Богини советского черно-белого кинематографа
Клара Лучко, Янина Жеймо, Элина Быстрицкая

Любовь Орлова, Клара Лучко, Алла Ларионова — эти имена навсегда вписаны в историю советского кинематографа. 

Любовь Орлова

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Светлый путь», 1940 год

Мало кто знал, что Любовь Орлова, кумир миллионов, родилась в 1902-м году в семье потомственной дворянки — до самой смерти актриса отрицала свое благородное происхождение, а между тем происходила она из древнего рода тех самых Орловых, чья фамилия золотыми буквами вписана в российскую историю.

После триумфа «Веселых ребят» лицо Орловой стало почти иконой. Миллионы советских женщин не жалели усилий, стараясь хоть немного походить на любимую актрису. У психиатров даже появился специальный термин — «синдром Орловой», означавший патологическую страсть пациенток, стремившихся подражать актрисе. С ростом 1 метр 58 сантиметров и талией в 43 сантиметра Любовь Петровна была труднодостижимым идеалом. Орлова — портреты, голос, афиши — была повсюду. «Под Орлову» стриглись, копировали ее походку, прищур, улыбку.

Сыграв пять главных ролей в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Весна», Любовь Орлова заняла главное место на олимпе советского кинематографа. Сегодня эти ленты, некогда сводившие с ума огромную страну, вызывают лишь ностальгическую улыбку. Но магия Орловой по-прежнему сильна.

Марина Ладынина

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Свинарка и пастух», 1941 год

Марина Ладынина, любимица советских зрителей появилась на свет в 1908-м году в селе Скотинино. Названия этого, по слухам, она всегда стеснялась и местом рождения называла сибирское село с более благозвучным названием Назарово — туда крестьянская семья Ладыниных переехала вскоре после рождения Марины. Довольно скоро после обучения Ладынина оказалась во МХАТЕ, где у нее было немало интересных ролей, и все-таки Ладынина так и осталась в истории нашего кино женой и «актрисой режиссера Пырьева», актрисой, по сути, и для него единственной и главной: «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки»… Все это — классика, как ни пытались осмеять, осудить и агитпафосность, и неуемный задор этих фильмов, и их «несоответствие действительности».

Янина Жеймо

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Золушка», 1947 год

Все мы помним главную героиню нашего детства — трогательную Золушку с хрустальными башмачками и таким же хрустальным голоском. Роль красавицы, которая покорила сказочного принца своей добротой и простотой исполнила актриса Янина Жеймо. Маленькой, хрупкой, нежной и невероятно обаятельной, ей на тот момент было почти сорок лет. Жеймо родилась в 1909-м году, а «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро увидела свет в 1947-м. Впрочем, не удивительно, что не каждый смог бы догадаться об истинном возрасте Янины, актриса обладала не только удивительно хорошеньким, молодым личиком, но и практически кукольными параметрами: рост не более 148 сантиметров, а размер ноги — 32-й. Настоящая Золушка!

Жеймо родилась в семье цирковых артистов и потому, как водится, уже с раннего детства выступала на арене в качестве наездницы, гимнастки и балерины. После смерти отца о выступлениях в цирке пришлось забыть — семья перебралась в Петроград, мать, Янина и ее сестра Эля выучились играть на ксилофонах и организовали «Трио Жеймо», которое неизменно вызывало бешеный восторг у публики. Затем было кино. Жеймо успела сняться в довольно большом количестве фильмов, правда теперь они, увы, забыты, и мы помним только «Золушку».

Валентина Серова

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Девушка с характером», 1939 год

Брови вразлет, огромные глаза, чувственные губы… это Валентина Серова, звезда своей эпохи. Она начинала с Малого театра, впервые Серова, эталон красоты, секс-символ своего времени, вышла на сцену в возрасте 10 лет в спектакле «Настанет время» 1927-го года. Затем была учеба в ЦЕТЕТИСе (нынешнем ГИТИСе), затем — Ленком и кино, кино, кино… Серова блистала на экране, ей завидовали все, включая даже родную мать, тоже некогда довольно известную в театральных кругах актрису. В арсенале Серовой «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Жди меня», «Бессмертный гарнизон», «Кремлевские куранты», «Дети Ванюшина» и многие другие. Сегодня названия лент несправедливо забыты, а вот память о Серовой жива до сих пор — о ней снимают кино, пишут романы, говорят, говорят, говорят…

Мало кто знает, что жизнь актрисы совсем не была похожа на праздник — тяжелые отношения с мужем, затянувшийся до самой смерти конфликт с матерью, невозможность видеться с дочерью и как следствие, алкоголизм. Серова умерла в 1975 году одна, в пустой квартире, всеми забытая.

Людмила Целиковская

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Попрыгунья», 1955 год

Ее любили. Существует легенда, что однажды рота солдат, встретив Целиковскую на улице, целый квартал пронесла ее на руках, а прохожие аплодировали внезапному появлению звезды своего времени. Она родилась в 1919 году в семье музыкантов в Астрахани, а затем вместе с родителями перебралась в Москву. Там была Гнесинская школа, затем — Щукинское театральное училище и Вахтанговкий театр. Режиссер Константин Юдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную роль — Шурочки Мурашовой — в своей комедии «Сердца четырех». Этот фильм любим нами до сих пор. В послужном списке Целиковской более двадцати фильмов, среди которых «Попрыгунья» и «Близнецы» — богатая творческая биография. Личная жизнь Людмилы тоже отличалась разнообразием. К 23-м годам и к встрече с Михаилом Жаровым Целиковская уже дважды успела побывать замужем, впрочем, Жарова это не остановило. Благодаря ему Целиковская снялась в нескольких нашумевших картинах, в том числе и в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна.

Юлия Борисова

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Варшавская мелодия», 1969 год

Юлия Борисова, неповторимая и незаменимая Турандот, практически живое воплощение Вахтанговского театра родилась в 1925 году. Ее называли ярким примером вахтанговского стиля. Впрочем, что же это такое на самом деле, не возьмется объяснить и самый именитый критик, но зато всегда можно было сказать: вахтанговское — этот так, как играет Юлия Борисова.

Всю жизнь Борисова посвятила театру, будто бы забыв о существовании кино. В ее арсенале есть всего две ленты, которые сегодня все еще не забыты окончательно — «Три встречи» и «Идиот» Пырьева с молодым Яковлевым в главной роли. Экранизацию романа Достоевского удачной назвать довольно трудно, но Борисова в ней запомнилась всем.

Клара Лучко

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Двенадцатая ночь», 1955 год

Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове. В школе за высокий рост (170 см — по нынешним меркам это почти дюймовочка) и нескладную фигуру Клару дразнили «жирафой», правда после отчаянного поступка — прыжка с парашютом измывательства сошли на нет. Лучко с детства мечтала о карьере киноактрисы, занималась в драматическом кружке, пела, танцевала, корче говоря, упорно двигалась к своей мечте, которой суждено было сбыться!

После учебы во ВГИКе Лучко снялась в «Молодой гвардии», работала в фильмах «Три встречи» и «Родина капитана». Фильм «Кубанские казаки» буквально перевернул жизнь Клары Лучко. Никому неизвестная молодая актриса стала лауреатом Государственной премии и звездой всесоюзного масштаба. Особенно любили Клару Степановну на Кубани, где актрисе присвоили звание почетной казачки. Затем была «Двенадцатая ночь». Эта экранизация Шекспира получила великолепные рецензии, и в первую очередь отмечалась игра Клары Лучко, где у нее было сразу две роли. Спустя 45 лет, в 2000 году в Кембридже определялись лучшие актрисы тысячелетия. Кларе Лучко были присланы медаль и сертификат «Женщина тысячелетия», где было написано: «Отнеситесь серьезно, потому что следующее награждение состоится лишь через 1000 лет».

Элина Быстрицкая

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Тихий Дон», 1957 год

Она, неповторимая красавица с темными, ночными каким-то глазами когда-то и думать не хотела о том, чтобы стать актрисой. Во время войны Быстрицкая училась на курсах медсестер, работала в госпитале. В 1944 году поступила в медицинский техникум и только после войны, в начале пятидесятых начала неожиданно, кажется, для самой себя заниматься художественной самодеятельностью. Самая запомнившаяся и самая лучшая роль в кино Элины Быстрицкой — Аксинья. Сам Михаил Шолохов, когда увидел пробы Быстрицкой, сказал: «Вот она, вот Аксинья!»

За годы театральной деятельности Элина Быстрицкая снялась в более чем десяти фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Ее приглашали работать такие выдающиеся режиссеры, как Сергей Герасимов, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Юрий Егоров, Григорий Натансон, Григорий Александров и многие другие. Кроме «Неоконченной повести», наиболее известны работы актрисы в фильмах: «В мирные дни», «Богатырь идет в Марто», «Добровольцы».

Алла Ларионова

Богини советского черно-белого кинематографа
Кадр из фильма «Садко», 1952 год

Герасимов не взял Ларионову во ВГИК, по его мнению красоты в ней не было, да и с талантом тоже не очень повезло. Герасимова уговорил красавец Николай Рыбников — безответно и беззаветно влюбленный в Аллочку. Так началась история актрисы Ларионовой и роман хорошенькой Аллы с кумиром чуть ли не всех советских девушек Николаем Рыбниковым. Роман их продлился всю жизнь.

Алла все-таки окончила ВГИК в 1953 году и поступила в труппу Театра киноактера. Дебютировав в фильме «Садко» Александра Птушко, Ларионова сразу же стала звездой, причем не только в СССР. Фильм получил «Серебряного льва» на фестивале в Венеции, о юной актрисе писала западная пресса, ее приглашали сниматься в Голливуд, сам Чарли Чаплин звал ее работать, но этому, конечно, не суждено было сбыться в силу реалий того времени. Однако главный фильм в карьере был еще впереди — картина «Анна на шее» увидела свет в 1954 году. После были «Двенадцатая ночь», «Судьба барабанщика», «Ко мне, Мухтар!», «Дядюшкин сон», «Старый знакомый» и другие.

Фото: Кинопоиск, IMDb