Мастера соблазна: что мужчины дарили аристократкам, чтобы завоевать их сердце
Кадр из фильма «Анна Каренина»

Говорят, что путь к сердцу женщины лежит через правильные подарки. Сейчас подобрать подходящий презент не кажется большой проблемой, почти у каждой девушки есть собственный, постоянно пополняющийся список желаний, которым она с радостью поделится. Но как же мужчины выкручивались в XIX веке, когда не было такого изобилия товаров, маркетинг еще не процветал, а все самое лучшее делалось только заранее и под заказ?

XIX век — это эпоха романтизма, таинственности и трагедии. Влюбленные всегда пытались вложить в свои подарки определенный смысл, понятный лишь адресату (читайте также: Вскружат голову: 6 секретов обольщения, которые знают только аристократки).

Это мог быть медальон с зашифрованной строчкой любимого обоими романа, цветок с определенным значением или ноты связывающего их романса. В ту эпоху бездумно дарить всякие мелочовки считалось дурным тоном, поэтому каждый презент обязательно имел глубокую значимость. Также существовал определенный этикет дарения. Мужчина, ухаживающий за дамой, не мог порадовать свою избранницу дорогостоящими и помпезными вещами, чтобы не поставить ее семью в неудобное положение, поэтому кавалерам приходилось искать недорогие, но значимые варианты. 

Мастера соблазна: что мужчины дарили аристократкам, чтобы завоевать их сердце
Кадр из фильма «Великий Гэтсби»

Любовные послания

Популярными и трогательными подарками XIX века считались литературные творения. Выразить свои чувства и высокие побуждения в стихах было поистине благородным и романтичным признанием в любви. Афанасий Фет посвятил множество творений своей возлюбленной, Елене Лариной. И хоть они так и не смогли быть вместе, поэт оставил целое наследие любовных посланий, тем самым обогатив русскую литературу. Лермонтов посвящал свои стихи Варваре Лопухиной, Пушкин — Керн.

Самым ценным подарком от поклонника считался альбом с золотым обрезом, исписанный стихами разных форм. В Европе любовные письма приобрели огромную популярность, мужчины пытались как можно изощреннее донести свои чувства до избранницы, чтобы превзойти конкурентов. Такой вид переписки стал настолько распространенным, что появились целые справочники по искусству сочинения любовных посланий (читайте также: Романы в письмах: любовная переписка великих людей, покорившая мир).

Украшения

Ювелирные изделия издревле считались ценным подарком, но как же их преподносили в XIX веке? Правила дарения драгоценностей в то время определял журнал «Модный свет». Кольцо мог подарить только жених или муж, и на этот счет издательство было очень категорично, никаких поблажек.

Браслеты и брошки не следовало принимать от приятелей и мало знакомых людей, только от близкого круга. То же самое касалось пряжек и шпилек. Серьги рассматривались в качестве презента от родных или крестных родителей, ожерелье можно было принять только от мужа или близких родственников.

Но в конце журнал добавлял утешительную приписку о том, что существует множество украшений, которые можно подарить в знак дружбы. То есть, в XIX веке, если мужчина хотел подарить даме своего сердца украшение, не задев ее чести и не нарушив правила приличия, ему следовало быть очень изворотливым.

Табак

Вы удивитесь, но в XIX веке интерес к табаку был не только у мужчин. Среди женщин было очень популярно его нюхать, ведь считалось, что это полезно для здоровья. Ольга Корнилова писала, что роскошная табакерка была уместным и хорошим подарком для уважаемой дамы. 

Сервиз

Сервиз считался универсальным и приятным презентом. Его дарили не только женщинам, но и мужчинам в знак привязанности и уважения. Так, например, Екатерина II преподнесла роскошный сервиз из серебра, вес которого равнялся двум тоннам, графу Орлову. Но везде важно соблюдать чувство меры, и подарков это касается в первую очередь. Безвкусным и вульгарным аристократия сочла жест одного чиновника, который подарил своей возлюбленной огромный сервиз, каждый элемент которого был обернут в сторублевую ассигнацию (читайте также: Худший выбор: 9 подарков на 8 марта, которые никогда никому не нравятся (но вы их дарите)).

Фото: кадры из фильмов