Вещи-легенды: модное наследие Жана Пату

[Мода] [Легенды моды]
1900
Вот уж кто поистине ворвался в мир моды и навсегда изменил ход ее истории, так это французский модельер, основатель собственного бренда, самый что ни на есть истинный родоначальник спортивного стиля Жан Пату.

Его модное наследие, к сожалению, мало известно широкой общественности. Однако сложно себе представить человека, в гардеробе которого не найдется места для свитеров, пуловеров, кардиганов, купальников и плавок, спортивных шорт, лыжных костюмов и одежды для элитного вида отдыха. А ведь эти столь необходимые для современного человека вещи создал и привнес в нашу жизнь именно Жан Пату, сначала в спорт и элитные виды отдыха, а позже и на улицы европейских городов. Истинный джентльмен, красавец-мужчина, успешный бизнесмен, он обожал женщин и вместо корсетов предложил им легкость и динамику, наделив женскую красоту спортивным шиком.

Девушка-флэппер, или отражение времени

Жан Пату основал свой модный Дом в 1912 году, тогда ему было 25. Однако просуществовал тот недолго, поскольку началась Первая мировая война и пылкий юноша отправился добровольцем на фронт в 1914-м. Вернулся Пату возмужавшим, уверенным в себе и очень предприимчивым мужчиной. Дом Жана вновь был открыт в 1919 году и со временем обрел оглушительный успех.

Становление Дома происходило в 20-годы прошлого столетия, за которыми метко закрепился эпитет «ревущие». Важно понимать, что послевоенные годы – то время, когда страстно хочется жить, и жить полноценно, набрав воздух свободы полной грудью. Кажется, меняется сама скорость времени. Жизнь становится кардинально другой – динамичной, категорическим антиподом былой эпохе. Огромное количество технических открытий влекут за собой и открытия в сфере моды.

Символом этих открытий наряду с Коко Шанель становится Жан Пату. Его вещи знаменуют собой основу гардероба девушки-флэппер (слово «flap» означает шлепать, хлопать). По одной версии, определение символизирует птенца, который учится летать и взмахивает крыльями. То есть, образно говоря, молодую девушку, только-только начинающую взрослую жизнь. Также существует легенда, будто модниц двадцатых годов прозвали «флэпперами» потому, что они носили галоши не застегнутыми, так что те шлепали при ходьбе.

Девушка-хлопушка, девушка-сумасбродка, девушка-шампанское – главная героиня того времени. Молодая эмансипированная особа не носит корсеты, не подчеркивает талию, укорачивает длину юбок, курит, не стесняется выпивать, слушает джаз, танцует чарльстон и водит автомобиль. Более того, о ужас, она загорает и демонстрирует свои золотистые коленки… в этом историческом событии главную роль играет Жан Пату. Он станет пионером пляжной моды. Но это несколько позже. В начале же своей карьеры он предлагает женщинам платья, в том числе и в стилистике флэппер, и они пользуются успехом.

Однако, быстро сообразив, что единственной королевой на модном Олимпе является великая мадмуазель, Жан Пату принимает решение не сколько кутюрье, сколько мудрого бизнесмена – занять свою нишу. И он ее быстро находит.

Спортивная мода

Его знаменитый костюм для гольфа, созданный в 30-х годах, был продан весной 2015 года на аукционе в Париже за 85 000 евро. Юбка-плиссе и кардиган представляют не только историческую и культурную ценность, но и хранят в себе секреты мастерства гениального кутюрье.

Ставку на спорт Жан Пату делает не случайно. В послевоенные годы свободное время обеспеченные люди чаще всего проводят за игрой в теннис, гольф, за плаванием, фехтованием, катанием на лыжах и в путешествиях по самым роскошным уголкам мира. И для всего этого времяпрепровождения нужна новая одежда, соответствующая духу времени.

Сначала это была одежда только для спорта. Однако со временем она стала символом элитного вида отдыха и так понравилась свободолюбиво настроенным американкам своей расслабленностью и демократизмом, что неожиданно даже для самого кутюрье перекочевала в разряд уличной моды. Впоследствии и более скованные условностями женщины европейской культуры приняли этот тренд на ура.

«Мои модели придуманы для занятий спортом. Я делаю одежду, на которую так же приятно смотреть, как и носить, и которая позволяет полную свободу движений… Спорт, как вы можете заметить, оказывает огромное влияние на моду для женщин, так, свитера сейчас столь же актуально носить вечером, как и днем», – говорил о созданных им вещах дизайнер. Его слова как никогда остро и актуально звучат сегодня, в эпоху спорт-шика.

Плиссированная юбка и свитера

Сегодня, случайно встретив на улицах города девушку в шелковой белой плиссированной юбке, белом легком кардигане без рукавов, в белых кедах и оранжевой повязке, небрежно повязанной на голове, мы ее невольно отметим. То, как изысканно легко, буржуазно и динамично одета барышня. Но во времена Жана Пату эффект от такого зрелища был равносилен взрыву общественного сознания, бомбе, которая взорвала не только умы любителей спорта, но и всех модниц того времени. Именно так была одета на Уимблдонском турнире 1921 года знаменитая теннисистка Сюзанн Ленглен. Стоит ли говорить, что спортсменка произвела настоящий фурор.

Также Жан Пату стал первым в мире моды, кто показал женские ножки. Более того, костюм для тенниса стал первой мире одеждой для конкретного вида спорта. Впоследствии барышни в свитерах в бело-синию полоску и плиссированных юбках от Жана Пату станут street-style иконами своего времени.

В дань царившей тогда моде на арт-деко в 1924-м году Жан Пату выпустит свитера с рисунком в стиле «кубизм», и этот тренд тут же станет визитной карточкой дизайнера.

Бутик «спортивный уголок»

Открытый в 1925 году бутик Жана Пату представлял собой нечто совершенно уникальное. Каждая его комната соответствовала определенным видам спорта: верховой езде, яхтингу, лыжам и прочее. Таким образом, женщина могла одеться у Пату с ног до головы в стильные ансамбли вместе с аксессуарами. Более того, у Жана можно было обзавестись гардеробом, вещи которого отлично сочетались друг с другом.

Первый авторский лейбл

Единственным, но самым стильным украшением одежды от Жана Пату была монограмма с инициалами дизайнера. Только две лаконичные буквы«j» и«p». И всё. И больше никаких элементов декора. Таким образом, Пату стал так же пионером в истории создания авторских лейблов, помещенных на продукцию.

Пляжная мода

Жан Пату примечателен еще и тем, что его можно по праву назвать родоначальником пляжной моды. Впервые в истории дизайнер поделил купальники на два вида. Первые предназначались для профессиональных занятий спортивным плаванием, а вторые – для тех, кто желает позагорать и великолепно выглядеть на пляже. Не удивительно, что блестящая идея полюбилась женщинам разных стран и принесла автору коммерческий успех.

Жан Пату примечателен еще и тем, что его можно по праву назвать родоначальником пляжной моды. Впервые в истории дизайнер поделил купальники на два вида. Первые предназначались для профессиональных занятий спортивным плаванием, а вторые – для тех, кто желает позагорать и великолепно выглядеть на пляже. Не удивительно, что блестящая идея полюбилась женщинам разных стран и принесла автору коммерческий успех.

Кроме дизайна и кроя Пату уделял большое внимание качеству материала. Он много работал над тем, чтобы ткань была менее восприимчива к выгоранию на солнце и воздействию морской соли. Таким образом, мы обязаны талантливому кутюрье и предпринимателю еще и огромным выбором высокотехнологичных тканей, которые хорошо стираются, быстро сохнут и прекрасно держат форму.

Первое в истории индустрии красоты масло для тела и первый солнцезащитный лосьон

Признаться, сегодня трудно понять, защищал ли от ультрафиолетовых лучей первый лосьон для пляжа или нет. По одним источникам, Жан Пату создал масло для использования на пляже, которое благоухало экзотическими запахами и придавало красивый блеск телу. Huile de Chaldee был назван в честь древнего вавилонского города, который прославился благодаря янтарному сиянию кожи своих красавиц. В дальнейшем, видя оглушительный эффект и коммерческий успех масла, Пату решил, что и зимой женщинам не лишним будет напомнить о роскошных дальних странах, и создал еще и парфюм.

По другим источникам, легендарный кутюрье с предпринимательской жилкой впервые в истории выпустил настоящий солнцезащитный лосьон, и произошло это в 1928 году.

Легендарный аромат Joy

Жан пату был в числе первых кутюрье, включивших парфюм в модные коллекции. В 1925 году он представил три премьерных аромата. Amour-amour для брюнеток, Que sais-je? Для блондинок и Adieus Sagesse для рыжеволосых. Все три аромата были созданы при участии парфюмеров модного Дома Поля Пуаре и Анри Альмера.

Выдающийся бизнес-талант Жана Пату подсказывает ему в первый год великой депрессии открыть парфюм-бар для развлечения гостей. В нем клиенты дизайнера могли собрать и послушать собственные духи. В этом же году Пату просит Альмера создать нечто особенное, сложное и одновременно простое, независимо от того, сколько в итоге это будет стоить. Так рождаются на свет одни из самых дорогих духов в мире Joy. Около 10 000 цветков жасмина и более трехсот болгарских роз создают сердце аромата. Парфюм мечтаний, аромат радости и позитивного искрящегося отношения к жизни выпускается до сих пор с неизменным соблюдением традиций.

Он сделал профессию модели престижной

Жан Пату на отборе моделей, 1924 год

Жан Пату любил женщин. И точка. Особенно его вдохновляли высокие светловолосые спортивные раскованные американки. Он обратил на них внимание еще в первый свой визит в США. Не мудрствуя лукаво, предприниматель устроил кастинг, в результате которого из пятисот кандидаток выбрал шесть и увез их с собой в Париж. Такие нравы, – скажите вы. Однако Жан Пату действительно вывел профессию модели в разряд престижнейших.

Об авторе:

Елена Мареева  тв-продюсер, эксперт в области моды и стиля, @mareevastyle

Успешный блогер, стилист, эксперт в области персонального стиля, самопрезентации, умения управлять впечатлением, светского и делового общения, мужского костюма, модных трендов. 15 лет работы на ТВ. Последние 8 лет посвятила себя ток-шоу «Модный приговор». Как творческий продюсер проекта отвечала за программу, её качество, концепцию, рейтинги, нововведения, имидж и преображения героев.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2016
Dream