Почему «В центре внимания» победил художественность Иньярриту и концептуальность Миллера

Завершилась 88-ая церемония вручения главной кинопремии мира «Оскар». Киноманы и просто ценители настоящего искусства с замиранием сердца следили за происходящим, и, конечно, всё внимание было обращено на ДиКаприо, за которого, похоже переживал весь мир. Однако, как выяснилось, Леонардо со своими амбициями и надеждами (которые, к счастью, сбылись) был вовсе не главной интригой церемонии. Основной сюрприз - победитель в номинации «Лучший фильм». Да, стоит признать, что ни один прогноз не оправдался. Могли ли мы хотя бы неделю назад, да что там – за несколько часов до главного кинособытия года подумать, что престижную награду заберёт лента на которую никто не делал серьезных ставок? Здесь как мы помним – безоговорочными лидерами среди номинантов были совсем другие картины. Итак, в номинации «Лучший фильм» победил фильм Томаса Маккарти «В центре внимания», обойдя своих главных соперников. 

Почему «В центре внимания» победил художественность Иньярриту и концептуальность Миллера
Почему «В центре внимания» победил художественность Иньярриту и концептуальность Миллера

В основе сюжета – реальная и жутковатая история о журналистском расследовании газеты The Boston Globe, в ходе которого выясняется, что многие священники бостонской метрополии насиловали детей. «Здравствуйте, господа, сегодня мы поговорим с вами о педофилии, о том, что так делать нельзя, иначе всё закончится очень плохо». То есть, по большому счёту, эдакая страшная сказка на ночь, с заявкой на глубокий смысл, а по факту – психологический ужастик для тех, кому реки крови не так чтобы сильно интересны. Кстати, что примечательно, год от года главный «Оскар» становится всё более социализированной премией, а иными словами американской, где основной лозунг – братство, равенство и всё в этом же духе. Мы всех спасём, виновных накажем, невиновных отпустим и погладим по головке, униженных и оскорблённых пожалеем. Борьба с самим собой – а это как раз основа сюжета как «Выжившего» Иньярриту, так и «Безумного Макса» Миллера,  явно проигрывает на фоне общественных проблем. Так что, честно говоря – списание со счетов «В центре внимания», это глобальная ошибка критиков, которые всё ещё верят в то, что победу одерживает художественность, а не социальный подтекст. Увы, похоже, наше время выигрывает тот, кто лучше запугает, да ещё и добавит в конце (или в начале), мол, я вам не вру, всё так и было, задумайтесь. И все умрут от страха.

Хотя у Маккарти есть один неоспоримый плюс, не сказать о котором нельзя – режиссёр не опускается до такой любимой современным российским зрителем чернухи. То есть, проще говоря, никакого откровения здесь не случится. Не будет и никакой  драмы с заламыванием рук, криками, рыданиями и громким отчаянием, которое, кстати говоря, нынешние мастера кинематографа страсть как любят. Будет спокойно и страшно, потому что, не забывайте: «всё так и было».  Хотя, кажется, режиссёр вкладывает в своё произведение несколько иной смысл, ведь во время вручения приза Томас Маккарти заявил: «Этот фильм дал голос тем, кто выжил, несмотря на трагедии, а «Оскар», усиливает голос непобежденных и несломленных».

Так что нет ничего удивительного, что заветную статуэтку взяла именно эта лента – более злободневной на сей день темы нет. Хотя, может быть в следующем году премию заберёт какой-нибудь душещипательный фильм о тяжёлой жизни чернокожих в Америке?

Источник фото: кадры из кинофильмов