Мода на белое: история традиционного наряда невесты

[Мода] [Свадьба]
2681
То, что в наши дни считается главной приметой свадебного торжества, еще пару веков назад было непонятным нововведением. И лишь пример французской королевы подарил жизнь белому подвенечному платью.

Главный стилист Манхэттена Рэнди Феноли, который подбирает образы героиням программы телеканала TLC «Оденься к свадьбе», считает именно белое платье неотъемлемым атрибутом невесты с XXI веке. Именно он рассказал Marie Claire о том, как традиция зарождалась. 

От печали до радости

Сегодня белое свадебное платье считается классическим, но так было далеко не всегда. На Руси, например, традиционное свадебное (тогда еще подвенечное) одеяние было красным, а слово «красный» в свою очередь означало «красивый». В середине XIX века был очень популярен романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», главная героиня которого — молодая девушка, не спешащая выходить замуж. Впрочем, он мог быть и зеленым, и желтым, и разноцветным, главное — богато декорированным вышивкой, золотыми нитями, жемчугом, тесьмой, мехом и канителью. Оригинальность украшения подчеркивала искусность будущей жены как мастерицы и хозяйки. В Европе невесты тоже не спешили надевать белое – символика этого цвета отличалась в зависимости от конкретной страны. Например, в Италии он символизировал чистоту и невинность, но в первую очередь использовался в литургической практике, чем в повседневной жизни – в XIII веке папа Иннокентий III издал трактат, регламентировавший использование цветов в богослужении, и белый цвет в нем классифицировался как праздничный. 

Традиционный свадебный наряд индийской невесты

Были у белого цвета и весьма любопытные значения – например, в эпоху Возрождения в Университете Падуи и Болоньи он был символом гуманитарных наук. А вот во Франции белый считался траурным, и королевы вплоть до XVII века носили белые платья в знак скорби. В Индии белый цвет остается траурным до сих пор, поэтому индийские девушки замуж выходят обычно в красных сари.  Да и славяне в погребальных ритуалах использовали именно белый саван, так что замуж выходили в ярких пестрых платьях, которые позже надевали и на другие торжественные события. При выборе оттенка немаловажную роль играли связанные с ним поверья: фиолетовый сулил верность супруга и его любовь до гроба, а серый — скорую разлуку. На Руси вообще чтили приметы: так, например, очень важным считалось четное количество пуговиц — люди верили, что у всего должна быть пара, в противном случае семья очень скоро распадется или будет постоянно ссориться. 

Первая скрипка

Когда белый цвет стал понемногу появляться в свадебных церемониях, сложно установить достоверно. О моде Средневековья можно судить только по немногочисленным дошедшим до нас свидетельствам, которые, как правило, запечатлевали лишь нечто значимое или из ряда вон выходящее. Одно из первых упоминаний белого платья в качестве свадебного относится к 1499 году, когда герцогиня Анна Бретонская сочеталась браком с королем Франции Людовиком XII. Она была первой европейской принцессой, которая пошла под венец в белом платье. Связано это было, скорее всего, не с ее прогрессивными взглядами на моду, а с тем, что с момента смерти первого мужа (кстати, тоже короля Франции, Карла VIII) прошло меньше года, и траур Анны по нему официально еще не кончился. Поэтому и наряд у невесты был траурный, то есть белый. 

Бракосочетание Наполеона Бонапарта и Марии-Луизы Австрийской (1810 г.)

Пример Анны Бретонской не положил начало новой традиции — придворные дамы оказались не готовы к столь радикальным изменениям. Следующей, кто осмелился пойти под венец в необычном для своего времени платье, была англо-шотландская принцесса Елизавета Стюарт. В 1613 года она вышла замуж за курфюрста Пфальца и будущего короля Чехии Фридриха V, а в качестве наряда Елизавета выбрала платье из серебристо-белой парчи со шлейфом, расшитым бриллиантами. Чуть позже отличилась и вторая супруга Наполеона Бонапарта — эрцгерцогиня Мария-Луиза Австрийская: на своей свадьбе с императором Франции она была в платье нежно-белого цвета. 

Все могут королевы

Впрочем, эти примеры — единичные удивительные случаи, исключения, так и не завоевавшие право стать правилом. И дело было не только в траурных ассоциациях, но и в банальной практичности: белый цвет — очень маркий, и отстирать его было довольно сложно. Однако то, что не удалось принцессам, герцогиням и эрцгерцогиням, удалось, конечно, королеве. В 1840 году королева Виктория сочеталась браком с Альбертом Саксен-Кобург-Готским. 20-летняя девушка решила отказаться от помпезных и роскошных традиционных аксессуаров королевской свадьбы — тяжелых мехов и бессчетного количества крупных украшений, — и сделала выбор в пользу белого платья, декорированного такими же белыми лепестками цветов апельсина.

Бракосочетание Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского (1840 г.)

Венок и фата невесты гармонично завершали эту белоснежную композицию, создавая классический для нашего время образ невесты. В середине же XIX века появление королевы в таком наряде на публике произвело фурор. 

Газеты ─ не только в Великобритании, но и по всей Европе — пестрили изображениями церемонии и описаниями деталей платья Виктории.

Пример королевы Великобритании, а также то, что мода с начала XIX века шла по пути постепенного упрощения нарядов, включая свадебные, и привели к тому, что все больше невест надевали на церемонию бракосочетания именно белоснежные платья. Так, племянница знаменитой писательницы Джейн Остин — Фанни Найт — выходила замуж в белом платье, а наряд Евгении де Монтихо, когда она в 1853 году стала супругой Наполеона III, был выполнен из белого бархата. Однако надеть платье такого цвета можно было только раз в жизни, впервые выходя замуж. 

Евгения де Монтихо и Наполеон III (1861 г.)

Когда во второй половине XIX века в Европе сложился ныне классический образ невесты, модный тренд подхватили и в Российской Империи. Но тенденции давали свое объяснение: белый все еще оставался цветом траура и символизировал печаль и горе невесты из-за того, что она покидает отчий дом, переходит под опеку мужа и словно навсегда исчезает для своей семьи. Впрочем, после церемонии венчания наступала новая, яркая жизнь, и невеста как бы перерождалась и преображалась, переодеваясь в пестрое, нарядное платье голубого, зеленого или красного цвета.  

Альтернативная свадьба

Одно из главных правил XXI века — «быть не таким как все» — касается, конечно, и свадебной моды. В последние годы, стремясь выделиться из толпы десятков других невест, девушки выбирают платья самых разных оттенков, включая черный, красный и ярко-оранжевый. Кроме того, весьма популярны и брючные костюмы, и наряды в стиле бохо-шик и даже подчеркнуто не праздничный повседневный образ — джинсы, кеды и рубашка. 

Рэнди Феноли, впрочем, придерживается консервативных взглядов: по мнению стилиста программы TLC «Оденься к свадьбе», белое платье невесты — это одна из немногих традиций, которые лучше не нарушать. «Можно сделать необычный фасон, креативную прическу и оригинальные украшения, но цвет платья лучше всего оставить классическим». 

В салоне Рэнди на Манхэттене, например, практически все модели выполнены в светлых тонах — белый, нежно-кремовый, жемчужный, оттенок шампанского, серебристый и бежевый, — но экстремально ярких и пестрых среди них нет. Впрочем, Рэнди подчеркивает, что «свадьба — это в первую очередь праздник жениха и невесты, поэтому и ориентироваться нужно исключительно на свои ощущения, на то, в чем девушке будет комфортно, в чем она будет чувствовать себя уверенно».

Невеста-2017

«Модные свадебные тренды 2017 года позволят практически любой невесте подобрать что-то по душе, - говорит Рэнди (кстати, программа «Оденься к свадьбе: Великобритания» выходит по будням в 18:30 на телеканале TLC). ─ В этом году особенно популярны платья с рукавами( как с длинными, так и три четверти или же совсем короткими), экстремально глубокие декольте, многоярусные пышные юбки из легкой ткани, модели с открытыми плечами или спиной, кружевные вставки и воротники. 

Тренды можно миксовать, но лучше остановиться на каком-нибудь одном: например, если у модели глубокий вырез на спине, то от декольте или открытых плеч стоит отказаться, а вот пышная юбка, наоборот, предполагает отсутствие у платья воротника. Банты и шлейфы тоже будут в моде в этом году, поэтому воображению и креативности точно есть, где разгуляться». 

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2017
2.0 лет в России