#СамыеCмелые: аэрофобия (личный опыт преодоления)

[Life&Love] [Работа над собой]
228
Светлана Кольчик, которая с некоторых пор стала панически бояться летать на самолетах, решила пройти в Лондоне популярнейший сейчас курс по лечению аэрофобии.

Вы не против, если я возьму вас за руку? Конечно, когда самолет начнет трясти», – спешу добавить я по-английски, заметив, что сидящий у окна немец средних лет напрягся.

Я занимаю место у прохода (мое любимое), капаю на язык несколько гомеопатических капель успокоительного – некоторым подругам помогает – и глотаю сразу три таблетки валерьянки. «Турбулентность сегодня ожидается?» – спрашиваю у стюардессы. Получив ответ, что, скорее всего, да, но лишь в начале полета, чувствую, что пульс подскакивает. Еще не паника, но неминуемое ее приближение. Я включаю вентилятор над сиденьем и стараюсь сделать глубокий вдох. Осталось перекреститься – и надеяться, что мои маленькие ритуалы помогут пережить очередной перелет. 

К счастью, так было не всегда. Последние лет пятнадцать я сажусь в самолет как минимум раз в месяц. За исключением эпизодов сильной тряски во время трансатлантических перелетов, мне в общем-то нравилось летать. Пока не случился ТОТ перелет. Короткий – меньше трех часов – прямой рейс из Гамбурга в Москву. Началась турбулентность. Мне она показалась настолько сильной, что я подумала – падаем. Я вцепилась в руку соседа. Турбулентность прошла, и остаток полета мы мило болтали. Но с тех пор меня как подменили и любой перелет стал пыткой, а после пары часов в воздухе я выхожу из самолета выжатой как лимон. Муж в какой-то момент отказался со мной летать, чтобы не травмировать ребенка моим неадекватным поведением. По Европе, где мы теперь живем, передвигаемся на поезде.

Короче, я заработала фобию. Не такую сильную, чтобы прекратить летать совсем, но... Все равно я решила что-то с этим делать.

Страх перелетов – одна из самых «модных» фобий: она тревожит каждого четвертого. Каждый десятый отказывается летать вообще

Раннее субботнее утро. Конференц-зал с гигантским экраном при отеле Sofitel в лондонском аэропорту Хитроу набит битком. Авиакомпания British Airways проводит однодневный тренинг по лечению аэрофобии под названием Flying with Confidence («Спокойный полет»). На него всегда лист ожидания. Страх перелетов – одна из самых «модных» сегодня фобий. По международной статистике, она присутствует примерно у каждого четвертого человека, причем каждый десятый боится настолько, что отказывается летать вообще­. Одна из причин – освещение автокатастроф в новостях и соцсетях. Эксперты утверждают, что аэрофобией чаще страдают женщины, но я с удивлением обнаруживаю, что большинство присутствующих в зале – мужчины 30–40 лет.

Перед нами капитан гражданской авиации с 30-летним стажем по имени Стив Олрайт. Он шутит насчет своей говорящей фамилии Allright, что переводится как «все хорошо». Стив обещает, что с нами именно так все и будет. По крайней мере, в плане наших отношений с перелетами. Если, конечно, мы к нему и его команде – нескольким профессиональным пилотам, а также психологу, специалисту по когнитивной терапии, – хотя бы чуточку прислушаемся.

Тот факт, что самолет, пожалуй, самый безопасный вид транспорта, подтверждает море статистики. Число погибших в авиакатастрофах с каждым годом снижается, а прошлый год вообще оказался одним из самых безопасных за всю историю коммерческой авиации. Всего в 2016 году на самолетах летало 3,5 миллиарда человек, из которых погибло всего 325 – то есть одна жертва на почти 11 миллионов! Шанс попасть в авиакатастрофу сейчас микроскопический. В десятки раз меньше, чем, скажем, в 1970-е годы.

«Я, например, не очень комфортно чувствую себя в автомобиле – он в тысячи раз опаснее самолета, – сообщает нам мистер «Все хорошо». – Тем более что профессия пилота вообще самая контролируемая в мире, с переквалификацией раз в полгода».

Любая фобия - штука иррациональная. Это гремучая смесь неадекватных ментально-физиологических реакций, когда тело попадает в ловушку перепуганного мозга

С помощью схем и фотографий Стив «Все хорошо» рассказывает нам, как самолет взлетает и держится в воздухе, что происходит во время набора высоты, посадки и, конечно же, турбулентности – по его словам, абсолютно естественной части полета. Он просит нас встать, закрыть глаза и трижды за ним повторить нашу новую мантру: «Turbulence is uncomfortable, but not dangerous» – «Турбулентность некомфортна, но неопасна». Мы делаем это несколько раз на протяжении всего курса, но я чувствую, что при всей резонности информации мой страх сильнее. Увы, любая фобия – штука иррациональная. Это гремучая смесь неадекватных ментально-физиологических реакций, когда тело попадает в ловушку перепуганного мозга, причем самого древнего его отдела, отвечающего за выживание.

Но самое интересное – у любой фобии есть триггер. В моем случае триггером был тот самый турбулентный перелет. Это не все. Триггер может и не сработать, если тому не способствуют обстоятельства. Фобии чаще развиваются­ в моменты жизни, когда у нас низкий уровень энергии и оттого – пониженная стрессоустойчивость. В моем случае тот злосчастный перелет случился как раз в разгар больших изменений в жизни: переезд в Гамбург, нерешенные проблемы, плюс был февраль и я не вылезала из ангин. На мое ослабленное состояние наложился неспокойный перелет, паника «записалась» на подкорку.

Но фобия – не приговор. На курсе в Лондоне нам показали ряд техник, которые помогают с ней справиться­. В первую очередь это работа с дыханием. Чувствуете приближение паники? Сделайте максимально глубокий выдох. Именно выдох, потому что потом вы будете вынуждены глубоко вдохнуть. Дышать лучше животом, как можно медленнее, на выдохе сжимая ягодичные и вагинальные мышцы, а на вдохе – разжимая. Кстати, последняя рекомендация – из тантрического дыхания. Считается, что если мы подключаем к дыханию те, нижние мышцы, это помогает быстро повысить уровень жизненной энергии и успокоить ум.

Но фобия – не приговор. На курсе в Лондоне нам показали ряд техник, которые помогают с ней справиться­. В первую очередь это работа с дыханием. Чувствуете приближение паники? Сделайте максимально глубокий выдох. Именно выдох, потому что потом вы будете вынуждены глубоко вдохнуть. Дышать лучше животом, как можно медленнее, на выдохе сжимая ягодичные и вагинальные мышцы, а на вдохе – разжимая. Кстати, последняя рекомендация – из тантрического дыхания. Считается, что если мы подключаем к дыханию те, нижние мышцы, это помогает быстро повысить уровень жизненной энергии и успокоить ум.

Перед взлетом у меня по привычке случается легкая паника, но буквально через несколько секунд она отступает. И уже не возвращается

Я озираюсь по сторонам – и в глазах слушателей курса по-прежнему вижу скепсис. Или страх? Последнее можно понять. Через час нам всем предстоит совершить тренировочный полет над Хитроу, чтобы усвоить новую информацию уже на уровне ощущений. Для некоторых это непростая задача – во время ланча я выяснила, что у многих более запущенные, чем у меня, случаи аэрофобии. Например, один парень не летал на самолетах 31 год! А есть и те, кто не летал вообще никогда, хватаясь за сердце при одной лишь мысли о небе.

Нам выдают авиабилеты, и мы идем гуськом грузиться­ в Boeing 747. Нас 120 человек, и лететь вроде бы готовы все. (Как сообщил Стив, довольно часто несколько человек, прослушав теоретическую часть, наотрез отказываются зайти в самолет.) Домохозяйка Кэтрин, мама четверых детей, докладывает мне, что не летала 19 лет – столько же ее старшей дочери. Желание наконец слетать с семьей в отпуск на Канары сподвигло ее преодолеть страх. Бизнесмен Джек из Бристоля, в очередной раз вытирая пот со лба, спрашивает, смогу ли я в самолете сесть рядом. В салоне я все-таки оставляю Джека – решаю сесть в последний ряд, где мне всегда было страшнее всего. Я, как ни странно, спокойна как танк – особенно, когда слышу голос мистера «Все хорошо». Он тоже летит с нами и без конца повторяет: «Все безопасно», «Все нормально», «Все будет хорошо». Параллельно он подробно объясняет, что в данный момент происходит с самолетом. И я начинаю ему верить. Правда, перед взлетом у меня по привычке случается легкая паника, но буквально через несколько секунд она отступает. И уже не возвращается.

Впрочем... Я попадаю в недетскую тряску уже на следующий день, когда лечу домой. Вспоминаю о технике дыхания, уже успев испугаться. Но чувствую, что испуг не захватывает меня целиком. У меня хватает силы воли выдохнуть, сделать глубокий вдох, сжать ягодицы, достать лэптоп и начать работать. После чего я вообще теряю счет времени.

Где лечат аэрофобию

Курс British Airways «Спокойный полет» проходит не реже раза в месяц. Стоимость обычного тренинга – 325 фунтов (сюда входит обед и полет), VIP-курс – 699 фунтов. Ближайшие даты – 23 сентября (Хитроу), 7 октября (Глазго), 11 ноября (аэропорт Гатвик). 

Центр «Летаем без страха» Алексея Герваша. Групповые (три дня с перелетом из Москвы в Санкт-Петербург) и индивидуальные тренинги, а также онлайн-курсы.

Курсы для аэрофобов есть также у авиакомпаний Virgin Atlantic, ЕasyJet, Air France, Lufthansa, Swiss.

Фото: архивы автора

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2017
2.0 лет в России