10 любопытных фактов про моду Первой мировой войны

[Стиль жизни] [Легенды моды] [Истории жизни]
4715
Рассказываем все самое интересное о модных предпочтениях во время непростого военного периода.
Обложка пластинки с песней Don't Worry, Dearie, 1917 год

Хотя одежду этого непростого военного времени часто называют эдвардианской, на самом деле, это не совсем так: британский король Эдуард VII умер еще в 1910 году, за четыре года до начала Первой мировой войны. Однако изменения индустрия почувствовала еще до наступления трагедии. К 1914 году женская одежда утратила жесткие индивидуальные черты этой эпохи, а с легкой руки великого модного гения Поля Пуаре женщины лишили себя необходимости носить узкие и крайне неудобные корсеты, которые еще и приводили к необратимым последствиям для здоровья (читайте также: Самые жестокие модные тренды в истории).

Модная иллюстрация из журнала Le Miroir des Modes, изображающая людей в конце Первой мировой войны

Новые роли, которые теперь исполняли и женщины, диктовали свои правила. Юбки стали короче, а цвета – более приглушенными. Однако этим тенденции этого непростого периода не ограничивались приводим еще 10 фактов, многие из которых оказали влияние и на моду нашего времени.

Показы мод помогали собрать деньги для военных нужд

Впервые показы начали проводить еще в 1911 году: ранее дизайнеры работали лично с каждым клиентом, чтобы создать модель в точности «под покупателя». Однако во время Первой мировой войны из этого удалось извлечь и пользу для общества: показы мод организовывались специально для сбора средств на ведение военных действий. 1914 году редактор американского Vogue Эдна Вулман Чейз устроила шоу для демонстрации работ нью-йоркских дизайнеров. В этот период французские кутюрные дома во главе с Полем Пуаре решили объединиться, чтобы сформировать синдикат для борьбы с кражами идей. С клиентов и предприятий, которые хотели воспроизвести тот же дизайн одежды, была брали плату за авторские права, а сами показы мод проводились только по приглашению.

Rimmel и Maybelline были доступными марками косметики для женщин всех классов

Женщины экспериментировали с косметикой задолго до войны, однако именно в этот период популярность завоевали известные и сейчас бренды (как Rimmel и Maybelline, основанный в 1915 году) – они стали общедоступными для многих классов. Тем не менее, британские женщины, находящиеся на передовых постах, получили строгие приказы избегать «всякой пудры, краски, аромата, сережек или других украшений». Но даже такие авторитарные приказы часто мало влияли на всеобщие тренды: капля аромата L'Heure Blue или немного румян могли быстро поднять настроение в тяжелых военных условиях. Популярны были пудра, карандаш для глаз и тушь для ресниц, а Элена Рубинштейн рассказывала об увеличении спроса на кремы для лица от более состоятельных женщин, добровольно работающих медсестрами на фронте.

Мужчины увлеклись рукоделием во время ожидания выхода на поле боя

Поделки делали из всего, что было под рукой: как для того, чтобы скоротать время, так и для продажи. В ожидании выхода на поле боя мужчины часто вязали или вышивали. Женщины и дети в тылу изготавливали носки и шарфы – это стало данью патриотизму в непростых военных условиях. Игрушки отправлялись на фронт на удачу солдатам, а многие военные искали подарки в окопах. Интересно, что до войны вязаная одежда была, в основном, частью детской моды, но к 1920-м годам джемперы стали повседневной одеждой и для взрослых.

Плакат с призывом помогать Красному кресту во время Первой мировой войны
Итальянская иллюстрация 1915 года

Большинство женщин до войны не брили ноги, и волосы на ногах считались привлекательными

В 1915 году бренд Gillette впервые представил бритвы Milady Décolletée – станки, красиво упакованные для эстетов и ценителей моды. В это время волосы на ногах у женщин на большей части Запада стали восприниматься как негигиеничный пережиток прошлого и, в конечном итоге, непривлекательными. Массово женщины начали брить ноги, когда юбки стали короче, а общедоступными стали более тонкие чулки.

Журналы мод давали советы для гардероба во время обстрелов

Во времена обстрелов журналы активно рекламировали новые фасоны – например, шелковую пижаму вместо домашних хлопковых ночных сорочек. Некоторые британки прикрепляли уже завитый шиньон из волос, чтобы сэкономить время на укладку.

null

null

Мужчины примерили наручные часы (раньше их носили только женщины)

Ранее наручные часы были предметом исключительно женского образа и выполняли, скорее, функцию украшения, а мужчины носили часы в кармане жилета. Все изменила война: карманные часы были крайне непрактичными, поэтому мужчины начали активно заимствовать из женского гардероба наручные модели. Они были полезным, хотя и довольно дорогим приобретением, которое носили на внутренней стороне запястья, чтобы защитить стеклянную лицевую сторону. Эту практику потом продолжали некоторые бывшие военные.

Одежда для траура тоже претерпела изменения

Полный образ для траура, который сформировался в XIX веке, был непрактичным и довольно удручающим в военное время. Вместо этого в мрачный цвет окрашивали повседневную одежду, а черные нарукавники (как привычные составляющие наряда) продавались уличными торговцами. Шляпки с черными вуалями вдовы носили все реже. Помимо этого, изменились и предпочтения в тканях: Courtauld's, один из ведущих производителей траурного крепа, переключились на покупку патентов на новые материалы, такие как вискоза.

Борьба с морщинами (и унынием) в рекламе

Пионеры бьюти-индустрии Элена Рубинштейн и Элизабет Арден открыли собственные салоны красоты в Нью-Йорке в 1915 году. Рекламные кампании брендов тоже строились на привычках и повседневности женщин того времени: Рубинштейн, например, в 1918 году продвигала свои продукты как противоядие от морщин и «уныния», вызванных тяжелыми условиями военного времени.

Реклама одежды и аксессуаров в модном издании в 1915 году
Реклама крема и помады в 1915 году

Украшения в военное время были крайне креативными

В то время как в мирное время бижутерия считалась довольно легкомысленным дополнением образа, милые безделушки, подаренные солдатом своей возлюбленной, разрешались и поощрялись. Марсель Пруст также заметил в Париже моду на кольца и браслеты, сделанные из фрагментов снарядов или боеприпасов.

Женщины-полицейские в 1917 году

Мода стала прообразом андрогинного стиля

Условия войны изменили представления о традиционных гендерных ролях. Женщины этого времени водили машины и требовали права голоса, а многие занятия требовали ношения брюк. Военные нужды, конечно, отразились на моде, куда пришли туники, ремни и погоны, известные сейчас как главные составляющие стиля милитари. В это время (также из соображений практичности) женщины начали носить короткие стрижки, что стало в определенной степени прообразом популярного сейчас андрогинного стиля, который стирает различия между полами.

На основе материала History Extra.

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйОктябрь 2019
Dualism