«Ф» значит феминизм: 11 фильмов о женщинах

[Стиль жизни] [Кино][Работа над собой]
24555
Проблема женщины в искусстве всегда интересовала общественность. Однако в последние годы тема феминизма стоит особенно остро. Подтверждение тому, введенный несколько лет назад гендерный рейтинг фильмов.

Мода на феминизм не проходит вот уже несколько лет подряд. Коснулось всеобщее помешательство и киноиндустрии. В последние годы одна из любимейших тем разговоров в Голливуде – отсутствие картин, где женщина выступает не просто в роли очередной сексапильной подружки, а показана сильной и глубокой личностью. Чтобы еще раз обратить внимание на женский вопрос, в 2014-м году британский фестиваль Bath Film Festival ввел новую категорию фильмов – «F», которая бы напоминала зрителю, что лента одобрена феминистками. Рейтинг присуждается тем картинам, где есть сильные женские персонажи, режиссером или сценаристом является женщина или на экране решается один из женских вопросов.

Идея рейтинга выросла из знаменитого, но не совсем точного теста на гендерную предвзятость –  теста Бекдел, который назван в честь придумавшей его карикатуристки Элисон Бекдел. В 1985 году одна из героинь ее комикса высказала мысль, что стоит идти только на тот фильм, в котором есть хотя бы две женщины, разговаривающие друг с другом о чем угодно, но только не о мужчинах. С тех пор этот тест широко используется не только для оценки фильмов, но и искусства в целом.

«Многие замечательные фильмы с невероятно сильными героинями не могут пройти тест Бекдел просто потому, что там, например, нет двух женщин. Взять хотя бы «Гравитацию» с Сандрой Буллок», - сказал как-то  продюсер фестиваля Bath Film Festival Холли Тарквини. «Мы решили пойти дальше и отмечать те ленты, в создании которых ключевую роль играла женщина или затрагивается насущная женская проблема. Конечно, рейтинг «F» получат и те картины, в которых главный женский персонаж достоин уважения».

Тогда, в 2014-м году в фестивале Bath Film Festival приняло участие более сорока фильмов, из них только 17 смогли получить заветную букву «F» в аннотации. Мы также решили внести небольшой вклад развитие феминистского движения и создали подборку из 11 картин, которым с чистой совестью и абсолютной гордостью можно присвоить заветный F-рейтинг:

«Иствикские ведьмы»

Год выпуска: 1987
Режиссёр: Джордж Миллер
В ролях: Джек Николсон, Мишель Пфайффер, Шер, Сьюзен Сарандон

Обиженная женщина - это страшно, и месть её будет ужасна, будь обидчик человеком или дьяволом. Трех дамочек очарованных самим Джеком Николсоном играют Шер, Сьюзен Сарандон и Мишель Пфайффер. Незнакомец с говорящим именем мистер Д. приезжает в Иствик и по очереди соблазняет трех одиноких подружек, а когда те понимают, что имеют дело с нечистой и решают сбежать, начинает соплощать в жизнь их самые страшные кошмары. Однако, хоть он и Сатана, а победить ущемлённое дамское самолюбие не в состоянии. Загадочному мистеру предстоит жестоко поплатиться за свои грехи и вынести важный урок: если хочешь остаться на высоте, не связывайся с отчаявшейся женщиной.

«Стальные магнолии»

Год выпуска: 1989
Режиссёр: Херберт Росс
В ролях: Салли Филд, Ширли МакЛейн, Дэрил Ханна, Джулия Робертс

Нетривиальная история о нежной дружбе шестерых женщин, которую они пронесли сквозь всю жизнь. Главная у них – красавица Шэлби. Именно она вдохновляет подруг на подвиги, возрождает в женщинах волю к жизни в самые трудные периоды. Повесть о сильной женщине, которая благодаря своему внутреннему стержню способна примирить с суровой реальностью не только себя, но и других. А Джулия Робертс за роль в этой картине получила свою первую номинацию на «Оскар».

«Солдат Джейн»

Год выпуска:1997
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Деми Мур

Мы можем сколько угодно отбрыкиваться от боевиков, триллеров и прочего экшена, который так уважает противоположная половина человечества, но этот фильм добавить в список «рекомендовано к просмотру» просто необходимо. Речь пойдёт о Джордан О`Нил – первой женщине попавшей в спецотряд «Морские котики». Захватывающий сюжет, глубокий психологизм, за которыми как-то теряются и реки крови и всё остальное, что мы, женщины, совсем не любим, вне зависимости от того, феминистки мы или не очень. Это фильм о том, как закаляется человек, попавший в новые, практически невыносимые для себя условия. А если это женщина? Всё будет ещё сложней, но приз, обещанный в конце, дороже всех необходимых для этого испытаний.

«Эрин Брокович»

Год выпуска: 2000
Режиссёр: Стивен Содерберг
В ролях: Джулия Робертс

Фильмы, основанные на реальных событиях, всегда завораживают. Потому что каждой женщине приятно думать, что не одна она борется за существование в суровом мире мужчин. А, меж тем, героиня Джулии Робертс именно борется за существование и не только за своё, кстати. Короче говоря, лучший пример сильной и независимой женщины, которая ради справедливости готова пожертвовать абсолютно всем, в том числе и любовью. Разведённая мать-одиночка не в добрый час обнаруживает малоприятную вещь: благодаря работе в юридической фирме Эрин находит факты о загрязнении окружающей среды – дело тянет на грандиозный скандал. Ради того, чтобы добиться правды Эрин придётся преодолеть немало препятствий, в том числе и в лице мужчины, которого она уже успела полюбить. Но тут уже дело выбора – правда или любовь. Несложно догадаться, что истинная феминистка выбирает правду. Именно за главную роль в этой картине Джулия Робертс получает своего единственного пока «Оскара».

«Фрида»

Год выпуска: 2002
Режиссёр: Джули Тэймор
В ролях: Сальма Хайек, Альфред Молина

Истинная феминистка способна на любовь к мужчине. То, что нам подсовывают современные агитаторы – чушь, способная убедить разве что маленькую девочку. Конечно, это любовь женщины, которая способна трезво оценивать свои возможности. Без лишних комплексов и неуверенности, далекая от понятия «романтики». Великая художница Фрида Кало любила своего мужа Диего яростно, так что сразу и не разберёшься, страсть это была или ненависть. Режиссёру Джули Тэмойр удалось транслировать ту самую атмосферу любящей, страдающей сильной женщины. Ну, и конечно, неподражаемая Сальма Хайек - будучи великолепной актрисой, она к тому же удивительно похожа на Фриду. Феноменальное сходство актрисы с главной героиней, блестящая режиссура (держим в уме целых два Оскара) заставят просмотреть вас картину на одном дыхании.

«8 женщин»

Год выпуска:  2002
Режиссёр: Франсуа Озон
В ролях: Катрин Денёв, Эммануэль Беар, Фанни Ардан

Озон, который вечно стремится копаться в человеческой психологии, создал идеальный женский мир. Правда, с оговоркой – пространство, где правят исключительно представительницы прекрасного пола - это довольно жуткое зрелище, если не сказать больше. Во-первых, женщины, обретшие, наконец, власть, пусть, и над одним домом, расправляются с единственным мужчиной – он в одиночку справиться с ними просто не в состоянии. Загадочный герой мужского пола так ни разу и не появится в кадре, ему там делать нечего. Во-вторых, они с завидной скоростью принимаются поглощать друг друга, впрочем, это дело только ради дела, потому что  мысль-то  в конечном итоге оказывается пугающе проста: женщину уничтожить невозможно. Её можно остановить на некоторое время в её жажде разрушения, но избавиться – никогда. Что ж, абсолютно по-мужски честный взгляд на слабую половину человечества, щедро сдобренный чёрным юмором и хорошей музыкой. Хотя, после «8 женщин» сказать, что мы – слабая половина будет непросто.

«Убить Билла»

Год выпуска: 2003
Режиссёр: Квентин Тарантино
В ролях: Ума Турман, Люси Лью, Вивика А. Фокс

Тарантино знает толк в эффектном кино, от которого невозможно оторваться. Есть в этих натуралистических подробностях какое-то своё неподражаемое обаяние. «Убить Билла» - это классика. В беременную наемную убийцу по кличке Черная Мамба во время бракосочетания стреляет человек по имени Билл. Пуля в голове жертвы, кровь на подвенечном платье, темнота… Но Чёрная Мамба на то и женщина, чтобы не сдаваться просто так.  После четырёх лет проведённых в коме, она снова полна сил и готова незамедлительно отправиться на поиски тех, кто её предал. Будет море крови, захватывающий сюжет и, конечно, прекрасная Ума Турман в эпицентре событий.

«Степфордские жёны»

Год выпуска: 2004
Режиссёр: Фрэнк Оз
В ролях: Николь Кидман, Мэттью Бродерик

Идеальных женщин не бывает (как, впрочем, и мужчин, но фильм не про это). Вроде бы это ясно, как день. И всё-таки из года в год нам навязывают несуществующие в реальности модели поведения, принципы жизни и образ мышления. Фильм «Степфордские жёны» рушит все стереотипы. Невероятная феминистка, в исполнении Бетт Мидлер, не хочет быть как все – в её доме всегда беспорядок, но ей плевать на него – она только и делает, что пишет книгу. Посреди всеобщего хаоса затерялась парочка детей и муж, на которого героиня Бетт успевает покрикивать в перерывах между литературным творчеством. 

«Малышка на миллион»

Год выпуска: 2004
Режиссёр: Клинт Иствуд
В ролях: Клинт Иствуд, Хилари Суэнк

Угадать в ленте Иствуда шекспировский сюжет трудно, а меж тем, это именно он. Вернее, вольный пересказ, основанный на одной из самых известных пьес -  «Укрощение строптивой». Это фильм о девушке предпочитающей, пожалуй, самый мужской вид спорта из возможных – бокс. Решив посвятить себя спорту, официантка Мэгги попадает к пожилому тренеру. В его понимании, место женщины где угодно, но точно не на ринге. Мэгги готова доказать его неправоту, но не словом, а делом, а поскольку женщина существо упорное, особенно при условии, что задето её самолюбие, развитие сюжета будет самым непредсказуемым.

«Северная страна»

Год выпуска: 2005
Режиссёр: Ники Каро
В ролях: Шарлиз Терон, Томас Кертис

Кажется, это самый феминистический фильм из всей нашей подборки. Женщина, которая борется за свои права в жестоком мире мужчин. Суровая реальность, как она есть. После развода Джойзи вынуждена вернуться в свой родной город и устроиться работать на шахту. Вот, пожалуй, самый яркий пример сильной женщины. Мужчины, не терпящие конкуренции со стороны представительниц слабого пола, выдвигают им свои унизительные требования. И тогда Джози, пойдя на большой риск, решает обратиться в суд, чтобы защитить себя и своих подруг.

«Храбрая сердцем»

Год выпуска: 2012
Режиссёр: Марк Эндрюс, Бренда Чепмен, Стив Пурселл

Милая сказка с намёком. Принцесса, рыжеволосая красавица Мерида, больше похожая на парня в юбке (стрелять из лука, гонять по лесам на верном жеребце и взбираться по отвесным скалам без страховки ей нравится куда больше, чем вышивать и играть в куклы)  сбегает в лес из отчего дома, потому что… не хочет замуж. Согласитесь, очень актуальный сюжет, учитывая наши реалии. Принцы пошли нынче не те, а сыграть свадьбу ради процесса и белоснежного платья, это знаете ли, извращение какое-то. Мерида относится к тем, перед кем выбор стоит принципиальный: всё или ничего. В данном случае: ничего, потому что, сбежав из дворца и обратившись к колдунье (условно злой), принцесса, сама того не ведая, подвергает своих родных страшному заклятию, а по факту – становится заложницей ситуации. Чем всё закончится – известно, ведь сказки должны заканчиваться хорошо. Но свадьбы не ждите, ведь это же очевидно: замуж за первого встречного выходить не стоит, иначе можно пропустить всё самое интересное.

Источник фото: кадры из кинофильмов

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2017
2.0 лет в России