«В класс к моему ребенку привели ученика с РАС (расстройством аутического спектра), многие родители против. Им кажется, что появление такого ребенка неизбежно снизит общий уровень подготовки класса, так как учителю придется больше времени уделять „особенному“ школьнику. Как мне поступить в этой ситуации?»

Анастасия (34 года)

Ответ экспертов:

На самом деле это просто очень распространенное заблуждение. Исследования показывают, что если в школе начинается программа инклюзивного обучения (совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений), то она положительно влияет на всех детей — и на типично развивающихся сверстников, и на детей с особенностями в развитии. Все чаще мы видим, что и в России, и за рубежом родители больше хотят водить своих детей в прогрессивные школы с инклюзивным образованием, а не в отсталые учреждения, куда не принимают отличающихся от других детей. Такие школы обычно не очень хороши для всех, ведь если школа требует от ребенка быть «стандартным», это зачастую означает, что любым детям там трудно проявить свою индивидуальность.

Инклюзивные программы положительно влияют на всех детей, а школьные специалисты получают новые знания и новые квалификации. Зачастую с ребенком с особенностями в развитии в школу приходят дополнительные ресурсы. Это могут быть специальные помощники, тьюторы или дополнительное финансирование, а учителя и специалисты вынуждены искать индивидуальные подходы к каждому ребенку, что в итоге позитивно влияет на всех учеников.

Если сопровождение инклюзивной программы организовано правильно, то в школе повышается общий уровень толерантности, снижается число случаев травли в отношении всех детей.

Важно, чтобы учитель и его помощники в классе знали сильные стороны ребенка и понимали его особенности. Например, как он или она вступает в коммуникацию, каким образом должны выглядеть его учебные материалы. Конечно, необходимо работать с родителями всех детей. Им нужно разъяснять то, что происходит, и рассеивать беспочвенные опасения, помогать им научиться правильному языку, использующемуся в отношении самых разных детей. Полезно работать и с учениками в классе. Например, можно пригласить самых инициативных детей и сделать их помощниками в инклюзии, поощряя их к дружбе и игре с ребятами с особенностями. Для такого рода программ существуют очень эффективные, детально разработанные подходы.

Самое главное, что нужно знать — ребенок с аутизмом может учиться так же, как и его сверстники, но он иногда воспринимает информацию иначе, чем остальные. Это нужно учитывать и постараться объяснить это взрослым и детям.

Все мы разные, в этом нет ничего страшного. Нужно просто заранее задать правила игры и оказать поддержку там, где это необходимо.

Об экспертах:

Святослав Довбня и Татьяна Морозова
Святослав Довбня и Татьяна Морозова

Эксперты фонда «Оюнаженные сердца», детский невролог и психолог.

Личный сайт

Фото: Getty Images