а затем и поддержку других мировых звезд.

Гвинет Пэлтроу в Ralph Lauren, 1999

Через два года после триумфа Николь Америка обрела новую икону стиля. Ей стала 25-летняя актриса Гвинет Пэлтроу, получившая «Оскар» за роль во «Влюбленном Шекспире». За наградой девушка пришла в нежно-розовом платье Ralph Lauren, которое напомнило гостям вечера эру Баленсиаги и Жака Фата.

Гвинет Пэлтроу в Ralph Lauren на 71-й церемонии вручения премии «Оскар», 1999
Гвинет Пэлтроу в Ralph Lauren на 71-й церемонии вручения премии «Оскар», 1999 гож

Выполненное из тафты и декорированное V-образным вырезом, оно имело весьма простую конструкцию, но в то же время было невероятно элегантным. Гвинет то и дело сравнивали с Грейс Келли, намекая на хороший вкус и смелость идти вразрез с тенденциями. Ведь до выхода Пэлтроу никто не решался надеть розовое, связывая этот цвет с известными стереотипами.

Бьорк в Marjan Pejoski, 2001

Если образ Гвинет можно с уверенностью отнести к лучшим нарядам «Оскара», то «лебединый» костюм Бьорк традиционно фигурирует в «топах» с самыми неприятными эпитетами. «Ужасный», «безвкусный», «возмутительный» – как только не называли выдумку дизайнера Марджана Пежоски, которому на момент создания наряда было всего 15 лет.

Певица Бьйорк в платье Marjan Pejoski на 73-й церемонии вручения премии «Оскар», 2001 год
Певица Бьйорк в платье Marjan Pejoski на 73-й церемонии вручения премии «Оскар», 2001 год

С Бьорк его свели любовь к эпатажу и желание отдать дань Басби Беркли – одному из немногих режиссеров, чьи мюзиклы певица смотрела с обожанием. В его фильме «Дамы» можно заметить наряды с обилием белоснежных перьев, которыми как раз был декорирован ее костюм. Плюс ко всему дебютантка премии посчитала символ плодородия очень уместным в контексте Голливуда, поэтому, кроме обвивавшего ее шею лебедя, захватила на церемонию небольшой клатч-яйцо. «Я знала, что это, возможно, мое первое и последнее появление на такого рода мероприятии, и мне, конечно, хотелось запомниться, – говорила после своего провального выхода Бьорк, – В любом случае, ребята, это всего лишь платье!».

Черный пиар белого лебедя, продолжавшийся вплоть до следующего «Оскара», обеспечил исполнительнице полный sold-out ее альбома «Vespertine», обложка которого не обошлась без культового наряда. Марджан также получил неплохие бонусы в виде звездного паломничества к его только открывшемуся ателье. В очереди за тем, что «проще увидеть, чем описать», стояли сотни фриков – таких же сумасшедших, как и муза Ларса фон Триера, обожающая смеяться и быть смешной.

Джулия Робертс в Valentino, 2001

В тот же год «отметилась» актриса Джулия Робертс, которая не только получила статуэтку за роль в фильме «Эрин Брокович», но и внесла определенный вклад в моду начала 21-го столетия. Ее эффектное дефиле в черном бархатном платье повлияло на голливудскую традицию одевать на торжества исключительно новые наряды. Винтаж от дома Valentino, выбранный Джулией среди десятка других брендов, происходил был родом из 1992 года, которую Гаравани посвятил самым красивым киноактрисам.

Джулия Робертс в платье Valentino на 73-й церемонии вручения премии «Оскар», 2001 год
Джулия Робертс в платье Valentino на 73-й церемонии вручения премии «Оскар», 2001 год

Единственным новшеством модного изобретения был полосатый шлейф из органзы, который тянулся от талии «красотки». Ее образ завершал лаконичный пучок, небольшие бриллиантовые сережки и браслет, но главным украшением Робертс в тот вечер была золотая фигурка, которую та держала с нескрываемой гордостью. «Я одевал множество знаменитых женщин, – делился Валентино после трансляции «Оскара», – но лишь Джулия сделала меня по-настоящему счастливым. Когда она вышла за наградой в моем платье, я чуть не плакал от восторга. Этот момент точно станет одним из важнейших в моей карьере».

Холли Берри в Elie Saab, 2002

Красная дорожка Academy Awards способна буквально в одночасье возвести дизайнера в топ самых востребованных личностей индустрии. Так, ливанский кутюрье Эли Сааб, который в начале нулевых только-только набирал клиенток из-за океана, проснулся знаменитым после оскаровской ночи, где актриса Холли Берри была признана самой стильно одетой звездой.

Холли Берри в платье Elie Saab на 74-й церемонии вручения премии «Оскар», 2002 год
Холли Берри в платье Elie Saab на 74-й церемонии вручения премии «Оскар», 2002 год

Фотографы наперебой пытались запечатлеть все детали ее диковинного наряда: юбку с королевским шлейфом, прозрачный верх и цветочную вышивку, прикрывающую пикантные места темнокожей актрисы. Платье Elie Saab задало тенденцию на полуголую красоту, которая со временем приобрела гротескные формы, а посему заимело особую ценность как пример гармоничного сочетания сексуальности и «одетости» женщины.

Анджелина Джоли в Atelier Versace, 2012

Образ Холли Берри держался на позиции «лучшего» на протяжении целых 10 лет, пока на «Оскар» не вступила обнаженная нога Анджелины Джоли. Ее бархатное платье от Atelier Versace с высоким разрезом и «тюльпановым» верхом затмило собой все прошлогодние выходы знаменитостей и задало высокую планку будущим. Даже сегодня нельзя с уверенностью сказать, что какой-то из образов всколыхнул общественность сильнее, чем тот, который представила мать шестерых детей совместно с Донателлой Версаче. По крайней мере, пользователи «Твиттера», адресовавшие платью Джоли более ста тысяч сообщений, больше такой «бум» точно не испытывали.

Анджелина Джоли в платье Atelier Versace на 84-й церемонии вручения премии «Оскар», 2012 год
Анджелина Джоли в платье Atelier Versace на 84-й церемонии вручения премии «Оскар», 2012 год

К слову, одними хештегами в тот день дело не обошлось. Во время онлайновой трансляции торжества в сети появился аккаунт @AngelinaRightLeg, посвященный персонализированной части тела звезды, которую та драматично выставляла при каждом удобном случае. «Посмотрите, я здесь!», «Я прекрасна, не правда ли?» – появлялось на ироничной странице «Твиттера», создавшей вокруг триуфма актрисы еще больший шум.

Энн Хэтэуэй в Prada, 2013

Спустя год к «ножке Анджелины» в сети присоединились «соски Энн Хэтэуэй», которые демонстративно просвечивались через ее розовое платье Prada. Пикантную деталь посчитали неуместной в рамках столь статусного мероприятия, назвав «лук» героини «Отверженных» главным промахом 85-й церемонии «Оскар». Возмущение критиков стало следствием банальной нехватки времени, с которой столкнулась актриса на пути подготовки к вечеру, ведь буквально за три часа до выхода она собиралась надеть совершенно другой наряд.

Энн Хэтэуэй в платье Prada на 85-й церемонии вручения премии «Оскар», 2013 год
Энн Хэтэуэй в платье Prada на 85-й церемонии вручения премии «Оскар», 2013 год

«Я разглядывала свое платье от Valentino и уже представляла, как буду подниматься в нем за наградой, – рассказывала Хэтэуэй журналистам People. – Чуть позже я узнала, что Аманда Сейфрид собирается надеть нечто похожее, и была вынуждена подобрать для себя новый образ». Среди всех туалетов, предложенных актрисе, ей приглянулась атласная модель из коллекции Prada, которая имела подчеркнутую выточку на груди. Она, по словам стилистов Энн и ее супруга, добавляла скромному ансамблю необходимой остроты, уверив звезду в правильности выбора. Не подозревая о том, что он обернется самым обсуждаемым модным казусом, дива улыбалась и подмигивала прессе, которая неловко шушукалась за объективами фотокамер. В это время «Hattaway nipples» светились в топе всех социальных сетей, декларируя, что они выиграли в номинации «Лучшая актриса второго плана» безо всякой поддержки.

Дженнифер Лоуренс в Christian Dior, 2013

В юбилейный для кинопремии год чувство неловкости испытала не одна Хэтэуэй. Дженнифер Лоуренс, которая пришла на церемонию в пышном платье Christian Dior Haute Couture, подаренном ей как акт сотрудничества с компанией, упала прямо на пути к статуэтке. Громоздкий подол вкупе с высоченными каблуками Brian Atwood помешали грациозному выходу девушки, закрепив за ней статус самой неуклюжей актрисы Голливуда. Его она подтверждала и в 2014-м, и в 2015-м годах, спотыкаясь даже в менее замысловатой одежде.

Дженнифер Лоуренс в платье Christian Dior на 85-й церемонии вручения премии «Оскар», 2013 год
Дженнифер Лоуренс в платье Christian Dior на 85-й церемонии вручения премии «Оскар», 2013 год

Благодаря своеобразной визитной карточке, Дженнифер, которую ежегодно муссировали большинство СМИ, платья Dior получили излишнее внимание в рекламном эквиваленте. Цены на наряды, в которых падала оскароносная актриса, астрономически ползли вверх, достигая 4 миллионов долларов. Таким образом, ее нежно-розовое платье-бюстье стало самым дорогим за всю историю «Оскара», что в одночасье поставило девушку в один ряд со всеми вышеперечисленными персонами.

Дженнифер Лоуренс в платье Christian Dior на 85-й церемонии вручения премии «Оскар», 2013 год

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2017
2.0 лет в России